СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок путешествие "Русь в IX -XII веках"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторительно-обобщающий урок ф форме игры-путешествия

Просмотр содержимого документа
«Урок путешествие "Русь в IX -XII веках"»

Урок путешествие "Русь в IX -XII веках" (для учащихся 6 класса)



Слайд 1


Цель: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний учащихся по теме «Русь в IX - XIII веках».

Задачи:

Обучающие:

- систематизировать исторический материал о Киевской Руси;

- проконтролировать знания основных событий, дат, исторических личностей.

Развивающие:

- способствовать проявлению активности каждого ученика;

- закрепить навыки работы с историческими понятиями;

- развивать логику мышления,

- развивать коммуникативную компетентность,

- формировать грамотную речь;

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность;

- воспитывать точность при выполнении заданий.


Предполагаемый результат

Регулятивные:

- Принять учебную задачу для самостоятельного выполнения

- Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя.

Личностные:

- Проявлять положительное отношение к учебной деятельности

- Понимать необходимость повторения для закрепления и систематизации знаний.

Коммуникативные:

- Согласовывать свои действия с одноклассниками и учителем;

- Выражать свои мысли полно и точно.

- Развивать умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные:

- Уметь воспроизводить информацию по памяти.

- Устанавливать причинно-следственные связи.


Оборудование: презентация, видеоролик о красоте земли русской, музыка-для путешествия, на столах корабли, вырезанные кружки- золотые, серебряные.





Ход урока

Организационный момент

Дети рассаживаются по группам (на столах кораблики)

Ребята, вы любите фантазировать?

Давайте представим, что мы жители Древнерусского государства. Настоящие русские богатыри и берегини. А ваша группа- общин вервь, во главе которой стоит воевода. Я - княгиня вашего государства.

Предлагаю вам совершить путешествие по землям нашего государства.

По воли великокняжеской назначаю воеводами: Гуров М, Плотников К, Романенко Н. - вы должны внимательно следить за ответами своей группы.

На вашем пути будет много препятствий, который вы должны будете преодолеть. И собрать как можно больше золота и серебра, чтобы пополнить казну княжескую. Монеты будете складывать в свой корабль за слова правдивые, верные, за знание событий важных и правителей отважных.

Слайд 2.

Приглашаю и наших уважаемых гостей, совершить путешествие с нами.

И так наши корабли отправляются в добрый путь. - звучит музыка

Слайд 3.

Приветствую вас, жители земли русской. И говорю вам

- Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами… И от тех варягов прозвалась Русская земля...

- В каком великом произведении написаны эти строки? («Повесть временных лет»)

Кто автор этой летописи? (Нестор)

Слайд 4

Великий летописец 12 века, Какие вопросы поставил перед собой летописец Нестор?


Откуда есть пошла земля русская?

Кто первый начал в ней княжить?

И как русская земля стала есть?


Он ответил на эти вопросы. Давайте и мы постараемся ответить на них.


Слайд 5 ( два корабля) + видеоролик - читаю слова из "Закона и Благодати"


О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!

Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными…! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!


Слайд 6- карта

И первое задание

Задание № 1 .

Посмотрите внимательно на карту и определите какие территории скрыты под номерами. ( обратитесь к карте учебника на стр 47)


Слайд 7- карта с ответами

Проверка

1- Балтийское (варяжское) море

2- Херсон- место где принял крещение Владимир

3- Хазарский каганат

4- Константинополь

5- Киев

6- Новгород

7-Волжская Булгария


Ответы учеников ( за каждый правильный ответ 1 монета)


Слайд 8- даты

Задание 2.

Определите какие события произошли в Древнерусском государстве


Слайд 9- даты ответ


Проверка


1- 862

Призвание варягов

2- 988

Крещение Руси

3- 957

Крещение княгини Ольги

41019

Начало правления Ярослава

5- 1111

Поход против половцев

6- 1113

Начало правления Владимира Мономаха

7- 1097

Любечский съезд

8-907

Поход Олега на Константинополь

9- 945

Гибель Игоря

10-972

Гибель Святослава



Слайд 10- корабль


Мы продолжаем наше путешествие и сейчас встретимся с правителями Киевской Руси.

Посмотрите на слайды и ответьте на вопросы с каким князем связано событие.


