Урок путешествие "Русь в IX -XII веках" (для учащихся 6 класса)
Слайд 1
Цель: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний учащихся по теме «Русь в IX - XIII веках».
Задачи:
Обучающие:
- систематизировать исторический материал о Киевской Руси;
- проконтролировать знания основных событий, дат, исторических личностей.
Развивающие:
- способствовать проявлению активности каждого ученика;
- закрепить навыки работы с историческими понятиями;
- развивать логику мышления,
- развивать коммуникативную компетентность,
- формировать грамотную речь;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать точность при выполнении заданий.
Предполагаемый результат
Регулятивные:
- Принять учебную задачу для самостоятельного выполнения
- Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя.
Личностные:
- Проявлять положительное отношение к учебной деятельности
- Понимать необходимость повторения для закрепления и систематизации знаний.
Коммуникативные:
- Согласовывать свои действия с одноклассниками и учителем;
- Выражать свои мысли полно и точно.
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные:
- Уметь воспроизводить информацию по памяти.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: презентация, видеоролик о красоте земли русской, музыка-для путешествия, на столах корабли, вырезанные кружки- золотые, серебряные.
Ход урока
Организационный момент
Дети рассаживаются по группам (на столах кораблики)
Ребята, вы любите фантазировать?
Давайте представим, что мы жители Древнерусского государства. Настоящие русские богатыри и берегини. А ваша группа- общин вервь, во главе которой стоит воевода. Я - княгиня вашего государства.
Предлагаю вам совершить путешествие по землям нашего государства.
По воли великокняжеской назначаю воеводами: Гуров М, Плотников К, Романенко Н. - вы должны внимательно следить за ответами своей группы.
На вашем пути будет много препятствий, который вы должны будете преодолеть. И собрать как можно больше золота и серебра, чтобы пополнить казну княжескую. Монеты будете складывать в свой корабль за слова правдивые, верные, за знание событий важных и правителей отважных.
Слайд 2.
Приглашаю и наших уважаемых гостей, совершить путешествие с нами.
И так наши корабли отправляются в добрый путь. - звучит музыка
Слайд 3.
Приветствую вас, жители земли русской. И говорю вам
- Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами… И от тех варягов прозвалась Русская земля...
- В каком великом произведении написаны эти строки? («Повесть временных лет»)
Кто автор этой летописи? (Нестор)
Слайд 4
Великий летописец 12 века, Какие вопросы поставил перед собой летописец Нестор?
Откуда есть пошла земля русская?
Кто первый начал в ней княжить?
И как русская земля стала есть?
Он ответил на эти вопросы. Давайте и мы постараемся ответить на них.
Слайд 5 ( два корабля) + видеоролик - читаю слова из "Закона и Благодати"
О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!
Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными…! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
Слайд 6- карта
И первое задание
Задание № 1 .
Посмотрите внимательно на карту и определите какие территории скрыты под номерами. ( обратитесь к карте учебника на стр 47)
Слайд 7- карта с ответами
Проверка
1- Балтийское (варяжское) море
2- Херсон- место где принял крещение Владимир
3- Хазарский каганат
4- Константинополь
5- Киев
6- Новгород
7-Волжская Булгария
Ответы учеников ( за каждый правильный ответ 1 монета)
Слайд 8- даты
Задание 2.
Определите какие события произошли в Древнерусском государстве
Слайд 9- даты ответ
Проверка
1- 862 Призвание варягов | 2- 988 Крещение Руси | 3- 957 Крещение княгини Ольги | 4 – 1019 Начало правления Ярослава | 5- 1111 Поход против половцев |
6- 1113 Начало правления Владимира Мономаха | 7- 1097 Любечский съезд | 8-907 Поход Олега на Константинополь | 9- 945 Гибель Игоря | 10-972 Гибель Святослава |
Слайд 10- корабль
Мы продолжаем наше путешествие и сейчас встретимся с правителями Киевской Руси.
Посмотрите на слайды и ответьте на вопросы с каким князем связано событие.
Задание № 3
Слайд 11-12
Взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир
Ответ: Олег
Слайд 13-14
«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас едва не взяли печенеги» Ответ: Святослав
Слайд 15-16
И на берег вышел, душой возрожден,
Князь для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..
