СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с собственными и нарицательными именами существительными. Учатся их различать.

Просмотр содержимого документа
«нариц и собст»

Тема:             Собственные и нарицательные имена существительные.


Цель:   - расширить знания о существительном как о части речи;

- познакомить учащихся с новыми понятиями: имя собственное - имя нарицательное;

- обратить внимание на правописание имен собственных;
- развивать монологическую речь, творческие способности учащихся, практические 
  умения и навыки;

- воспитывать любовь к русскому языку, интерес к слову, желание расширять знания. 

 

Оборудование:  Карточки с заданиями, листы достижений, интерактивная доска, 
                             флипчарты, маркеры, саквояж с игрушками, стикеры.
  
                                              Ход урока 

  1. Ор.момент.

Психологический настрой на урок


 - Я вижу, ребята, что вы готовы к уроку. Как ваше настроение сегодня? Давайте улыбнемся друг другу, и нам сразу станет теплее и радостнее на душе... Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда…  Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.


II. Мобилизующий этап. Актуализация опорных знаний. 
       (Саквояж с игрушками на столе)

- Как вы думаете, ребята, что у меня здесь? Не угадали  (вынимаю собачку).

- Что вы можете сказать о ней? (обмен мнениями)

- А еще – это имя существительное

- Что вы знаете об имени существительном?

Ребята называют морфологические признаки: обозначает предмет, одушевленное, женский род, единственное число, склонение, изменяются по падежам.


        -  Поскольку собака - друг человека, она будет помогать нам на уроке. Давайте дадим ей имя.  Давайте ещё проверим, как мы знаем существительные. Несколько учащихся  по очереди вынимают  предметы из саквояжа (медвежонка,  книгу, яблоко) и определяют вышеназванные признаки. Молодцы, ребята. Сегодня мы узнаем еще один признак существительного, который вы попробуете определить сами. 


а) Стадия вызова. Определение темы и цели урока. 
                            Стихотворение на доске. 


Питкяранта, Питкяранта

город, выросший из камня,

среди сосен и озёр

солнцем летним озарён.

 

Город древний, город славный, 

город чистенький, опрятный,

ветер с Ладоги седой

колорит несёт морской!

- О чём это стихотворение? Какие существительные есть в этом стихотворном тексте? 
- Выпишите из стихотворения все имена существительные.
Разделите существительные этого текста на две группы по написанию первой буквы. Как вы распределили слова? 
- Итак, попробуйте определить тему нашего урока. 
Ответы учащихся.
-  А что мы должны узнать об этих существительных? Какие задачи мы поставим сегодня?
Задачи: Узнать какие существительные пишутся с большой буквы, приобрести знания о собственных и нарицательных именах существительных. 



III. Рассказ о себе. Учитель прикрепляет на доску таблички с именами собственными и одновременно рассказывает: флипчарт

                    

- В своем рассказе я употребила имена собственные (правый столбик). Почему они так называются? (важные, значительные сами по себе)

Это могут быть имена, отчества, фамилии человека, клички животных, названия рек, озер, городов, книг…

- В левом столбике у нас существительные нарицательные, они нарицают, т.е. называют однородные, похожие предметы, множество)

- Проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод.

Чтение выделенного фрагмента в учебнике стр. 66-67

IV.Продолжим знакомство. 
Теперь вы расскажите о себе. Можете использовать этот план, можете рассказывать по – своему. У вас есть родители, домашние животные, друзья, одноклассники. Вы ездите отдыхать, любите какие – то праздники (2-3 рассказа учащихся слушаем).

- Молодцы! Вы все такие разные и такие интересные. И здесь нам опять помогли узнать друг о друге имена собственные.

                               Физминутка


V.Групповая работа
     - Когда я рассказывала о себе, то одно собственное имя существительное было написано не просто с большой буквы, но ещё и в кавычках. Какое это слово?  
- У вас на столах лежат памятки. Прочитайте их и скажите, какие ещё собственные существительные  должны писаться в кавычках?                                  
                                  Памятка
 -имена, отчества, фамилии людей;
- географические названия;
- названия литературных произведений;
- названия исторических событий;
- названия картин, кинофильмов, спектаклей;
- названия предприятий;
- клички животных
 - названия марок машин.


 А теперь мы попробуем на практике выполнять задание и поработаем в группах, где вы можете помогать друг другу. На каждом столе лежат листы достижений. Итак, первое задание.


           1. Игра «Путаница»

   2.  Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по плану.


3.  Помогите Рассеянному расставить кавычки. 


4.Создание кластера: записать название улиц родного города.


На доске записаны слова: Тбилиси, Сочи, Дюма, Миссисипи.

Попробуйте изменить слова.

- слова изменить нельзя, т.к. среди собственных имен существительных встречаются несклоняемы слова)

А как определить род у данных слов?

- Род имен существительных определяются по роду нарицательных имен существительных, которыми можно эти слова заменить, например: Тбилиси (город – м.р.)

Стр. 67 упр. 2

Эри (озеро – с.р.)

Ориноко (река – ж.р.)

Чтение правила на стр. 68

V. Промежуточный контроль:

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы


3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин 


VI. Стадия рефлексии

В конце урока  дети вывешивают рефлексивные смайлики на доске

Формативное оценивание

VII.   Домашнее задание.
Записать по три примера 1) имена актеров, эстрадных артистов
                                           2)  названия стран, городов


Просмотр содержимого документа
«памятка»

ПАМЯТКА


- имена, отчества, фамилии людей

- географические названия

- названия литературных произведений

- названия исторических событий

- названия картин, кинофильмов, спектаклей

- названия предприятий

- клички животных

- названия марок


ПАМЯТКА


- имена, отчества, фамилии людей

- географические названия

- названия литературных произведений

- названия исторических событий

- названия картин, кинофильмов, спектаклей

- названия предприятий

- клички животных

- названия марок



ПАМЯТКА


- имена, отчества, фамилии людей

- географические названия

- названия литературных произведений

- названия исторических событий

- названия картин, кинофильмов, спектаклей

- названия предприятий

- клички животных

- названия марок