СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе " Составление собственных высказываний в определенном жанре"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе " Составление собственных высказываний в определенном жанре"

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому языку в 5 классе " Составление собственных высказываний в определенном жанре"»

 27.04.2016 5 класс РЯ Учитель МБОУ Воинский УВК Пилипенко И.И.

Тема. Р.р. Составление собственных высказываний в определенном жанре.

Цели урока:

Обучающие: обобщить знания учащихся о родах, жанрах литературы;

развивающие: развивать умение составлять собственные высказывания в определенном жанре; развивать коммуникативные навыки учащихся;

воспитывающие: формировать любовь к родной литературе, авторскому творчеству; прививать любовь к своей родине, интерес к страницам ее истории.

Оборудование: интерактивная доска, проектор , таблица «Соответствия», песня «Священная война», фотография памятника павшим воинам, находящемся в с. Воинка.

Ход урока.



1.Оргмомент.

Уч. Ребята! Я сегодня спешила к вам на урок, а ко мне подошла соседка, бабушка Маша, старенькая очень, ей около 80 лет. Ей по почте пришел конверт с какой-то подозрительной бумагой. Бабушка ничего не поняла, очень испугалась. Говорит, что почерк вроде бы ее правнука Коли, но слова какие-то непонятные. Возможно, это бандиты чего-то требуют? У нее даже давление поднялось. Ребята, может, вы разберетесь?

Письмо.

Ба, хеллоу!

Я щас на море ласты парю. Предки отправили в лагерь, говорят, чтоб ума набрался. А я чо? Я и так реальный пацан. Меня кореша уважают. Сначала тут фигово было. Думал, подохну со скуки. А потом ничо, привык. Вчера у Верки днюха была - закачаешься! А сегодня мы в киношку ходили. Не картина- отпад! Там самый центровой- наш, разведчик. Кликуху его не запомнил. Он этому фрицу паршивому в лобешник кулаком как заехал, а тот ему ножичком помахивает. Да куда ему- слабак! Наш ему еще промеж глаз- и тот скопытился. Все – трупак! Знай наших! Не картина-отпад!

Ну, ладно, баб, пойду прошвырнусь, а то эти вожатые задолбали- скоро дрыхнуть загонят.

Уч.: о чем же говорится в той бумаге?

  1. Работа над текстом письма.

Цель данного вида работы: учащиеся самостоятельно должны определить тему урока, цель урока, задачи урока.

  1. Ребята, всё ли вам понятно из услышанного?

  2. Понравился ли вам это письмо? (Учащиеся могут дать положительный ответ, тогда учитель обязательно должен задать вопросы: Чем? Почему?)

  3. Что не понравилось в письме?

Уч-ся.: Речь не развита, бедна, много слов, засоряющих речь.

  1. Какую проблему перед нами ставит данный текст?

Уч.:

- Да, действительно, проблема развития речи школьников очень актуальна. В речи, как в зеркале, отражается культура человека, его воспитанность. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - говорил древнегреческий ученый. Итак, 1 часть темы нашего урока ….. (учащиеся продолжают РАЗВИТИЕ РЕЧИ).

Уч.: Ребята, мы говорили о содержании письма, а его композиция правильно выстроена?

Уч-ся отвечают: Нет, так как отсутствуют приветствие, прощание, подпись и т.д.

Уч.: Конечно же, ребята, нужно знать особенности жанров, тогда и высказывания будут правильными. Так какова же будет 2 часть нашей темы?

Уч-ся отвечают: Правильно строить свои высказывания.

Уч.: Да, правильно, только нужно добавить - в определенном жанре. Давайте полностью сформулируем тему нашего урока.

Уч-ся отвечают : Развитие речи. Составление собственных высказываний в определенном жанре.

2.Объявление темы урока. (запись в тетради).

Уч.: Как вы думаете, каковы будут цели нашего урока?

