Урок математики по теме «Действия с положительными и отрицательными числами» Дата Класс: 6
. Цели урока:
Задачи:
образовательные:
развивающие:
продолжить формирование навыков умения анализировать, размышлять, делать выводы;
развивать умения ориентироваться в нестандартной ситуации.
воспитательные:
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Математика» 6 класс Мерзляк А.Г.,
Тип урока: урок построения системы знаний.
Методы обучения:
Форма обучения:
фронтальная работа;
групповая (парная);
индивидуальная работа.
Ход урока:
I.Организационный момент
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! С дом.заданием все справились? Проверяем комментированием, оцениваем правильность и аккуратность.
II.Определение темы и постановка цели урока
УЧИТЕЛЬ: ребята запишите число и давайте сформулируем тему нашего урока
( на доске числа -5,2 3 1 0 -3 8 -0,75)
Что вы можете сказать об этих числах?
Учащиеся: положительные и отрицательные числа
УЧИТЕЛЬ: что мы научились делать с этими числами?
Учащиеся: сравнивать, складывать, вычитать умножать и делить.
УЧИТЕЛЬ: как можно сформулировать тему урока?
УЧАЩИЕСЯ: Действия с положительными и отрицательными числами УЧИТЕЛЬ : запишите ее в тетрадях
Значит чем мы будем заниматься на уроке, какова цель урока?
УЧАЩИЕСЯ: отработать и закрепить вычислительные навыки чисел с разными знаками
III.Оперирование знаниями и способами деятельности
УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Т.К. 2017 год – ГОД ЭКОЛОГИИ, то мы на нашем уроке рассмотрим экологические вопросы и проведем небольшую исследовательскую работу.
И так начнем
ВЕСЕЛАЯ РАЗМИНКА:
1. Какие числа употребляются при счете?
природные
искусственные
натуральные
математические
2. Сколько мусора в день выбрасывает среднестатистический человек?
3. Температура воздуха понижается каждый час на 2°. Сейчас термометр показывает ноль градусов. Какую температуру он покажет через 3 часа?
4. На сколько лет снижается жизнь в больших городах?
1-2 года
4-8 лет
10-12 лет
13-15 лет
5. Если условно обозначить слово «друг» – положительным числом, а слово «враг» – отрицательным, то можно получить мнемоническое правило. Закончите предложения.
Друг моего друга - мой … (друг)
Друг моего врага - мой … (враг)
Враг моего друга - мой … (враг)
Враг моего врага - мой … (друг)
6. Что такое “Гринпис”?
Учитель. Не случайно в последнем задании вы определили, что Гринпис – независимая международная организация по охране окружающей среды, которая решает экологические проблемы на Земле. Конечно, на одном уроке нельзя рассказать обо всех экологических проблемах планеты и нашего города. Рассмотрим лишь некоторые из них. Пожалуй, самой актуальной является проблема загрязнения окружающей среды.
Пусть девизом нашего сегодняшнего урока станут слова писателя Б. Васильева “Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”. Давайте подумаем сообща.
О важнейших экологических проблемах вы узнаете, выполнив следующие задания.
Задание № 1 «Кодированное упражнение»
- 40 * 5 =
5, 6 * (- 20) =
- 4,5 * (-0,9) =
- 200 | 200 | - 112 | - 405 | 4,05 |
Ш | Р | У | О | М |
(Появляется шум)
ШУМ:
Тебе мало шумят города,
Вставь наушники в уши.
Я проникну в твой мозг
И твое здоровье разрушу!
Ученик: ШУМ – это загрязнение невидимо для глаз, но его можно услышать. Его называют “медленный убийца”. Он может привести к потере слуха, снижению памяти, стрессу, преждевременному старению. В школах шумных районов города у ребят могут возникнуть трудности с учением.
Задание № 2 «Проверяй-ка»
Среди предложенных 8 решенных примеров, выбрать номера тех примеров, которые решены, верно.
1. 64 · (-10) = 640
2. -2,8 · 3 = - 84
3. -4,7 · (-5) = 23,5
4. 6,9 · (-0,1) = -0,69
5. 43 · (-3) = 129
6. -3,4 · (-1) = 3,4
7. -26 · 4 = 104
8. 1,6 · (-4,5) = - 7,2
Ответ: 3468
(Появляется смог)
СМОГ:
Если люди не сделают так,
Чтобы на Земле было меньше дыма,
То дым сделает так,
Что на Земле будет меньше людей!
