СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Весеннее пробуждение растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Весеннее пробуждение растений"»






Конспект учебного занятия 

по Окружающему миру

во 2 «А» классе 

Тема: «Весеннее пробуждение растений».

студентки 303 группы

Шрейдер Анны Александровны












Урок будет выдан: 17.03.2022.

МБОУ СОШ №100

Учитель: Гребенникова Оксана Александровна

Методист: Маренкова Татьяна Анатольевна





Новосибирск, 2022



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Шрейдер Анна Александровна

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 2 «А»

Тема урока: «Весеннее пробуждение растений».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении: «Весеннее пробуждение растений».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о весенних пробуждениях растений и причинах этого явления.

  2. Формировать умения: распознавать раннецветущие растения и определять условия раннего цветения.

Предметные:

  1. Учащиеся научатся: объяснять весенние пробуждения растений.

Учащиеся получат возможность научиться: объяснять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

  1. Учащиеся научатся: распознавать раннецветущие растения.

Учащиеся получат возможность научиться: определять условия раннего цветения.

Развивающие

1. Формировать умения (Р): осуществлять волевую саморегуляцию; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку деятельности.



2. Формировать умения (П): строить логическую цепь рассуждения; осуществлять анализ объектов; осуществлять обобщение.



3. Формировать умения (К): слушать и вступать в диалог; договариваться и приходить к общему решению; с достаточной полнотой и точностью, выражать своё мнение;

Метапредметные
Регулятивные:

Учащиеся научатся: осуществлять волевую саморегуляцию; учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

Учащиеся получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку деятельности.

Познавательные:

Учащиеся научатся: строить логическую цепь рассуждения.

Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять анализ объектов; осуществлять обобщение.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: слушать и вступать в диалог; договариваться и приходить к общему решению.

Учащиеся получат возможность научиться: с достаточной полнотой и точностью, выражать своё мнение;

Воспитательные:

Формировать интерес к изучению темы: «Весеннее пробуждение растений».

Воспитывать бережное отношение к природе.


Личностные:
У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Весеннее пробуждение растений».

Может быть сформировано осознание бережного отношения к природе.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства: учебник, рабочая тетрадь, презентация.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный

(беседа)








Наглядный (демонстрация)

Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Александровна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.


Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На ваших партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь и пенал.


Прослушайте стихотворение и подумайте, о чём же мы с вами будем говорить сегодня на уроке.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна. (слайд 1)

Да! Хорошо!

Приветствуют.




Проверяют готовность к уроку.












О весне, об изменениях в природе.


Р: осуществлять волевую саморегуляцию;












К: слушать и вступать в диалог;



2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

(беседа, объяснение)















Что такое природа?










Верно!


На какие части делится природа?

Что мы относим к неживой природе?





А что мы относим живой природой?



А скажите ребята, что происходит в неживой природе с приходом весны?



А почему же весной день становится длиннее?


Высота стояния солнца над горизонтом определяет продолжительность дня. То есть продолжительность дня это высота стояния солнца над горизонтом. Эта дорога становится длиннее, значит и день становится длиннее.

Меняется угол падения лучей, солнце более длительное время над горизонтом и так земля получает больше тепла от солнца, потому что температура тепла повышается.


Да, эти изменения появляются с приходом весны.
Весну называют утро года. Как вы думаете, почему?


Верно, всё пробуждается потому что происходят изменения в неживой природе.

это все что нас окружает, но при этом не сделано человеком. Солнце, небо и звезды – это природа. Растения и животные – тоже природа. К природе относятся реки и моря, горы и равнины, почвы.



Живая и неживая.

К неживой природе  относятся солнце, звёзды, вода, воздух, почва…


Растения, животные, люди…


Солнце греет теплее, тает снег, дни становятся длиннее…


Это связано с движением Земли вокруг солнца по орбите
















Потому что всё просыпается, пробуждается, расцветает.
















К: слушать и вступать в диалог;





П: строить логическую цепь рассуждения.








У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Весеннее пробуждение растений».

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)



Наглядный (демонстрация)

А на что же ещё повлияли все эти изменения в неживой природе? Давайте мы это с вами узнаем, разгадав ребус.

(слайд 2)

Что у нас получилось?

Так на что же повлияли изменения в природе?

Мы говорили, что утро года-это весна.

