СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ


Ф.И.О. участника: Синофеева Лариса Анатольевна


Тема урока: «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».


Класс: 4 В.


Цель урока: организация деятельности обучающихся, направленной на формирование умения писать слова с разделительными твёрдым и мягким знаками.


Задачи урока:


Дидактические:

  1. Изучить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками;

  2. Способствовать формированию умения применять правила правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками при выполнении заданий;

  3. Закрепить умение применять правила правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками при выполнении самостоятельной работы;

Развивающие:

  1. П. Содействовать развитию умения формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого анализа схем;

  2. К. Формировать умение строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;

  3. Р. Развивать умение осуществлять контроль процесса и результата деятельности через отслеживание выполнения задач урока и приёма: «Лесенка успеха».

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику при выполнении групповой и парной работы через повторение правил работы в группе и в паре;

  2. Способствовать развитию способности мыслить, рассуждать посредством анализа девиза урока и пословиц;

  3. Развивать умение оценивать свои успехи в изучении русского языка с помощью приёма: «Лесенка успеха».

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

ДС

ИО

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Л

Организационно-мотивационный

Настроить обучающихся на активную и продуктивную работу на уроке.

С. Беседа.







Приём: «Девиз урока».


Н. Презентация (девиз урока).

Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите, чтобы на парте у вас был порядок. И обязательно соблюдаем правильную посадку ученика.

Организует мотивационный настрой на урок.

- Выберите для урока тот девиз, который вас мотивирует активно работать на уроке.





- Очень хороший девиз!

Приветствуют учителя.

- Здравствуйте!






Анализируют высказывание.




- На уроке не зевай

Сразу все запоминай!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе.


Ф.







Интерактивная доска.






Самоконтроль (настрой на урок).








Выбирает девиз урока.


Развитие способности мыслить, рассуждать посредством анализа девиза урока.

Постановка учебной задачи

  1. Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Выяснить место и причину затруднения. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий).

С. Беседа.


Н. Презентация (задание).


Приём: «Минутка чистописания».















Приём: «Заполни пропуски».

Н. Презентация (задачи урока).




Н. Карточки (тема, цель и задачи урока)

Организует деятельность по чистописанию.

- Ребята, выполним минутку чистописания. Откройте тетради, запишите дату, классная работа

Прочитайте слова, записанные на доске:

Семя, подезд, вюга, обезд, братя, листя.

Организует деятельность по подведению к теме урока.

- Что вы заметили?


- Как тогда должны быть написаны слова?

- Ребята, а, когда нужно писать в словах твёрдый или мягкий знак?

Организует деятельность по формулированию темы, цели и задач урока.

- Раз мы не знаем, когда в словах нужно писать разделительный мягкий знак и разделительный твёрдый знак, то с какой темой сегодня на уроке мы будем работать?


- Верно! Какую цель вы перед собой поставите?


- Хорошо! А заполнив пропуски в предложениях, мы узнаем, какие задачи будем решать на уроке.

- Что мы должны узнать?



- В чём будем тренироваться?



- И, что должны будем проверить?



- Тема, цель и задачи находятся на доске. Каждое выполнение задачи мы будем отмечать галочкой.

Выполняют минутку чистописания.









Находят в словах ошибки.


- В словах пропущен мягкий знак и твёрдый знак.

Читают слова. Допускают ошибки.


Затрудняются ответить.

Формулируют тему, цель и задачи урока.







- Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.

- Научиться определять, когда в словах нужно писать разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.




- 1. Узнать правила написания в словах разделительного Ъ и разделительного Ь.


- 2. Тренироваться в умении применять правила написания в словах разделительного Ъ и разделительного Ъ.

- 3. Проверить умение применять правила написания в словах разделительного твёрдого знака и разделительного.





И.











Ф.

Интерактивная доска.





















Интерактивная доска



Карточки для доски (тема, цель и задачи).

Самоконтроль.








Самоконтроль.













