Тема: Правописание слов с удвоенными согласными
Цель: формировать умение правильно писать слова с удвоенными согласными,
подвести детей к пониманию того, что написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса объясняется словообразованием, совершенствовать умение учащихся грамотно писать слова с удвоенными согласными.
Способствовать развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи.
Планируемые результаты
Предметные:
находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;
образовывать слова с удвоенными согласными;
уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму.
Метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять цель урока и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; проводить рефлексию своих действий на уроке
познавательные: осуществлять анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе изученного материала;
коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, выражать и обосновывать свою точку зрения; работать в паре; слушать собеседника и вести диалог.
Личностные:
осознавать значимость изучения темы;
проявлять интерес к русскому языку;
проявлять уважительное отношение к иному мнению.
Ресурсы:Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 1 часть, 3 класс, «Просвещение», 2014.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова и называют проверочные слова.)
— Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— К данным словам подберите однокоренные слова с непроизносимыми согласными, отвечающие на вопрос какой? Запишите по образцу. Выделите в словах корень, подчеркните непроизносимые согласные.
Образец: радость — радостный.
Тягость, грусть, ярость, злость, кость, доблесть, жалость, капуста, пост, уста.
— Спишите пары слов. Подчеркните сочетания зн, сн. Есть ли в этих словах непроизносимые согласные?
1) Парусный — паруса, небесный — небеса, грозный — гроза, рукописный - рукописи, колхозный — колхозы, слёзный — слёзы, сенокосный — сенокосы, адресный — адреса, отвесный — отвесы, уксусный — уксус, теннисный — теннис, колбасный — колбаса.
2) Прекрасный — прекрасен, полезный - полезен, опасный — опасен, ужасный — ужасен, серьёзный - серьёзен, напрасный - напрасен, безобразный — безобразен, тесный — тесен, ясный — ясен.
2. Орфографическая минутка (Запись под диктовку.)
Устный, свистеть, вестник, стояла, ужасный, голодно, бежит, робкий, мягкий, ветвистый, кленовый, берёзка, опасная.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.)
— Какую часть слова учат писать эти правила?
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте сказку про девочку Аллу.
Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.
Как-то на дом было задано написать слова с удвоенными согласными. Алла получила двойку.
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой удвоенные согласные и возмущённо кричали:
— Ты не знаешь правила! Ты не можешь правильно написать слова с удвоенными согласными! В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя...
Когда на уроке русского языка дети писали «Алла», девочка не смогла этого сделать и заплакала.
— Почему ты плачешь? — спросила её учительница.
— Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на девочку и сказала:
— Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе.
Девочка обрадовалась, выучила правило и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как ванна, касса, класс, коллектив, аллея, коллекция.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 233 (с. 121).
— Прочитайте. Найдите слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение.
— Объясните лексическое значение каждого слова. (Бал — большой танцевальный вечер, балл — цифровая отметка успехов; сор — мелкие сухие отбросы, ссора — состояние взаимной вражды, взаимная перебранка.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как проверить написание слов с удвоенными согласными в корне?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 234 (с. 122).
— Прочитайте. Объясните лексическое значение данных слов.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте слова в алфавитном порядке.
— Прочитайте слова, образованные от выделенных слов. (Теннисист, хоккеист.)
— С помощью какой части слова образованы однокоренные слова? (С помощью суффикса -ист.)
2. Работа со словами из словаря
— Объясните значение слов коллектив и коллекция. (Коллектив — группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. Коллекция — систематизированное собрание каких-нибудь предметов: монет, марок, картин и др.)
— Найдите слова коллектив и коллекция в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами коллектив и коллекция, запишите.
— Запомните написание этих слов.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте. Назовите слова с удвоенными согласными в корне.
Спросите, не повысив тона:
Что больше - центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
— Как проверить написание слов с удвоенными согласными?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание Упр. 235 (с. 122).