СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по музыке "Литература и музыка".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у учащихся умение воспринимать и анализировать музыкальные произведения. Развивать умение устанавливать связь между художественными образами музыки и произведениями литературы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке "Литература и музыка".»

Гаврис Н.Д.

учитель музыки,

Заречная школа-лицей

Костанайский район.


6 класс.

Тақырыбы. Тема: Литература и музыка.


Мақсаты

Цели и задачи урока:

- формировать у учащихся умение воспринимать и анализировать музыкальные произведения. Развивать умение устанавливать связь между художественными образами музыки и произведениями литературы.

-развивать музыкальные способности в процессе разучивания и исполнения песен, уметь передать характер. Развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчество поэтов, композиторов.

-воспитание творческого начала в деятельности. Способствовать воспитанию любви к музыке и поэзии, воспитывать эмоциональное отношение к музыке, формировать музыкальный вкус, музыкальные потребности.

Сабақтың түрі:

Тип урока: комплексный урок, урок творчества. 

Көрнеқі құралдар: технические средства, презентация, тетрадь.


Сабақ барасы:

Ход урока:

Организационный момент. Музыкальное приветствие. Готовность учащихся к уроку. 

Литература, музыка всегда

Союз искусства и добра,

Союз великого, земного,

Такого близкого, родного

Искусства. Словно две сестры,

Две полноводные реки

Вдруг в русле вместе оказались,

В своем родстве не сомневались.

Одна из них звонче пела,

Другая говорить умела.

И часто обе сообщались,

Слова и звуки вдруг сплетались.

Рождалось новое творенье.

Тому виною вдохновенье!

Как вы думаете, ребята, о чем поедет речь на нашем уроке? (ответы учащихся). Правильно! Речь пойдет о литературе и музыке.

Деление ребят на 2 команды. Одна команда будет доказывать связь музыки и литературы, а другая отрицать.

-Литература и музыка, друзья или соперники?

- Они равны или одно из них главнее?

- Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: Песня, опера, … (романс, инструментальная музыка, балет, концерт).

- Как и любой другой вид искусства, литература имеет множество жанровых разновидностей.

Продолжи этот ряд: Поэзия, сказка,… (былина, рассказ, роман, легенда).

А если вместе эти искусства? Что получится?

Песня – это поэзия и музыка. Простая, самая распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст и легко запоминающуюся мелодию.

Романс – это литература и музыка. Камерное вокальное сочинение на стихи лирического , комического характера, для голоса с инструментальным сопровождением.

Балет – это литература, танец и музыка. Вид сценического искусства, спектакль, в основе которого лежит драматургический замысел, на основании которого создается либретто.

Опера – это литература, изобразительное искусство (прикладное), музыка, танец, театр. Музыкальный спектакль, основан на синтезе слова, сценического действия и музыки, в котором мысли, чувства и переживания главных героев передаются через пение.

Кантата - это поэзия и музыка. Вокально-инструментальное произведение, для хора, солистов и оркестра.

Оратория – это поэзия и музыка. Крупное музыкальное произведение (4 части) для хора, солистов и оркестра.

- Слово и музыка – два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы,

Романс – музыкальный жанр, который родился, благодаря поэтическому жанру в литературе. Но скажите, все ли стихи могут стать основой для романса? (Ответы детей неоднозначны) Послушайте:

- Лирика, лирическое настроение в стихах – необходимое условие создания стихов для романсов.
- Пожалуй, самые музыкальные стихи были у А.С. Пушкина. Каждая строка у А.Пушкина звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. Многие стихи Пушкина стали вокальными произведениями.

Сейчас мы послушаем романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье». (слушаем, обсуждаем).

- Передать различные эмоциональные переживания ком­позитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

Слушание: Абай «Айттым салем, Қаламқас», (обсуждение).

-Думаю, что сегодняшний урок обогатил сферу ваших чувств. Запомните: когда человек чувствует, он живёт, потому что главное в человеке – это душа. Не бойтесь выражать свои чувства: любовь, доброта, ненависть, счастье, восторг, смятение, печаль. Они помогут вам быть искренними и настоящими.

- Давайте сейчас исполняя песню «Листопад» С.Ранды, - передадим в ней те чувства, которые автор в нее вложил.

- Сегодня мы услышим увертюру к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Удивительная сказочная опера, сказочная музыка. Прекрасный сплав поэзии А.С.Пушкина и музыки М.И.Глинки. Слушая это произведение, вы сами сможете побыть в роли драматурга и сочинить собственную сказку – либретто к опере. А назовем этот проект – «История любви».

Ребята делятся на группы по 4 человека, работают над проектами, зачитывают свои работы.

Подведение итогов урока, выставление оценок.