То есть всё просыпается от зимнего сна. Значит и растения у нас тоже просыпаются.


Как будет звучать тема нашего урока?

Откройте учебник на странице 74 и проверьте, правильно ли мы определили тему урока.

(слайд 3)

А цель урока?











Растения.

На растения.








«Весеннее пробуждение растений».



Узнать какие изменения происходят в жизни растений с приходом весны.


Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия;




П: строить логическую цепь рассуждения.


К: слушать и вступать в диалог;



У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Весеннее пробуждение растений».

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)


Давайте определим задачи нашего урока:

- Понять почему происходят изменения в жизни растений.

- Какие растения пробуждаются первыми.

- Узнать по каким признакам можно определить пробуждение растений.

(слайд 4)








Р: принимать и сохранять учебную задачу;




5. Реализация построенного проекта

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)










Растения, цветущие ранней весной, называют раннецветущими. Такие растения – «смельчаки» есть среди деревьев, кустарников, трав.


Сейчас мы познакомимся с деревьями, которые просыпаются первыми.

На какие группы делят деревья?

Чем же они друг от друга отличаются?

Их признаками пробуждения являются:

*У лиственных набухают почки.
*А у хвойных вырастает новая хвоя.

(слайд 5)

Весной деревья пробуждаются после зимнего покоя. А почему?

У них начинается движение сока, сок поднимается по стволам и побегам (веточкам) к почкам.

В нем содержатся питательные вещества для питания растений.

Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик как набухают почки у лиственных деревьев. (видеоролик)

Что же вы увидели?

Как вы думаете какое дерево просыпаются первым?

Из деревьев первой просыпается ольха.

Весной на ней появляются соцветия – сережки. (слайд 6)

Ольха – дерево невысокое, слегка корявое.

В зимнее время у ольхи хорошо видны коричневые, свисающие вниз сережки. Весной, во время цветения, сережка сильно удлиняется, из нее высыпается обильная желтая пыльца. Пускает пыльцу ольха очень рано весной, раньше всех других деревьев.


Чтобы узнать какое ещё дерево у нас является раннецветущим, отгадайте загадку. (слайд 7)

На её бересте делают

Чудесные картины!

Из тонкой коры плетут

Уникальные корзины!

Ствол используют на мебель.

Сама стройная,

Весной шумит,

Летом холодит!

Береза растёт в лесах и все мы её очень хорошо знаем. Простые люди называют ее красавицей, и это полностью заслужено, ведь березой можно любоваться как летом, так и весной.

Весной снег начинает таять и у деревьев начинается сокодвижение.


Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Давайте о них поговорим.

(слайд 8)

Лиственница - полностью покрывается новой хвоей. Она является символом России, потому что кроме России она больше нигде не растёт.


(слайд 9)

У сосны, ели, можжевельника молодая хвоя, вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой.


Хорошо! Теперь мы с вами поговорим о кустарниках.

Из кустарников раньше всех зацветает орешник.

(слайд 10)

Орешник – это кустарник. Растет он в лесах. Зацветает орешник ранней весной, распуская свои пышные желтые сережки. А если подует ветер, они раскачиваются в разные стороны и рассеивают свою пыльцу, которая напоминает тонкий желтый порошок.

Вот мы с вами узнали о кустарнике Орешник. (слайд 11)

Ива -  растёт по берегам лесных рек, по ручьям, канавкам когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы – верный признак прихода весны.


Итак, где же растёт ива?


Еще один кустарник, который рано просыпается это волчье лыко. (слайд 12)

Волчье лыко-это кустарник. Он цветет в лесу после схода снега. К середине лета появляются ярко-красные плоды. Но они ядовиты. Поэтому его назвали «волчье лыко». А почему лыко? Ведь так называется кора липы, из которой плели лапти. А кора нашего маленького растения прочна как лыко. Этот кустарник стал редким и нуждается в охране.


Почему волчье лыко так называется?





Чтобы нам дальше с вами активно работать давайте разомнёмся. Физминутка.


Сейчас мы с вами поговорим о раннецветущих травянистых растениях.

Их можно увидеть и в лесу и на открытых местах. Тепла им требуется немного. Поэтому они зацветают, когда еще не весь снег растаял.

Как вы думаете какие условия им необходимы для жизни?

Обилие света и влаги – именно такие условия необходимы раннецветущим растениям для жизни.

