«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»
Тема: Обращение ( второй урок)
Класс: 5
Цель: закрепить понятие об обращении, выделении на письме знаками препинания и использовании обращений в разных речевых ситуациях.
Планируемые результаты
Предметные: знать определение обращения, уметь находить их в предложении, графически обозначать, употреблять в речи;
Метапредметные: способность ставить перед собой учебную цель и сохранять еѐ, умение работать в группе, создание собственного текста
Личностные: навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях, воспитание культуры общения.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма.
Вступительное слово:
- Ребята, назовите любимую фразу кота Леопольда. (Ребята! Давайте жить дружно.)
К кому обращается кот? С какой интонацией говорит кот? (С особой, звательной)
- Сформулируйте вопросы к теме. Поставьте проблему. (Закрепим знания об обращении, продолжим учиться находить обращение в речи, уместно использовать обращения в речи в разных ситуациях)
2. Беседа - Что такое обращение? - Где может стоять обращение в предложении? - Какими знаками препинания выделяется на письме? - Сколько слов можем включать обращение? - Какую форму имеет обращение?
3. Тест. Найдите предложения с обращениями. Укажите их номера.
А. Солнышко выглядывает из-за туч.
Б. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
В. Ветер то понимался, то стихал.
Г. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
Д. Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?
Проверяем: Б, Г, Д.
4.Выявление критериев уместности использования обращений. 1. Постановка проблемы.
- А для чего нужны обращения? Для чего нужно их изучать? - Ребята, в устной речи мы обращаемся к родителям, к товарищам, учителям, знакомым, называя их:
Саша, мама, доктор. - Обращение задает тон всему последующему разговору. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.
5. Работа в парах.
Разыгрываем ситуацию общения, используя обращения и вежливые слова:
пожалуйста, спасибо, благодарю, будьте добры, извините и т.д.
(несколько ситуаций на выбор на МД: поздоровайтесь с другом, поздравьте друга
с днем рождения, позовите к телефону своего товарища, узнайте домашнее задание
по литературе к следующему уроку, выскажите сочувствие по телефону
заболевшему товарищу, скажите другу комплимент).
6. Заполняем кластер. (Обращение может стоять в любом месте предложения).
[О!.........] [O,…….] [ …,o,…] [...……,o] )
7.
Найти предложения с обращениями и выписать их, расставив знаки препинания (проецируется на экран) сильные ученики
Весела весна в лесу.
Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
Я люблю свой родной край.
Добро пожаловать скворцы.
8.
В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую запятую(ые) при обращении (слабые ученики, карточки распечатаны)
Отчего же,(1) маленькая травка,(2) ты не хочешь выйти вместе со мною? Мой ствол твёрд и крепок, (3) опирайся на него, (4) ползи по мне.
9. А сейчас мы выполним цифровой диктант. Взаимопроверка.
Цифровой диктант. (1- предложение с обращением; 2- предложение без
обращения)
Мама, пойдем в музей.
Я люблю тебя, родная Русь моя!
Ветер гоняет стаи туч.
Друзья, к чему весь этот шум?
Во поле березонька стояла.
Наша Русь – могучая держава.
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!
Петя, читай книгу!
(11212211)
10.Группа из 3 человек выходит к доске. Учитель читает по 2 предложения с обращениями каждой группе:
1.Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь.
2. Дядя Фёдор, почему ты в городе клад не искал?
3.А ты, мальчик, чей?
4.А давай, Шарик, мы тебя продадим.
5. Ты, кот, помолчи.
6.Что это ты в сундуке несёшь, мальчик?
7.Слушай, кот, как ты раньше жил?
8.Почтальон Печкин, принеси нам телеграмму.
Слушают предложения, показывают карточки со схемами данного предложения.
Обучающиеся выходят втроем к доске, им выдаются схемы предложений. После чтения предложения поднимают карточку со схемой
11. Рефлексия.
Если вы согласны с высказыванием, то поднимите красную карточку.
Если нет- синюю.
1 В речи можно обойтись без обращений.(нет)
2 Обращение- это уточнение подлежащего.(нет)
3 Обращение произносится с особой интонацией.(да)
4 Обращение имеет форму И.падежа.(да)
5 Обращение является подлежащим.(нет)
6 Обращением может быть слово или сочетание слов.(да)
7 Обращение может находиться только в начале предложения.(нет)
8 Обращение выделяется запятыми.(да)
9 Обращение является членом предложения (нет)
12. Домашнее задание.
Напишите письмо другу. Используйте обращения и правильно расставьте
знаки препинания.