Тема урока «Отрицательные местоимения», 6 класс
Методическое обеспечение: Тема соответствует теме рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов и УМК «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.
Форма проведения: урок - проект
Урок когнитивного типа, ориентирован на структуру деятельности и виды познавательной деятельности.
Вид урока: Урок постановки учебной задачи.
Цель: дать понятие отрицательных местоимений, выделить их лексико-грамматические признаки;
- формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;
- развивать мышление путём сопоставления различных написаний; воспитывать любовь к слову.
Задачи:
Обучающая: Обобщение уже имеющихся знания по теме «Местоимение»; выявить, что обозначают и как образуются отрицательные местоимения, сформулировать правило написания отрицательных местоимений.
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, умений работать в группах, развитие воображения.
Воспитательная: формирование интереса к изучению русского языка, к познанию нового и неизведанного.
Технологии: системно-деятельностный подход, проектная, информационно-коммуникативная технология (ИКТ), элементы здоровьесберегающей технологии.
Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые.
Формы деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная, дифференцированная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.
Наглядно-дидактические материалы: презентация «Отрицательные местоимения», карточки - задания дифференцированного характера, раздаточный наглядно-дидактический материал по теме урока.
Предполагаемый результат: учащиеся должны научиться отличать отрицательные местоимения от местоимений других разрядов, распознавать приставки не- и ни - в отрицательных местоимениях.
Ход урока.
1 Этап урока. Организация начала занятия.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Е.И. Я добрая, умная, позитивная.
А теперь расскажите мне о себе. Какие вы? (Работа с кластером «Я» на доске).
- Слова какой части речи помогли вам себя охарактеризовать? (Прилагательные).
- С помощью прилагательных мы составили с вами кластер «Я». Кластер означает «гроздья», «пучок», «созвездие», т.е. мы выделили слова и оформили в виде созвездия.
Я очень рада, что вы такие добрые, замечательные. Теперь я немного с вами знакома.
- Слово какой части речи расположено в центре созвездия? (Местоимение).
- Если в центре стоит местоимение, то о какой части речи мы с вами будем сегодня говорить?
- Запишите в тетради число, классная работа. Строку для темы оставьте незаполненной.
- Теперь посмотрите на доску. Что вы видите? (Кластер). О чем он нам рассказывает? Чего здесь не хватает? (О местоимениях, их разрядах).
(Заполняем кластер)
- Какие разряды местоимений вам уже знакомы? Какие вы уже изучали на предыдущих уроках? (Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные).
Слайд Диктант с самопроверкой: л, в, ?, о, н. (Себе, кто, мы, кое-что, какой?)
В диктанте у вас только 5 ответов, вы указали 5 разрядов местоимений, а на кластере мы видим еще один разряд. И мы не заполнили эту гроздь. Давайте выясним, какие местоимения сегодня мы будем изучать. Прочитаем стихотворение Бориса Заходера «Джонни». Подумайте, о чем это стихотворение?
Слайд
Жил на свете Джонни.
Знаете его?
Не было у Джонни
Ровно ничего!
Нечем подкрепиться,
Нечего надеть,
Не к чему стремиться,
Не о чем жалеть,
Нечего бояться,
Нечего терять...
Весело живется,
Нечего сказать!
- Почему у Джонни ничего не было? Когда человеку нечего терять? (Когда у него нет цели в жизни, он ни к чему не стремится. А можно ли жить без цели? Нужна ли человеку цель в жизни?)
- Какие местоимения выделены в этом стихотворении? На что они указывают? (На отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака, количества. Эти местоимения все отрицают).
- Если все отрицают, как называются такие местоимения? (Отрицательные).
Слайд - Определим тему. (Отрицательные местоимения).
- Мы сказали, что человеку в жизни нужна цель. И на уроке мы тоже поставим цель. К чему мы будем стремиться на нашем уроке? А в соответствии с темой, чему мы должны научиться? ( Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений).
Слайд – Понаблюдаем. Как образованы отрицательные местоимения? От каких местоимений?