Питание эти растения получают из своих собственных «кладовых».


Вы знаете что такое кладовые? Где они находятся?


«Кладовыми» служат утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них ещё в прошлом году и хранились всю зиму.


Давайте просмотрим видеоролик о раннецветущих травянистых растениях.

Внимательно слушайте, чтобы потом ответить на вопросы. (видеоролик)


Скажите ребята, почему же у травянистого растения мать и мачехи такое название?


Что интересного можно сказать о медунице?


Как люди могут называть гусиный лук?


Посмотрев, видеоролик мы познакомились только с тремя травянистыми растениями, сейчас я вам расскажу про другие.

(слайд 13)

Хохлатка - появляется после зимы очень рано и очень рано зацветает. У этого растения очень приятный запах и отцветает оно так же рано как и зацветает, к концу весны не видать даже стеблей. От этого цветка остается лишь клубень в земле, который накапливает полезные вещества в течении всего лета и осени.

Название растения связано с интересной формой его цветка, который напоминает чуб жаворонка. А в народе раньше цветок называли даже головастиком. Иногда земляным орешком.

Скажите, так почему у хохлатки такое название?


(слайд 14)

Ветреница - это небольшое растение с белым, как звездочка, цветком на верхушке стебля. Свое название ветреница получила за то, что ее тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка.


Вот мы с вами познакомились ещё с одним раннецветущим травянистым растением.


(слайд 15,16) Чтобы узнать название следующего травянистого раннецветущего растения, мы разгадаем ребус.

Чистяк – растёт на сырых лугах и в тенистых лесах. Зелень и клубни чистяка издавна использовали как лекарственное
средство. Также он служит для очистки кожи, отсюда и название, чистяк, т.е. очищает.


И сейчас мы познакомимся еще с одним раннецветущим растением.


(слайд 17)

Печёночница - Раньше лекари обращали внимание на листья, по форме напоминающие печень и использовали их при лечении заболеваний печени. В наши дни печеночница тоже считается лекарственным растением. Растёт она в лесах.


Вот мы с вами и познакомились со всеми раннецветущими растениями.

А также ребята раннецветущим травянистым растением у нас является подснежник. (слайд 18)





Слушают.



Лиственные и хвойные.

У лиственных листья в виде пластинок, а у хвойных листья – хвоинки.



Ответы детей.






Смотрят, слушают.



Ответы детей.


























Береза.
















































По берегам лесных рек.














Ответы детей. (Так называется кора липы, из которой плели лапти. А кора растения прочна как лыко.)











Ответы детей.








Ответы детей.










Смотрят видеоролик.






Ответы детей.



Желтым подснежником.



















Название растения связано с интересной формой его цветка, который напоминает чуб жаворонка.












Разгадывают ребус.

Определять весенние пробуждения растений.

П: осуществлять анализ объектов;
















К: слушать и вступать в диалог;
































































































К: с достаточной полнотой и точностью, выражать своё мнение;







У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Весеннее пробуждение растений».

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (объяснение)

Практический (упражнение)

Чтобы нам закрепить наши знания давайте выполним такую работу.

Я вам сейчас раздам схемы, а вы их должны заполнить. Написать в каждые колонки растения, которые мы только что с вами изучили.



Подпишите свои работы и сдайте мне их.






Выполняют работы, заполняют схемы.

Распознавать раннецветущие растения.








У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Весеннее пробуждение растений».

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический (упражнение)

А сейчас давайте выполним упражнение в рабочей тетради. Откройте страницу 40, задание номер 1. Вы должны к каждой фотографии написать название растения.


Для выполнения работы вы можете пользоваться учебником.


А сейчас давайте проверим, что же у вас получилось.

Проверка.






Выполняют работу.









8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

Как называются растения цветущие ранней весной?


Что необходимо этим растениям для цветения?


Раннецветущими.



Обилие света и влаги – именно такие условия необходимы раннецветущим растениям для жизни.

Выделять условия, необходимые для их цветения.

П: осуществлять обобщение.





9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

Итак, сейчас вы оцените свою работу на уроке.

Посмотрите на слайд, здесь у нас незаконченные предложения. Вы должны проговорить их до конца. (слайд 19)

Молодцы!

Вашим домашним заданием будет прочитать учебник с. 74-77.

До свидания!

Ответы детей.



Р: осуществлять самооценку деятельности.