СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по балладе "Кубок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по балладе "Кубок"»

Урок 12

Баллада В.А. Жуковского «Кубок». Кубок – это символ …

Здравствуйте!

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Какими чертами обладал Робин Гуд?


Как называется большой, массивный сосуд в виде чаши? Кубок.

Где в современном мире можно встретить кубок? За успехи в спорте победителей часто награждают кубком. Так называются разные соревнования: кубок за титул чемпиона, кубок УЕФА и т.д.

Сейчас кубок – это награда.

Всегда ли так было? Как раньше использовали кубки? Кубок использовали как бокал, из него пили вино, мёд. Кубки могли позволить себе только очень богатые люди. Это были короли или вельможи. Чем богаче был человек, тем дороже был его кубок. Кубки делали из серебра и золота, часто они были инкрустированы драгоценными камнями.

В Средневековье после рыцарских турниров победителю подносили кубок вина, обычай сохранился, и примерно с середины XIX века кубок стал применяться в качестве приза или подарка.

За что рыцарь получал кубок на турнире? За победу, то есть кубок служил наградой.

Человек – существо противоречивое, в нём очень часто сочетаются противоречивые чувства, добро и зло, жадность и щедрость, благородство и жестокость. Сегодня на уроке каждый из вас должен научиться определять настоящее благородство и героизм от вольнодумия и желания покрасоваться перед публикой.

А определять все грани человеческой натуры мы будем на примере баллады Жуковского «Кубок».


Запишите тему урока: Баллада В.А. Жуковского «Кубок». Кубок – это символ …

Закончите это предложение вы в конце урока сами. Это и будет наш итог.

Сформулируйте задачи урока.

1. Узнать особенности жанра баллады.

2. Прочитать балладу В.А. Жуковского «Кубок».

3. Выяснить, символом чего является кубок в этой балладе.


Какова история создания баллады «Кубок»? Выдаю ученикам листы со статьёй. Статью заранее распечатываю.

Прочитайте статью «История создания баллады «Кубок»» и ответьте на вопросы:

1.Какой жанр литературы у Жуковского был любимым? Баллады.

2.У кого Жуковский заимствовал сюжеты баллад? У немецких романтиков.

3.Кто написал балладу «Водолаз»? Фридрих Шиллер.


Каковы особенности баллады?

Прочитайте вторую статью и ответьте на вопросы:

1.Что такое баллада? Это лиро-эпическое произведение, небольшое стихотворение, в основе которого лежит историческое событие или легенда. Определение баллады ученики переписывают в тетрадь.

2.Что лежит в основе баллады? Легенда или историческое событие.


Словарная работа:

Баллада была написана давно, в ней много устаревших слов, значение которых вам может быть не понятно. Разберём самые трудные.

Латник – воин, одетый в латы.

Паж – мальчик, состоящий на службе у знатной особы.

Епанча – длинный и широкий старинный плащ.

Пучина – водоворот.

Зияющая – обнаруживающий глубину.

Клокочет – шумно бурлит.

Жерло – узкое глубокое отверстие.

Чрево – внутренность чего-либо.

Упредя – предупредив.

Зев – вход из полости рта в глотку.

Мокой – акула.


Ученикам читать балладу трудно, поэтому нужно либо включать аудио, либо балладу должен читать учитель.

Прочитайте балладу до слов «И вдруг, успокоясь…» и ответьте на вопросы:

1.Кому царь предлагает прыгнуть за кубком? Рыцарю и латнику.

2.Почему рыцарь и латник не стали прыгать за кубком? Они готовы рисковать своей жизнью тогда, когда это необходимо, но не ради прихоти и развлечений.

3.Что можно сказать о развлечении, устроенном царём? Как оно характеризует царя? Царь не ценит своих верных людей, потому что выжить в такой пучине невозможно. Он ради развлечения готов отправить человека на смерть. Это жестокий царь.

4.Кто вызвался прыгнуть за кубком? Паж.

5.Кого напоминает пучина? Пучина напоминает какого-то разъярённого зверя, она бунтует, клокочет, как живая.


Прочитайте балладу со слов «И вдруг, успокоясь…» до «Вдруг … что-то сквозь…» и ответьте на вопросы:

1.Почему все уже решили, что паж погиб? Пучина пугала всех, казалось, никто не сможет выжить.

2.Кто не прыгнул бы даже за венцом царя в пучину? Автор рассуждает о том, что даже царский престол не стоит такого риска.


Прочитайте балладу со слов «Вдруг … что-то сквозь…» до «Чудесен рассказ…» и ответьте на вопросы:

1.Удалось ли пажу достать кубок? Да, пажу это удалось.

