СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по Русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по Русскому языку»

Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 4 «В» классе

Тема: «Язык как средство общения»

студентки 302 группы

Михеевой Марина Николаевны




















Урок будет выдан: 01.10.2024.

МАОУ «Гимназия №15»

Учитель: Антропова Елена Анатольевна

Методист: Кауфман Светлана Николаевна








Новосибирск, 2024


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Михеева Марина Николаевна.

Предмет: русский язык.

Класс: 4 «В».

Тема урока: «Язык как средство общения».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении языка как средства общения.

Планируемые результаты:

Задачи урока:


Предметные:

Учащиеся научатся определять средства общения.

Учащиеся получат возможность научиться сравнивать разные способы передачи информации.

Дидактические:

  1. Формировать представление о средствах общения.

  2. Формировать умения определять средства общения; сравнивать разные способы передачи информации.


Метапредметные:

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

- делать выводы;

Уч-ся получат возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- сравнивать объекты.


Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать суждения.

Уч-ся получат возможность научиться:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Уч-ся получат возможность научиться:

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1.Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; делать выводы; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению; сравнивать объекты.







2.Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.





3.Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.



Личностные:

- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;
- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства: учебник «Русский язык». Л.Ф. Климонова, Т.В. Бабушкина, 4 кл., 1ч. , раздаточный материал, презентация.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.






















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Наглядный

(иллюстрация)

Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, распечатки и пенал.


- Посмотрите на слайд, прочитайте высказывание М. Горького и скажите, как вы его понимаете?

«Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык — это тоже инструмент, и надо учиться легко и красиво им владеть».


- К чему нам нужно стремиться на уроках русского языка?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.









Высказывают свое мнение о смысле высказывания.















К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Словесный (беседа, рассказ)


Наглядный

(иллюстрации, видеоматериал)

Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения как подведение к теме.

- Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

- Сейчас вам необходимо выполнить минутку чистописания букву «т», у вас в тетрадях должен быть образец, также он будет выведен на слайд.


-Сейчас предлагаю вам задание. Ваша задача: под мою диктовку записать слова и к ним подобрать проверочные слова, чтобы проверить написание непроизносимого согласного. И подчеркнуть непроверяемую согласную.

(Тростник, ненастный, пастбище, местность, капустный, радостный)

Давайте посмотрим на слайд и проверим.













Выполняют минутку чистописания.










Тростинка, ненастье, пасти, место, капуста, радость.






























Р: выстраивать последовательность выбранных действий.

К: воспринимать и формулировать суждения.



К: соблюдать правила ведения диалога.


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа, рассказ)

Наглядный

(иллюстрации)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

- Посмотрим на слайд: «Язык – многозначное слово». Назовите значения слова язык. В каком из значений это слово употреблено?


- Чтобы общаться друг с другом, человек использует язык. Что ещё использует человек для передачи информации в современных условиях?

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?


- А теперь откроем учебник на странице 35 и проверим себя, правильно ли мы назвали тему урока.

- А что такое «средство»? Как вы понимаете? Прочитайте в учебнике. Один ученик читает вслух.

- Сформулируйте цель, которую мы можем поставить перед собой.




Орган вкуса, средство общения, языки пламени, язык ботинка, язык колокола.

Средство общения.


Телефон, интернет, компьютер.





О средствах общения.



Открывают и читают название.







Познакомиться с понятием «язык» как средство общения.


К: соблюдать правила ведения диалога.









П: с помощью педагога формулировать цель.


К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.



4. Построение проекта выхода из затруднения


Словесный (беседа)

Наглядный

(презентация)

Организует деятельность по составлению плана урока.

-А сейчас посмотрите на слайд, и поставьте пункты плана в правильном порядке.




-Какой пункт мы с вами уже выполнили?

- Что нам нужно еще сделать?

План:

1. Познакомиться с понятием «средство».

2. Узнать, какие средства общения бывают.

3. Сравнить разные способы передачи информации.

Отвечают.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа, рассказ)


Наглядный

(иллюстрации, аудиоматериал)

Организует деятельность по реализации построенного проекта.

- Какие средства общения вы знаете? Посмотрите на слайд и назовите их.

- Выполним упражнение 49. Алгоритм выполнения упражнений:

1. Прочитайте все задание вслух.

2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам. Рассмотрите рисунки на стр.36.

3. Назовите виды общения и подберите пословицы к рисункам. Запишите в тетради.

4. Проверка выполнения (проговаривание).

5. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?


- Как думаете, какими средствами общения пользовались ещё первобытные люди?




Отвечают.

Жесты, мимика, язык.












Первобытные люди общались жестами и мимикой. Жестом можно изобразить оленя, но нельзя описать его.

Предметы стали называть с помощью звуков, которые складываются в слова. Это заменило жесты, мимику и движения.

Учащиеся научатся определять средства общения.
































К: воспринимать и формулировать суждения.



П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



К: соблюдать правила ведения диалога.


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)


Частично-поисковый (анализ текста)

Организует работу со стихотворением.

Закончи пословицу.

- Выполним упражнение 52.

Алгоритм выполнения упражнений:

1. Прочитайте все задание вслух.

2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам.

3. Выполните упражнение в тетради.

4. Проверка выполнения (проговаривание).

5. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?





Выполняют задание.

Надо сравнить разные способы передачи сообщения: с помощью жестов и с помощью звуко-буквенного письма

Учащиеся получат возможность научиться сравнивать разные способы передачи информации.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.


П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


П: делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу.

-Теперь, найдите на своей парте карточку:

Вам необходимо выполнить тест по изученному сегодня.


А теперь проверим:



Самостоятельно выполняют задание.




















Выполняют самопроверку.



П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению.










Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Ребята, а напомните мне тему нашего урока.

Что нового вы сегодня узнали?

Какие средства общения бывают?

А какие средства общения лучше и эффективнее?

Почему надо бережно относиться к родному языку?






Отвечают.




Благодаря языку люди понимают друг друга.


К: соблюдать правила ведения диалога.








П: делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)


Организует рефлексию учебной деятельности.

-Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли её?

-Давайте вернёмся к плану.

-Все ли задачи мы с вами решили?


-А сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

-Урок окончен. До свидания!












Оценивают свою деятельность.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.