Задание № 3

Слайд 11-12


Взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир

Ответ: Олег


Слайд 13-14

«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас едва не взяли печенеги» Ответ: Святослав


Слайд 15-16

И на берег вышел, душой возрожден,
Князь для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..
(А.К. Толстой) Ответ: Владимир Красно Солнышко


Слайд 17-18

Именно этот правитель

а) провел первую в истории России государственную реформу, установив размеры дани и места её соборов;

б) управляя государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним;

в) изощренно отомстил за гибель близкого человека;

г) этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии. Ответ: Ольга


Слайд 19-20


«И стала при нем вера христианская множиться на Руси и расширяться. И к книгам был склонен, читал часто, и днем, и ночью. И собрал писцов много, и переводили они из греческого на словенское Письмо. И очень радовался, созерцая множество церквей и людей христианской веры …».

Ответ: Ярослав Мудрый


Слайд 21-22

«Отроки (дружина) Свенельда изоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью в землю древлянскую, да и ты добудешь, и мы».

Ответ:Игорь


 Физминутка - слайд 23

Давайте для дальнейшего путешествия наберемся сил, а для этого разомнемся.

Дружно встали раз, два, три,

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И на лево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!


Продолжим наше путешествие

Давайте заглянем на страницы древней летописи.


Слайд 24


Необходимо определить, о каком событии древнерусской истории идёт повествование.


У вас на столах лежат тексты , прочтите их и выполните задание.


1. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили град и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота звалась “Славянская”.

(Расселение славянских племён)


2. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал: “Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”.

(Крещение княгини Ольги в 957 году)


3. Когда князь вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был как барс, и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, …не имел он ни шатров, но спал , постилая потник с седом в головах, такими же были и все остальные его воины. И послав в иные земли посланников со словами "Иду на Вы!" (Походы Святослава)



Слайд 25 - игра горелки

На нашем пути древнерусская забава-игра-горелки. Но у нас она необычная и заключаются в том, кто быстрее и точнее ответит на вопросы. Чтобы всё получилось давайте хором произнесём кричалку.

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Ответ свой говори!


Монетку за правильный ответ, получают тот, кто быстрее и правильно ответит.


1. Кто заключил первый письменный договор с Византией - Олег

2. Кто из русских князей первым принял христианство- Ольга

3. Кто, отправляясь в поход, говорил своим врагам «Иду на вы»- Святослав

4. Кто были первые русские святые- Борис и Глеб

5. Кто построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота?- Ярослав

6. Кто на Руси ввел погосты- Ольга

7. Кто из русских князей написал «Поучение детям»- Владимир Мономах

8. Простые свободные жители Руси- люди

9. Объезд князем с дружиной подвластной территории- полюдье


Слайд 26

Издавна восточные славяне были великими тружениками. Внимание посмотрите внимательно на слайд и скажите, что здесь лишнее. Почему ?

Какие занятия были у славян?


Слайд 27


Проверка задания


Охарактеризуйте основные занятия славян.

Какие системы земледелия были у славян? (подсечно-огневая, переложная, двуполье, трёхполье)


Слайд 28


Посмотрите на слайд, о каких событиях рассказывают эти изображения?


Слайд 29


Поверка

Дайте определение понятию религия? Какая религия была у восточных славян до 988 года?


Перестали ли киевляне почитать языческих богов после 988 года?

Как они примирили две разные веры?



Слайд 30-казна

Наше путешествие заканчивается. И сейчас мы должны собранные монеты перенести в княжескую казну.

(Дети высыпают монеты в ящик)

Посмотрите сколько у нас собрано монет, а на самом деле эти сокровища- ваши знания. Я говорю вам спасибо за вашу работу.

Слайд 31 - корабль

Если вам понравилось наше путешествие, вам многое удалось, то украсьте наш корабль зелёными флажками

Если у вас были какие то затруднения, не всё получилось прикрепите синие флажки

Каждый из вас оценил свою работу, сделал выводы.


Вот таким стал наш корабль, пусть он теперь отправит вас в страну знаний и принесёт вам удачу

Приложение

Летопись

1. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили град и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота звалась “Славянская”.

(Расселение славянских племён)


Летопись


2. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал: “Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”.

(Крещение княгини Ольги в 957 году)


Летопись


3. Когда князь вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был как барс, и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, …не имел он ни шатров, но спал , постилая потник с седом в головах, такими же были и все остальные его воины. И послав в иные земли посланников со словами "Иду на Вы!" (Походы Святослава)














12