СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по общей биологии в 9 классе на тему: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участие в проекте "Сборник методических разработок".

Просмотр содержимого документа
«Урок по общей биологии в 9 классе на тему: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот».»

Урок по общей биологии в 9 классе

на тему: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот».


Цель:

- сформировать представление учащихся о примитивных чертах прокариот (их строении и основных органах);

- закрепить и обобщить знания учащихся о строении эукариотических клеток и выполняемых функциях органоидов цитоплазмы;

- развивать умение работать с дополнительной литературой;

- формировать практическое умение изучать строение клеток, учить умению сравнивать и делать выводы;

- продолжать развивать умения работать по индивидуальным карточкам;

- воспитывать культуру речи.


Оборудование:

  1. таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки»;

  2. Рисунки с изображением органоидов цитоплазмы клетки;

  3. Схема строения бактериальной клетки;

  4. Микроскоп, микропрепарат растительной ткани;

  5. Индивидуальные карточки – задания;

  6. Дополнительная литература.


План урока:

  1. Актуализация знаний (работа у доски, работа учащихся по индивидуальным карточкам, ответы учащихся по таблице «Строение клетки» с дополнением одноклассников, игра «Что это?», игра «Органоид – функция»).

  2. Изучение нового материала:

- рассказ учителя с демонстрацией рисунков, схем;

- запись в тетрадь основных терминов;

- работа с рисунками учебника;

- работа со справочным материалом;

- работа с микроскопом;

- работа по индивидуальным карточкам;

- работа в парах;

- работа с текстом учебника;

- беседа.

3. Закрепление:

- игра «Составь пары»;

- заполнение таблицы (запись в тетрадь);

- игра «Третий лишний».

4. Итог урока.


Ход урока:


  1. Организационный момент.


  1. Актуализация знаний.


  1. Работа у доски.

  1. Зарисовать строение ядра и подписать его части (1 учащийся).

Дополнительный вопрос (устно): Каковы функции клеточного центра?

  1. Охарактеризуйте строение клетки ( 3 ученика).

Дополнительный вопрос:

А. В чем сходство и различие между ресничками и жгутиками?

Б. Приведите примеры клеточных включений.

В. Как расположены центриоли в клетке?


  1. Работа по карточкам (письменно) – 5 учащихся.

По изображению определить какой органоид цитоплазмы на рисунке и какие он выполняет функции. Ответить на дополнительный вопрос.


  1. Работа с классом:

А. Игра «Что это?»

Учитель демонстрирует рисунки с изображением органоидов цитоплазмы клетки. Учащиеся должны не только назвать их, но и обосновать выбор.

Б. Игра «Функции».

Учитель по таблице «Строение животной и растительной клеток» показывает органоиды клеток. Учащиеся называют органоид и какие функции он выполняет.


  1. Изучение нового материала.


Вопрос классу: Какие безъядерные организмы вам известны?

Сообщить тему урока и цели.


1. Прокариотические клетки.

Эукариоты – клетки имеющие оформленное ядро (ядерные).

Прокариоты – клетки не имеющие ядря и ряда органоидов (доядерные).

Прокариотические клетки очень малы (не более 10 мкм).

У них нет ядерной оболочки и единственная хромосома находится в цитоплазме.

Клетка окружена: 1) мембраной; 2) клеточной стенкой (форма).

Отсутствуют оргоноиды, окруженные мембраной.



Рибосомы мелкие.


Имеют (часть) органоиды движения.

Размножаются делением клетки надвое.


2. Индивидуальные задания по изучению нового материала.


I. Работа с дополнительной литературой.


1. Прочтите тест на стр.9 о прокариотических и эукариотических клетках.

Дайте характеристику строения и жизнедеятельности прокариотических клеток.

(Газета «Биология» - еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №17, 2000 г.).