(А.К. Толстой) Ответ: Владимир Красно Солнышко
Слайд 17-18
Именно этот правитель
а) провел первую в истории России государственную реформу, установив размеры дани и места её соборов;
б) управляя государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним;
в) изощренно отомстил за гибель близкого человека;
г) этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии. Ответ: Ольга
Слайд 19-20
«И стала при нем вера христианская множиться на Руси и расширяться. И к книгам был склонен, читал часто, и днем, и ночью. И собрал писцов много, и переводили они из греческого на словенское Письмо. И очень радовался, созерцая множество церквей и людей христианской веры …».
Ответ: Ярослав Мудрый
Слайд 21-22
«Отроки (дружина) Свенельда изоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью в землю древлянскую, да и ты добудешь, и мы».
Ответ:Игорь
Физминутка - слайд 23
Давайте для дальнейшего путешествия наберемся сил, а для этого разомнемся.
Дружно встали раз, два, три,
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво,
И на лево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Продолжим наше путешествие
Давайте заглянем на страницы древней летописи.
Слайд 24
Необходимо определить, о каком событии древнерусской истории идёт повествование.
У вас на столах лежат тексты , прочтите их и выполните задание.
1. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили град и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота звалась “Славянская”.
(Расселение славянских племён)
2. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал: “Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”.
(Крещение княгини Ольги в 957 году)
3. Когда князь вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был как барс, и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, …не имел он ни шатров, но спал , постилая потник с седом в головах, такими же были и все остальные его воины. И послав в иные земли посланников со словами "Иду на Вы!" (Походы Святослава)
Слайд 25 - игра горелки
На нашем пути древнерусская забава-игра-горелки. Но у нас она необычная и заключаются в том, кто быстрее и точнее ответит на вопросы. Чтобы всё получилось давайте хором произнесём кричалку.
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Ответ свой говори!
Монетку за правильный ответ, получают тот, кто быстрее и правильно ответит.
1. Кто заключил первый письменный договор с Византией - Олег
2. Кто из русских князей первым принял христианство- Ольга
3. Кто, отправляясь в поход, говорил своим врагам «Иду на вы»- Святослав
4. Кто были первые русские святые- Борис и Глеб
5. Кто построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота?- Ярослав
6. Кто на Руси ввел погосты- Ольга
7. Кто из русских князей написал «Поучение детям»- Владимир Мономах
8. Простые свободные жители Руси- люди
9. Объезд князем с дружиной подвластной территории- полюдье
Слайд 26
Издавна восточные славяне были великими тружениками. Внимание посмотрите внимательно на слайд и скажите, что здесь лишнее. Почему ?
Какие занятия были у славян?
Слайд 27
Проверка задания
Охарактеризуйте основные занятия славян.
Какие системы земледелия были у славян? (подсечно-огневая, переложная, двуполье, трёхполье)
Слайд 28
Посмотрите на слайд, о каких событиях рассказывают эти изображения?
Слайд 29
Поверка
Дайте определение понятию религия? Какая религия была у восточных славян до 988 года?
Перестали ли киевляне почитать языческих богов после 988 года?
Как они примирили две разные веры?
Слайд 30-казна
Наше путешествие заканчивается. И сейчас мы должны собранные монеты перенести в княжескую казну.
(Дети высыпают монеты в ящик)
Посмотрите сколько у нас собрано монет, а на самом деле эти сокровища- ваши знания. Я говорю вам спасибо за вашу работу.
Слайд 31 - корабль
Если вам понравилось наше путешествие, вам многое удалось, то украсьте наш корабль зелёными флажками
Если у вас были какие то затруднения, не всё получилось прикрепите синие флажки
Каждый из вас оценил свою работу, сделал выводы.
Вот таким стал наш корабль, пусть он теперь отправит вас в страну знаний и принесёт вам удачу
Приложение
Летопись
1. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили град и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота звалась “Славянская”.
(Расселение славянских племён)
Летопись
2. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал: “Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”.
(Крещение княгини Ольги в 957 году)
Летопись
3. Когда князь вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был как барс, и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, …не имел он ни шатров, но спал , постилая потник с седом в головах, такими же были и все остальные его воины. И послав в иные земли посланников со словами "Иду на Вы!" (Походы Святослава)
12