3. Формулирование детьми целей урока (развивать свою речь, учиться правильно составлять собственные высказывания в определенном жанре).

3. Мотивация.

Уч.: Ребята! Как вы считаете, зачем нам нужно развивать свою речь, устную и письменную?

Ответы учащихся: (грамотно и красиво говорить, правильно выражать свои мысли, чтобы было приятно общаться, получить хорошую профессию и т.д.)

Уч.: Да, ребята, невозможно себе представить успешного в жизни человека, например адвоката, который не умеет логически выстроить защитную речь и убедить в невиновности своего подопечного, Т. о, ваша будущая карьера, успешность напрямую зависят от умения составлять высказывания, устные и письменные.

А для того чтобы правильно их строить, необходимо знать особенности жанров.

4. Работа над темой урока.

Уч.: Какие жанры литературы вам известны?

Уч-ся отвечают : рассказ, сказка, стихотворение….

Уч.: А к каким родам литературы они относятся?

Уч-ся отвечают: эпос, лирика.

Уч.: К какому роду литературы мы не будем сегодня не будем обращаться?

Уч-ся отвечают : к трагедии, так как трагедия, комедия и драма ставятся на сцене.

1) Повторение. Жанры литературы. Игра «Найди соответствие»

(Стук в дверь. Вася Ошибки просит помощи, так как не может справиться с заданием, а ему грозит «2» в четверти.)

Уч.: Поможем Васе?!



Стихотворение

Сочинение

Письмо

Сказ

Анализ стихотворения

-зачин;

-концовка;

-постоянные эпитеты;

-борьба между добром и злом;

-сочетание реального и фантастического

-приветствие;

-основная часть;

-прощание, дата;

-эмоциональность, непринужденность, сведения из жизни адресата

-рифма;

-ритм;

-изображение чувств, внутреннего мира

-тема;

-средства выразительности;

композиция произведения;

-рифма; размер

-размышления о поступках, действиях героя;

характеристика его личности;

-личное отношение к происходящему или герою





Правильная таблица.



Стихотворение

Сочинение

Письмо

Сказ

Анализ стихотворения

рифма;

-ритм;

-изображение чувств, внутреннего мира

размышления о поступках, действиях героя;

характеристика его личности;

-личное отношение к происходящему или герою

приветствие;

-основная часть;

-прощание, дата;

-эмоциональность, непринужденность, сведения из жизни адресата

-зачин;

-концовка;

-постоянные эпитеты;

-борьба между добром и злом

-сочетание реального и фантастического

тема;

-средства выразитель-ности;

композиция произведения;

-рифма; размер





Уч.: Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как вы будете выступать не только в роли читателя, слушателя, но и в роли автора.

Дома вы должны были составить высказывания в определенном жанре, подчиненные одной теме. А тема эта… (звучит «Священная война»).

Уч.: Ребята! О какой войне говорится в этой песне? Почему ее называют священной? ( справедливая, защита своей Родины). Какое светлое событие мы будем отмечать 9 мая?

3 ) Выступления учащихся.

--Бербега Карина (на фоне памятника читает авторское стихотворение «Памятник»);

-Типпа Дарина «Сказ о Великом подвиге);

-Зекирьяева Ление «Письмо прадедушке»;

-Саматов Ренат. Сочинение на литературную тему;

-Халилова Лиля. Сочинение на основе личных впечатлений о детях войны;

-Азаматова Диана, Гусарева Диана- анализ стихотворений о войне и др.

(Учащиеся зачитывают свои работы. Потом обсуждается, к какому жанру относится высказывание , выдержана ли композиция и т.д.)

  1. Д/З. Уч.: Ребята, оформите красочно свои работы, и мы создадим «Папку памяти 5-А», а лучшие работы передадим в школьный музей.



  1. Оценивание.





  1. Вывод. Чему научились на уроке? Где эти знания пригодятся? Почему мы сегодня , в 21 веке, говорили о войне?























5