2.Какие опасности поджидали юношу в пучине? Водоворот и морские чудовища.

3.Что помогло молодому пажу спастись? Молитва, он обратился к Богу.


Прочитайте балладу со слов «Чудесен рассказ…» до конца и ответьте на вопросы:

1.Зачем царь снова отправляет юношу в пучину? Царю интересно, что там за жуткие чудовища на дне, царю нравится, что паж рискует своей жизнью, исполняет его каприз.

2.Почему паж прыгнул в воду снова? Ему пообещал царь руку своей дочери.

3.Почему царь пообещал отдать в жёны пажу свою дочь? В чём царь был уверен? Царь пообещал руку дочери только потому, что он был уверен в том, что паж не вернётся. Получается, он отправлял юношу на верную смерть.

4.Почему дочь царя просит пощадить пажа? Она жалеет его, ей нравится этот смелый паж.

5.Почему во второй раз юноша не вернулся на берег? Случайно ли это? Первый раз пажу повезло, он молил Бога, и Бог помог ему, но во второй раз ему прыгать не стоило – это был глупый и легкомысленный поступок. Молодой паж переоценил свои силы и не справился с пучиной морской.

6.За что паж был наказан? Он не ценил свою жизнь. Риск всегда должен быть оправданным, не стоит испытывать судьбу каждую минуту. Юноша был наказан, потому что отнёсся к жизни своей легкомысленно, когда прыгнул второй раз.


Далее использую приём «Ромашка Блума». Ученики такое задание ещё не выполняли, поэтому мы работаем устно вместе.

Ромашка Блума – это составление вопросов разной степени сложности к любому тексту (от самых простых до самых трудных). Чтобы вам было проще, я в образце добавила вопросы по сказке «Царевна – лягушка».

Ромашка Блума

1.Простой вопрос (кто? где? когда?) В кого попала стрела Ивана царевича?

Предлагаю ученикам самим придумать устно простой вопрос к этой балладе. Кто-то один задаёт вопрос и выбирает из одноклассников желающего, который будет на этот вопрос отвечать. Можно выбрать только из тех учеников, кто поднял руку.

Кто прыгнул за кубком в море?

2.Уточняющий (правильно ли я понял, что..?) Правильно ли я понял, что Иван царевич сомневался в способностях своей жены? Правильно ли я понял, что второй раз паж прыгнул в море из-за любви?

3.Объясняющий вопрос (почему?) Почему Иван царевич сжёг кожу царевны лягушки? Почему паж прыгнул за кубком в первый раз?

4.Творческий вопрос (что было бы, если..?) Что произошло бы, если Иван царевич не сжёг кожу лягушки? Что произошло бы, если и во второй раз паж выплыл из пучины?

5.Оценочный вопрос (Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?) Как вы относитесь к Ивану царевичу?

Как вы относитесь к приказаниям царя?

6.Практические вопросы (Как бы я поступил на месте героя?) Как бы вы поступили на месте Ивана царевича?

Как бы вы поступили на месте юноши?


Этот приём использую первый раз, поэтому, если ученики вопросы не могут придумать, то я им помогаю. В будущем пятиклассники смогут такие вопросы придумывать самостоятельно.


В начале урока мы написали тему, но не дописали, символом чего является кубок. Допишите прямо сейчас и объясните устно свой выбор.

Символом чего является кубок в этой балладе? Кубок является символом жестокости, которую проявляет царь по отношению к своим поданным, жизнью которых он не дорожит. Кубок является и символом отваги и смелости, так как паж сделал практически невозможное – он достал кубок из пучины.


Если остаётся время, можно попросить учеников доказать, что «Кубок» действительно является балладой. Для этого необходимо вспомнить особенности жанра баллады.

Давайте попробуем доказать, что «Кубок» действительно относится к этому жанру.

В основе действительно лежит легенда о юноше, прыгнувшем в море за сокровищами. Описание пучины настолько красочное и образное, что конечно, его можно назвать романтическим. В балладе есть диалог между царём и пажом. Баллада «Кубок» носит героический характер, потому что показывает благородство юноши, который решил рискнуть, он смел и в то же время его можно назвать легкомысленным. Автор сочувствует своему герою и осуждает жестокость царя. Развязка у баллады трагическая.


Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Да.


Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

1.Как относится автор к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет?

2.Осуждаете вы поступок юноши или восхищаетесь его смелостью? Объясните свой выбор.

3.Чему учит эта баллада?

4.Какое задание вам понравилось больше всего?



Домашнее задание: письменно составить три вопроса по балладе «Кубок».