СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки для 2 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю полностью подготовленный урок музыки для 2 класса средней школы с конспектом и презентацией. К сожалению, музыкальные файлы прикрепить не могу, так как объем отправляемой информации уроков ограничен.

Просмотр содержимого документа
«24 »

8


УРОК МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ


Тема: «Волшебная палочка дирижера».


Цели урока:

Образовательная:

показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.

Развивающая:

развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.

Воспитательная:

воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.


Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр и музыкальный синтезатор.


ХОД УРОКА

I.Организационный момент.


У: Доброе утро ребята.

Тему нашего урока вы узнаете через несколько минут.


II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».

У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке.

  1. Что такое темп в музыке?  (Скорость звуков)

  2. Как называется окраска звука в музыке? (Тембр)

  3. Как называется движение в музыке?  (Динамика)

  4. Как звучит музыка, написанная в минорном ладу?  (протяжно, уныло)                

  5. Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу?  (весело, торжественно, звонко)

  6. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.  (Оркестр)

  7. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)

  8. Музыкант, руководитель оркестра.  (Дирижёр).

Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.


  III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.


У: Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите?

Что он держит в руках? 

Слайд №1


Д: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку.


У: Сегодня на уроке мы будем говорить о дирижёрах симфонического оркестра.


Тема урока называется «Волшебная палочка дирижёра».

Ребята, а почему она волшебная?

Слайд №2


На этот вопрос, мы будем отвечать весь урок.


У: Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует красками, а композитор музыкой.


И сейчас мы с вами послушаем и посмотрим симфонию №1 Л.В. Бетховена.


Послушайте внимательно, и ответьте пожалуйста:

какая музыка по характеру?

какими красками нарисовал композитор эту музыку?

Д........


Какой оркестр исполнил эту музыку?


Д: Симфонический оркестр.

Слайд № 3


У: Какие виды оркестров еще существуют?

Д: Духовой, оркестр народных инструментов, джазовый.


У: Смотрим на экран (Виды оркестров).

Слайд № 4   


У: кто руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали?

Д: дирижер.


У: Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания и исполнения ими музыкального произведения.

Руководит дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.

Слайд № 5-6


Слайд № 7

(Показ дирижерской палочки)

Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.


У: Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.

Д: У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты.


У: История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.


Сообщение

В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута».

Батута - палка для «громкого» дирижирования.

Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».

Слайд № 8-9


(И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту).

Слушаем музыку Поля Мориа из фильма «Игрушка».


Вопрос

Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?

Д: Воспринимать музыку под такой стук очень сложно. Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки.


У: Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.


Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.

Слайд № 10


Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.


Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.


Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера. 

У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.

У: Теперь организуем выступление шумового оркестра.

1 - ряд хлопает в ладоши,

2 - ряд стучит деревянными карандашами,

3 - ряд поочередно стучит ладонями по парте,

 (ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера).


Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?

Д: - дирижер направляет и управляет оркестром.


У: Правильно, в переводе с французского, дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

Слайд № 11


Далее в качестве дирижеров выступают учащиеся.


У: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.

Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

Известный дирижер ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».

В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны и мира.


Владимир Спиваков - советский и российский дирижёрскрипач, педагог.

Народный артист СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР(1989). Лауреат Государственной премии России (2012).

Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки.


Валерий Гергиев- советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996) и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998)

Слайд № 12


Поль Мориа (4 марта 1925-3 ноября 2006 года) – известный всему миру французский композитор, аранжировщик и дирижер.

Слайд № 13


Давайте, вместе, послушаем одно из произведений оркестра под управлением этого дирижера, которое носит название «Одинокий пастух».


У: Итак, давайте подведем итог.

Зачем нужен дирижер?

Почему палочку дирижера называют волшебной?


У: Молодцы!!! Вы все хорошо работали на уроке!


Попробуйте продолжить фразы

  1. Я сегодня узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я научился…

  5. Мне захотелось…


Ребята, а закончим свой урок, мы словами дирижера Владимира Спивакова.

Слайд № 14


Спасибо всем за урок!!! До свидания!!!



Просмотр содержимого презентации
«24»

Волшебная палочка дирижера  Урок –мультимедиа по музыке во 2 классе.

Волшебная палочка дирижера

Урок –мультимедиа по музыке во 2 классе.

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр

Виды оркестров Духовой Симфонический Оркестр Эстрадно- симфонический Камерный Джазовый Оркестр народных инструментов

Виды оркестров

Духовой

Симфонический

Оркестр

Эстрадно-

симфонический

Камерный

Джазовый

Оркестр

народных

инструментов

Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания и исполнения ими музыкального произведения. Руководит дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.
  • Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания и исполнения ими музыкального произведения.
  • Руководит дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.
Дирижирование  – один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства; это управление музыкальным коллективом в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения.

Дирижирование –

один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства; это управление музыкальным коллективом в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения.

«Наличие или отсутствие таланта обнаруживается сразу, как только музыкант впервые поднял руки у дирижерского пульта. Но из пяти талантливых в лучшем случае один становится настоящим дирижером».    В. Понькин

«Наличие или отсутствие таланта обнаруживается сразу, как только музыкант впервые поднял руки у дирижерского пульта. Но из пяти талантливых в лучшем случае один становится настоящим дирижером». В. Понькин

Батута -  палка для «громкого» дирижирования. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».

Батута палка для «громкого» дирижирования.

Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».

Скрипичный смычок

Скрипичный смычок

В переводе с французского, дирижер  - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

В переводе с французского, дирижер  - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ

ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ

ПОЛЬ МОРИА

ПОЛЬ МОРИА

«Когда играешь Баха или Моцарта, Вивальди или Гайдна, Шостаковича или Щедрина, Губайдулину или Шнитке, происходит работа души. Мне всегда хотелось, чтобы человек после концерта чувствовал себя окрыленным».  В. Спиваков

«Когда играешь Баха или Моцарта, Вивальди или Гайдна, Шостаковича или Щедрина, Губайдулину или Шнитке, происходит работа души. Мне всегда хотелось, чтобы человек после концерта чувствовал себя окрыленным». В. Спиваков