Ученик: СМОГ – это дымотуман – самая страшная форма загрязнения воздуха. Он вызывает тяжелые заболевания со смертельным исходом. Солнечные лучи превращают газы смога в ядовитые вещества.
Задание № 3
Решите уравнение:
1) Х + 7=4;
2) 20 - Х=35;
3) 7 - Х= - 5;
4) 9Х= - 54;
5) 28 : (-Х)=4
-15 | 12 | -6 | -7 | -3 |
Ы | О | Л | Ь | П |
(Появляется пыль)
ПЫЛЬ:
Со мной бессмысленно бороться.
Меня сотрут – я здесь опять!
Ты будешь кашлять и чесаться,
А я – резвиться и летать.
Ученик: ПЫЛЬ – в ее составе не только твердые частицы, но и микроскопические паразиты, клещи, бактерии, болезнетворные грибки, поражающие дыхательные пути и вызывающие аллергические заболевания. Ее частицы на своей поверхности удерживают токсические и радиоактивные вещества. Пыль – основной источник попадания в организм страшного яда – диоксина.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, кто нам поможет бороться с шумом, пылью, смогом? Конечно же – это лес. Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они работают как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.
Но лес- это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, для производства бумаги, мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря. Высококачественный лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.
Основу любой бумаги составляют волокна целлюлозы. Эти волокна могут быть получены из разных источников - древесины, соломы, хлопка или из самой же бумаги.
Подавляющее большинство используемой сегодня бумаги требует в качестве сырья древесину. Как правило, все сорта бумаг содержат смесь твердых (береза) и мягких (ель, сосна) пород древесины.
Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м3, то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев.
Бумага | Древесина | Деревья |
1 т | 5,6 м3 | 17 деревьев |
1 кг | 0,0056 м3 | 0,017 дерева |
1г | 0,0000056 м3 | 0,000017 дерева |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Если отрицательное число – встать, если положительное число- сесть»
(5;-28;-32;16;100;и др.)
Задание № 4
Исследовательская работа
Учащиеся 6 класса за один учебный год тратят по приблизительным подсчетам 387 кг бумаги, для изготовления которой необходимо 2 м3 древесины или 7 деревьев.
Задача
Сколько в нашей школе остается бумаги на столах за день после уроков? Сколько за 175 учебных дней?
1. Сколько выброшенной бумаги приходится в день на одного ученика?
2. Прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в нашей школе за один день и за весь учебный год?
3. Выразить массу выброшенной бумаги в кг. (нужно разделить на 1000)
Решение:
На столах после уроков остается 313 г бумаги, в нашей школе 1100 учеников. Значит, на одного ученика выброшенной бумаги приходится
313 : 1100 = 0,3 (г).
В учебном году 175 дней
313*175=54775 (г)=54кг 775г
Продолжим исследование
Подсчет расхода дерева
Учащиеся(чел.) | Время(мес.) | Бумага (кг) | Древесина(м3) | Деревья (штук) |
1 чел. | 12мес. | 22 кг | 0,1232 м3 | 0, 4. деревьев |
30 чел. | 12мес. | 660кг | 3,696м3 | 12 деревьев |
Подсчет расхода бумаги
Для того чтобы подсчитать расход бумаги нашим классом мы посчитали вес всех бумажных учебных принадлежностей: тетрадей, учебников, учебных пособий, справочников, альбомов для рисования, которые использовались нашим классом.
Согласно нашим расчетам один ученик 6 класса в процессе учебы тратит за полгода
11 кг бумаги, а весь класс 330 кг бумаги.
Вывод:
Каждый человек может:
сократить избыточное потребление бумаги;
собирать всю использованную бумагу для вторичной переработки;
по возможности использовать бумагу, изготовленную из вторичного сырья;
приобретать бумагу, произведенную из древесины, заготовленной в ответственно управляемых лесах;
учащимся бережно относиться к учебникам, книгам.
IV.Подведение итогов и формулирование выводов. Рефлексия
1) Результаты урока
2)Рефлексия
3)Домашнее задание повторить правила, №1119,1122