Тема: «Музы не молчали» Михеева Елена Олеговна
Цель: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, нашедшими отражение в музыке и изобразительном искусстве.
Задачи: 1) познакомить детей с музыкальным материалом;
2) развивать речь, мышление, внимание, музыкальный слух;
3) воспитывать патриотическое чувство к Родине, уважение и чувство благодарности к людям, защищающим нашу Родину.
Музыкальный материал:
- «Богатырская симфония» А. П Бородина;
- «Солдатушки, бравы ребятушки»;
- «Песня о маленьком трубаче» Никитин, Крылов;
- «Учил Суворов»;
- «Песенка о бумажном солдатике» Б. Окуджавы.
Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, кассеты с записями.
Ход урока.
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята.
Сейчас начинается музыкальный урок,
Об этом сказал нам веселый звонок,
Сказал, заливаясь, на ноте высокой.
Друзья! Поздравляю с началом урока.
- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Музы не молчали».
II. Знакомство с новой темой.
- Во все времена музы воспевали храбрость и отвагу витязей, богатырей, воинов в песнях, стихах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках Отечества. Это память о военной славе наших предков и современников.
- И сегодня Муза приглашает нас раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.
Наша Муза познакомит сегодня нас со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.
– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК?
Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.
- Ребята, а сейчас мы посмотрим с вами презентацию.
Презентация о Петре I и А. В. Суворове, а также о Бородинском сражении.
Петр 1 был царем. С 10 летнего возраста правил самостоятельно. Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне.
Суворов величайший русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства.
Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино.
III. Углубление темы урока.
- Ребята, а сейчас мы послушаем с вами песню, которая называется «Солдатушки, бравы ребятушки». А вы слушаете ее внимательно, а потом ответите мне на вопрос: О чем эта песня?
Прослушивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
- О чем эта песня?
- А здесь поет один человек или здесь происходит диалог?
- Действительно, ребята, в песне звучит вопрос солиста-запевалы. Ответ хора строится так, что мы слышим диалог.
- А какова здесь мелодия вопроса? (Мелодия вопроса размашистая, удалая).
- А мелодия ответа? (Более строгая, собранная).
- Ребята, а как вы думаете, это современная песня или старинная?
- А почему вы так думаете?
- Ребята, а сейчас внимательно слушаем следующую песню.
Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» Никитина, Крылова.
- А как вы думаете, как называется эта песня?
- О каких событиях рассказывается в этой песне?
- В чем заключается подвиг мальчика-трубача?
- Ребята, давайте откроем учебник на странице 68.
- Памятник какому полководцу мы видим в нашем учебнике? (Александру Васильевичу Суворову).
- А вы знаете, что когда Александр Суворов был маленьким мальчиком, он очень часто болел. Ему очень хотелось стать военным, а его даже в солдаты не записали. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его записывали в армию. Пока он подрастет, к моменту службы станет сразу офицером. Саша Суворов, несмотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал болеть. А в армию он пошел и дослужился до генералиссимуса ((от лат. generalissimus — самый главный), высшее воинское звание в вооруженных силах ряда стран. Присваивалось полководцам, командовавшим во время войны несколькими, чаще союзными, армиями, а также иногда лицам из семей царствующих династий и государственным деятелям как почётное звание.). За всю службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что очень любил и берег своих солдат. И солдаты отвечали ему своей любовью и преданностью.
Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.
Прослушивание песни «Учил Суворов» А. Новикова, М. Левашова.
- Чему же, ребята, учил Суворов?
- А сейчас мы с вами послушаем ещё одну песню. Она называется «Песенка о бумажном Солдатике».
Прослушивание «Песенки о бумажном Солдатике» Б. Окуджавы.
- Ребята, о чём эта песня?
- А можно ли назвать этого солдатика героем?
- А как вы думаете, почему он так сильно хотел в огонь?
- Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии – большом произведении для симфонического оркестра – композитор XIX века Александр Бородин.
Александр Порфирьевич Бородин – (родился 31 октября 1834 г. в Петербурге, умер в феврале 1887 г.) русский композитор и ученый-химик. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.
Симфония в переводе с греческого означает «созвучие», «благозвучное сочетание тонов».
- Свою симфонию композитор назвал «Богатырская».
- Давайте ее послушаем.
Прослушивание «Богатырской симфонии» А. Бородина.
- Подумайте, почему композитор дал всей симфонии такое название?
- Каков характер этой музыки?
-Что придает ей уверенность, мужественность?
- Как звучат инструменты оркестра?
- Впечатление тяжелой поступи возникает у слушателей благодаря особому строю мелодии, «топтанию» ее вокруг начального звука, остановок в конце каждой фразы. Инструменты оркестра играют одну мелодию в один голос, в унисон, все вместе. Это придает музыке слаженный характер, подчеркивая единение людей перед лицом врага.
- Ребята, а какой город у нас в народе называется город-герой? (Волгоград).
- Вот в этом городе есть Мамаев Курган. Вы слышали о таком?
- И сейчас мы с вами перенесёмся в этот город-герой.
IV. Итог урока.
- Ребята, а вы согласны с выражением «Когда говорят пушки, музы полчат?»
- Почему?
- Что вы сегодня узнали на уроке?