1. Прокариотические клетки. Эукариоты – клетки имеющие оформленное ядро (ядерные). Прокариоты – клетки не имеющие ядря и ряда органоидов (доядерные). Прокариотические клетки очень малы (не более 10 мкм). У них нет ядерной оболочки и единственная хромосома находится в цитоплазме. Клетка окружена: 1) мембраной; 2) клеточной стенкой (форма). Отсутствуют оргоноиды, окруженные мембраной. Рибосомы мелкие. Имеют (часть) органоиды движения. Размножаются делением клетки надвое. 2. Индивидуальные задания по изучению нового материала. I. Работа с дополнительной литературой. 1. Прочтите тест на стр.9 о прокариотических и эукариотических клетках. Дайте характеристику строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. (Газета «Биология» - еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №17, 2000 г.). 2. Просмотрите таблицу на стр. 72 – 73. Дайте сравнительную характеристику прокариотической и эукариотической клетки по следующим признакам: а) наличие ядра; б) ядрышек; в) рибосом; г) одномембранные органоиды; д) двухмембранные органоиды; е) клеточный центр. (Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. Т.Л.Богданова. «АСТ – Пресс школа» М.2003 г.). 3. Прочтите на стр.102 – 103 текст об особенностях строения клеток прокариот и эукариот. Ответить на вопрос: почему у бактерий хромосому называют условной хромосомой? (Биология. Справочник абитуриента. Научная разработка З.А.Власовой. Из-во «Слово» М.1997 г.). 4. Прочтите текст на стр.589 и ответьте на вопросы: - в чем сходство клеток растений, животных, грибов, бактерий? - о чем свидетельствует сходство о строении клеток организмов всех царств? (Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. А.С.Батуев и др. Изд.Дом «Дрофа» М. 1999 г.). II. Работа с микроскопом. 1. Рассмотрите микропрепарат растительной ткани и ответьте на вопросы: - Что вы рассматривали? - Эти клетки относятся к прокариотам или эукариотам? Почему? III. Работа по карточкам. 1. Назовите какие органоиды отсутствуют у прокариотических клеток, если известно, что у них нет мембранных органоидов. 2. Что значит выражение: «Многие прокариоты – анаэробы?» (Можно пользоваться текстом учебника на стр. 59). IV. Работа с текстом учебника. Прочтите текст в учебнике на стр. 59 – 60 и ответьте на вопрос: Для чего бактериям споры? Пока учащиеся выполняют работу по учебнику, учитель пишет на доске текст к игре «Составь пары» и проверяет письменные ответы учащихся на листочках по проверке домашнего задания. 3. Ответы учащихся на вопросы индивидуальных заданий. Учитель дополняет ответы учащихся. 4. Рассказ учителя о значении спор у бактерий. |