кто | никтО |
что | ничтО |
какой | никакой |
чей | ничей |
сколько | нисколько |
кого | нЕкого |
чего | нЕчего |
- В чем особенность написания местоимений НЕКОГО, НЕЧЕГО, НИКОГО, НИЧЕГО?
- Сформулируем правило.
- Поработаем с учебником. В упр. 464 вы видите предложения. В чем их особенность? Определите жанр. Записываем в тетрадь только местоимения.
Задание 1. Вставьте пропущенные отрицательные местоимения.
Пустые речи и слушать нечего.
Худо тому, кто не делает добра никому.
Упрямого ничем не убедишь.
Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
Худого человека ничем не уважишь. Или учебник упр. 464
- Чему нас учат пословицы? Какую роль они играют в нашей жизни? Зная пословицы, мы можем с вами достигать свои цели более верными и благородными путями. Находить правильное решение, делать правильный выбор.
- Скажите, а бросать камень в окно – это правильный выбор, хорошее дело?
- Куда вы бросали камушки? (В реку, море)…
А если все же камень попал в стекло, то что с ним произойдет? (Разобьется).
У отрицательных местоимений такой же секрет.
Понаблюдаем.
никогО | ни у когО |
нЕкого | нЕ у кого |
никомУ | ни к комУ |
нЕчем | нЕ за чем |
нисколько | ни за сколько |
нЕчего | нЕ из чего |
Слайд – Чем похожи стекло, в которое попал камень и отрицательное местоимение? (все разлетелось на части).
Сформулируем правило.
Задание 2 со взаимопроверкой. Возвращаемся к стихотворению. На карточке предложено стихотворение «Джонни» в переводе с английского языка детским писателем Борисом Владимировичем Заходером. Наблюдаем, формулируем задание.(Вставить пропущенные отрицательные местоимения).
Жил на свете Джонни.
Знаете его?
Не было у Джонни
Ровно н…чего!
Н…чем подкрепиться,
Н…чего надеть,
Н… (к) чему стремиться,
Н… (о) чем жалеть,
Н…чего бояться,
Н…чего терять...
Весело живется,
Н…чего сказать!
- Передали по часовой стрелке свои работы. Взаимопроверка. Если слова написаны правильно – ставим «+», неправильно «-».
Физкультминутка. Одна из целей нашей жизни – это сберечь здоровье!
Но мы не просто проведем физкультминутку, но и внимательно послушаем отрывки из песен. Если в песне вы услышите отрицательные местоимения, то встаете, можете даже потанцевать, а если местоимения других разрядов, то садитесь и хлопаете в ладоши.
- Продолжаем идти по пути достижения цели. Выполнять задание будем в группах.
- Сейчас вы поработаете со стихами Григория Остера. Какие советы он написал? (Вредные). И конечно, в них есть отрицательные местоимения. Сейчас мы побудем «сыщиками» и найдем эти местоимения. На какие части речи они похожи?
x x x
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
x x x
Если что-нибудь случилось,
И никто не виноват,
Не ходи туда, иначе
Виноватым будешь ты.
Спрячься где-нибудь в сторонке.
А потом иди домой.
И про то, что видел это,
Никому не говори.
x x x
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
- Вредные советы нам знакомы. Но они нам в достижении жизненных целей не помогут. А какие советы помогут? Каждая группа теперь создаст «Добрые советы», используя отрицательные местоимения, и запишите каждый совет на цветном сердечке с дырочкой посередине. (Читаем перед классом, сердечки крепим на ветки и создаем «Дерево Добрых советов».
- А такие советы помогут нам легко и быстро достигнуть цель?
- Рефлексия.
- Что вы узнали на уроке? Чему научились? Достигли ли цели, поставленные в начале урока?
- Посмотрите на доску. Что-то не заполнено на кластере? В достижении цели важна каждая деталь.
- Какое настроение вы унесете с собой?
- Домашнее задание.
- Хочу вернуться к нашему самому первому кластеру. Вроде и нЕчего добавить, но кое-что я все же я напишу. Эрудированные, активные. Рада, что мы продуктивно поработали на уроке. Нисколько не жалею, что именно в вашем классе я провела свой конкурсный урок.