2. Просмотрите таблицу на стр. 72 – 73. Дайте сравнительную характеристику прокариотической и эукариотической клетки по следующим признакам:

а) наличие ядра;

б) ядрышек;

в) рибосом;

г) одномембранные органоиды;

д) двухмембранные органоиды;

е) клеточный центр.

(Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. Т.Л.Богданова. «АСТ – Пресс школа» М.2003 г.).


3. Прочтите на стр.102 – 103 текст об особенностях строения клеток прокариот и эукариот. Ответить на вопрос: почему у бактерий хромосому называют условной хромосомой?

(Биология. Справочник абитуриента. Научная разработка З.А.Власовой. Из-во «Слово» М.1997 г.).


4. Прочтите текст на стр.589 и ответьте на вопросы:

- в чем сходство клеток растений, животных, грибов, бактерий?

- о чем свидетельствует сходство о строении клеток организмов всех царств?

(Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. А.С.Батуев и др. Изд.Дом «Дрофа» М. 1999 г.).


II. Работа с микроскопом.

1. Рассмотрите микропрепарат растительной ткани и ответьте на вопросы:

- Что вы рассматривали?

- Эти клетки относятся к прокариотам или эукариотам? Почему?


III. Работа по карточкам.


1. Назовите какие органоиды отсутствуют у прокариотических клеток, если известно, что у них нет мембранных органоидов.


2. Что значит выражение: «Многие прокариоты – анаэробы?» (Можно пользоваться текстом учебника на стр. 59).


IV. Работа с текстом учебника.


Прочтите текст в учебнике на стр. 59 – 60 и ответьте на вопрос:

Для чего бактериям споры?


Пока учащиеся выполняют работу по учебнику, учитель пишет на доске текст к игре «Составь пары» и проверяет письменные ответы учащихся на листочках по проверке домашнего задания.


3. Ответы учащихся на вопросы индивидуальных заданий.

Учитель дополняет ответы учащихся.


4. Рассказ учителя о значении спор у бактерий.

Рассказ учителя.


Запись в тетрадь.



Схема строения бактерии.


ЭПС. Митохондрии. Пластиды.

см. рис.30 (учебник – с.59)






Работа в группах.



Спарвочный материал.































Работа в парах.





Все учащиеся не занятые работой в парах.




Весь класс.








1. Р.кл. – 3,6.

2. Ж.кл. – 1, 4.

3. Пр.кл. – 2,5.


IV. Закрепление.


1. Игра «Составь пары».

А. Растительная клетка. а) Гликокаликс.

Б. Животная клетка. б) Кольцевая хромосома.

В. Прокариотическая клетка. в) Большая вакуоль.

г) Центриоли.

д) Мелкие рибосомы.

е) Пластиды.


2. Сравнение клеток эукариот и прокариот. (Запись в тетрадь).


Органоиды клетки.

Эукариоты.

Прокариоты.

клеточная оболочка

+

+

цитоплазма

+

+

ядро

+

-

митохондрии

+

-

ЭПС

+

-

комплекс Гольджи

+

-


3. Игра «Третий лишний».

На листе написано три слова из которых одно лишнее.

Учащиеся должны назвать лишнее слово и объяснить выбор.

Задание

Ответ

1 лист:

ЭПС

Митохондрии

Кольцевая хромосома

Лишнее слово – кольцевая хромосома, так как речь идет об эукариотической клетке.

2 лист:

Жгутик

Пластиды

Клеточная стенка

Лишнее слово – пластиды, так как речь идет о прокариотической клетке.

3 лист:

Амеба

Бактерия

Инфузория - туфелька

Лишнее слово – бактерия, так как это прокариот, а амеба и инфузория эукариоты.


V. Итог урока.


1. Оценки за урок.


2. Домашнее задание: § 27. Подготовиться к зачету по теме «Органоиды клетки» (выучить таблицу в тетради).


3. Что вы узнали нового о прокариотических клетках?


4. Вопросы к учителю.