8
УРОК МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ
Тема: «Волшебная палочка дирижера».
Цели урока:
Образовательная:
показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.
Развивающая:
развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.
Воспитательная:
воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр и музыкальный синтезатор.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
У: Доброе утро ребята.
Тему нашего урока вы узнаете через несколько минут.
II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».
У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке.
Что такое темп в музыке? (Скорость звуков)
Как называется окраска звука в музыке? (Тембр)
Как называется движение в музыке? (Динамика)
Как звучит музыка, написанная в минорном ладу? (протяжно, уныло)
Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу? (весело, торжественно, звонко)
Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)
Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)
Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр).
Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.
III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.
У: Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите?
Что он держит в руках?
Слайд №1
Д: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку.
У: Сегодня на уроке мы будем говорить о дирижёрах симфонического оркестра.
Тема урока называется «Волшебная палочка дирижёра».
Ребята, а почему она волшебная?
Слайд №2
На этот вопрос, мы будем отвечать весь урок.
У: Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует красками, а композитор музыкой.
И сейчас мы с вами послушаем и посмотрим симфонию №1 Л.В. Бетховена.
Послушайте внимательно, и ответьте пожалуйста:
какая музыка по характеру?
какими красками нарисовал композитор эту музыку?
Д........
Какой оркестр исполнил эту музыку?
Д: Симфонический оркестр.
Слайд № 3
У: Какие виды оркестров еще существуют?
Д: Духовой, оркестр народных инструментов, джазовый.
У: Смотрим на экран (Виды оркестров).
Слайд № 4
У: кто руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали?
Д: дирижер.
У: Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания и исполнения ими музыкального произведения.
Руководит дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.
Слайд № 5-6
Слайд № 7
(Показ дирижерской палочки)
Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.
У: Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.
Д: У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты.
У: История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.
Сообщение
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута».
Батута - палка для «громкого» дирижирования.
Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Слайд № 8-9
(И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту).
Слушаем музыку Поля Мориа из фильма «Игрушка».
Вопрос
Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?
Д: Воспринимать музыку под такой стук очень сложно. Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки.
У: Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.
Слайд № 10
Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.
Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.
У: Теперь организуем выступление шумового оркестра.
1 - ряд хлопает в ладоши,
2 - ряд стучит деревянными карандашами,
3 - ряд поочередно стучит ладонями по парте,
(ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера).
Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.
Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?
Д: - дирижер направляет и управляет оркестром.
У: Правильно, в переводе с французского, дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.
Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.
Слайд № 11
Далее в качестве дирижеров выступают учащиеся.
У: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.
Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»
Известный дирижер ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».
В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны и мира.
Владимир Спиваков - советский и российский дирижёр, скрипач, педагог.
Народный артист СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР(1989). Лауреат Государственной премии России (2012).
Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки.
Валерий Гергиев- советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996) и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998)
Слайд № 12
Поль Мориа (4 марта 1925-3 ноября 2006 года) – известный всему миру французский композитор, аранжировщик и дирижер.
Слайд № 13
Давайте, вместе, послушаем одно из произведений оркестра под управлением этого дирижера, которое носит название «Одинокий пастух».
У: Итак, давайте подведем итог.
Зачем нужен дирижер?
Почему палочку дирижера называют волшебной?
У: Молодцы!!! Вы все хорошо работали на уроке!
Попробуйте продолжить фразы
Я сегодня узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Мне захотелось…
Ребята, а закончим свой урок, мы словами дирижера Владимира Спивакова.
Слайд № 14
Спасибо всем за урок!!! До свидания!!!