Урок русского языка в 6 классе. Авторы учебника: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
Тема: Буквы ч-щ в суффиксах существительных -чик, - щик.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: научить учащихся различать в письменной речи буквы ч-щ в суффиксах существительных -чик, -щик, обогащение словарного запаса, развития речи, творческого воображения.
Ход урока.
Приветствие учителя. Я рада видеть вас в добром здравии и хорошем настроении, которое поможет нам плодотворно работать на уроке. Сегодня мы будем говорить об удивительном мире суффиксов.
Работа по теме урока. 1.- Какие значения имеют суффиксы в данных словах? На слайде: колокольчик, огурчик, разносчик, летчик, переплётчик, стаканчик, диванчик, шарманщик, кафтанчик, заказчик, сварщик, попутчик
а) уменьшительно-ласкательные суффиксы, б) указывают на род деятельности, профессию
2. - Выпишите слова в 2 столбика по значению суффикса.
3. а) – Какая проблема возникает при произношении слов 2й группы? б) – Как будет называться тема урока?
в) - Какая цель нашего урока?
Сегодня мы будем говорить о профессиях современных и исчезнувших. г) анализ слов, записанных на доске:
разведчик каменщик лётчик сварщик заказчик рекламщик переписчик перебежчик д) вывод: когда же пишется суффикс-чик, когда -щик?
д-т в остальных случаях -щик з-с -чик ж
Дежурная фраза: «я тоже здесь» е) Прочитать правило в учебнике. ж) Рассказ учителем лингвистической сказки о суффиксах- чик, -щик. з) Выполнение упр. 293
Закрепление. 1. На слайде слова К. Паустовского Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото. Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы.
- Какова основная мысль текста? - Почему тире в первом предложении? Двоеточие? - Выписать слова с суффиксами – чик, - щик 2. А теперь поговорим об исчезнувших профессиях, названия которых пишутся с суффиксами -чик, -щик. а) Сообщения учащихся по картинкам на слайде: фонарщик, лудильщик, точильщик, табунщик, извозчик, ростовщик, часовщик. б) Диктант с этими словами.
Любую кухонную утварь может починить лудильщик. Точильщик всегда носил при себе свой нехитрый инструмент. С наступлением темноты на улицах города появлялись фонарщики.
3. Сейчас мы будем говорить о современных профессиях. Я буду читать лексическое значение слова, вы должны назвать это слово и записать его. а) Специалист по кирпичной и каменной кладке (каменщик). б) Человек, занимающийся рекламой (рекламщик). в) Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик). г) Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка (разведчик). д) Специалист по работе с компьютером (компьютерщик). е) Лицо, имеющее подписку на какое- либо издание (подписчик). 4. Составить предложение с данными словами. (дети составляют предложения, наиболее удачные записываются в тетрадь)
IV. Рефлексия. Выставление оценок. Дети, давайте оценим свою работу. (Учащиеся выставляют смайлики на соответствующую ступеньку лестницы: всё запомнил, что-то не понял, ничего не запомнил, было скучно, неинтересно)
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы говорили о многих профессиях, названия которых образуются с помощью суффиксов -чик, -щик. Каждый человек должен достойно овладеть своей профессией во благо могущества и процветания нашей Родины, имя которой Россия.
Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. С. Есенин
- Какие чувства выразил С. Есенин в этих строках?
VI. Домашнее задание.
П. 52, упр. 296. Придумать рассказ о какой-либо профессии (по желанию)