Выполняет минутку чистописания.




Находит ошибки в словах.










Формулирует тему и цель урока.




Заполняет пропуски в задачах.





К. Формирование умения строить устное высказывание при обосновании правильности написания слов


Учебное действие

  1. «Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание).

  2. Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения.

Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий.

С. Беседа.


П. Выполнение парного задания.






С. Беседа.












































С. Беседа.

П. Выполнение задания.


Н. Презентация (страницы учебника)
























С. Беседа.


П. Выполнение парного задания.




С. Беседа.


Н. презентация (дублирование задания на слайд).




































С. Беседа.








С. Беседа.

П. Выполнение задания.

Организует деятельность по формулированию правила написания в словах разделительного твёрдого и мягкого знаков.

- Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группах.


- Хорошо! Послушайте, что вам необходимо сделать. На карточке изображены три схемы. Рассмотрите их и вставьте пропущенные слова в предложения. Время на работу 5 мин.

Организует проверку работы.

- Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Первая схема.




- Все согласны?

- Вторая схема.








- Остальные группы, вы согласны?

- Третья схема.







- Группы, согласны?

- Что мы сейчас сделали?


- Можно сказать, что мы сформулировали правила?

- Когда пишется разделительный Ъ?


- А, когда пишется разделительный Ь?



- Что общего у последних двух правил?


- Можем мы объединить эти два правила?

- Как получится?


- Хорошо! Над какой задачей мы работали?


- Мы выполнили задачу?

- Поставим галочку.

Организует работу по учебнику.

- Откроем учебник на странице 58. Выполним упражнение под номером 1. Что нужно сделать?


- Прочитайте слова. Что не так с первым словом?

- Почему?


- Хорошо! Следующее слово.



- Верно! Дальше.





- Правильно! Следующее слово.



- Нужен ли в следующем слове Ъ знак?

- Почему? Что делают разделительные знаки?

- Какие буквы разделяют?

- Так почему в слове приём не нужен Ъ?


- Абсолютно верно! Следующее слово.


- Верно!



- Всё верно!


- Молодцы! Запишите эти слова в тетрадь правильно.

Организует выполнение парной работы.

- Сейчас выполним задание на карточках в паре. Правила работы в паре.


- Хорошо! Задание: «Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков». Время на выполнение 3-4 минуты.

Организует проверку работы.

- Проверим.



- Верно! Как понимаете эту пословицу?





- Правильно! А эту пословицу как понимаете?







- Все согласны?

- О чём эта пословица?







- Хорошо! Суть данной пословицы в чём?


- Также можно сказать, что о некоторых вещах нужно заботиться заранее.







- Совершенно верно! О чём данная пословица?







- Молодцы! Справились с заданием.

Организует работу по учебнику.


- Вернёмся снова к учебнику. На стр. 58 дано ещё одно правило. Прочитайте его. В каких словах пишется разделительный Ъ?


- Какие слова приводят в пример?


Организует деятельность по выполнению задания.

- Запомните данные слова. И устно мы сейчас выполним упражнение под номером 3. Читаем слова, вставляем Ъ или Ь.







- Молодцы! Над какой задачей мы работали?



- А, что-то ещё мы узнали?

- Верно! Хорошо потренировались в умении применять правила?

- Задачу выполнили?

Формулируют правило написания в словах разделительного твёрдого и мягкого знаков.


- Не ссориться / не перебивать друг друга / выслушивать мнение каждого участника группы.





Проверяют работу.

Разделительный Ъ пишется после приставки и перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я.

Да.

Разделительный Ь пишется перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я.

- Да.


Разделительный Ь знак пишется в корне слова перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

- Да.

- Узнали, когда пишется разделительный Ъ и Ь.

- Да.

- После приставки и перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я.

- Да.


- Перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я. В корне слова и перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

- Общее то, что Ь пишется перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

- Да.

- Разделительный Ь знак пишется в корне слова перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И.


- Узнать правила написания в словах разделительного Ъ и разделительного Ь.

- Да.


Выполняют задания по учебнику.



- Объясни причину ошибок в словах каждой строчки.


- Подьезд. Вместо Ь должен быть Ъ.

- Потому что Ъ пишется после приставки ПОД и перед гласной Е.

- Обьезд. Вместо Ь должен быть Ъ. Потому что Ъ пишется после приставки ОБ и перед гласной Е.

- Сьезд. Вместо Ь должен быть Ъ. Потому что Ъ пишется после приставки С и перед гласной Е.

- Вьезд. Вместо Ь должен быть Ъ. Потому что Ъ пишется после приставки В и перед гласной Е.

- Приъём. Здесь не нужен Ъ знак.


- Разделяют слово.

- Согласную и гласную.

- Потому что рядом находится две гласных буквы: И, Е.

- Поъездка. Ъ не нужен, так как рядом находятся две гласные буквы: О, Е.

- Подълететь. Здесь наоборот рядом находятся две согласные буквы, поэтому Ъ не нужен.

- Отьходить. Ъ не нужен, так как рядом находятся две согласных буквы.



Записывают слова в тетрадь.


Работают в паре.

- Слушать друг друга, не ссориться, обсуждать всё вместе.








Проверяют правильность выполнения задания.

- Вся семЬя вместе, так и душа на месте. Пишем Ь, потому что он находится в корне слова и стоит перед гласной буквой Я.

- Когда близкие люди рядом и сними всё хорошо, то душа спокойна.

- Чтобы рыбку сЪесть, надо в воду лезть. Пишем Ъ, потому что есть приставка С и Ъ стоит перед гласной Е.


- Чтобы что-то получить надо сначала потрудиться это.

- По платЬю встречают, по уму провожают. Пишем Ь, потому что в слове нет приставки, Ь стоит в корне слова и перед гласной Ю.

- Да.

- Когда ты видишь человека в первый раз, то оцениваешь его внешность, а после общения уже понимаешь, какой он внутри.


- Зимой сЪел бы грибок, да снег глубок. Пишем Ъ, потому что в слове есть приставка С и Ъ стоит перед гласной Е.

- Не всегда в жизни получаешь то, что хочешь.



- Красна птица перЬями, а человек ученЬем. В первом слове пишем Ь, потому что Ь находится в корне слова и перед ним гласная буква Я. Во втором слове пишем Ь, потому что нет приставки и перед ним гласная буква Е.


- Эта пословица рассказывает о то, что птицу красит ее наряд, перья, пение. Для птицы этого вполне достаточно. А вот человека красит его ум, знания, мудрость. Внешней красоты недостаточно, она как оболочка, а вот богатый внутренний мир украшает любого человека.



Изучают ещё одно правило написания разделительного Ъ.



- Перед буквами Е, Ё, Ю, Я в сложных словах с первой частью двух- трех- четырех-.

- Двухъярусный, трёхъярусный, четырёхъярусный.

Вставляют в слова разделительный Ъ и Ь.


- вЬюга, обЪявление, подЪезд, трёхЪярустный, трехЪэтажный, разъяренный, вЬюнок, соловЬи, сЪемка, двухЪярустный, полЬем, обЪем, крылЬя, полЬют, ночЬю, разЬяснение, вЪехал, осенЬю, братЬя, необЪятный, четырехЪярустный, листЬя, взЪерошенный сошЪет, обЪединение, разЪединение, сЪехал, подЪехал.

- Тренироваться в умении применять правила написания в словах разделительного Ъ и разделительного Ъ.

- Правило.


- Да.

- Да.

Г.












Ф.












































Ф.



































П.










Ф.












































Ф.








Ф.





Карточки для групповой работы со схемами.













































Учебник.


Интерактивная доска (дублирование страниц учебника на слайд).
























Карточки с заданием.







Интерактивная доска.










































Учебник.







Учебник.













Карточка (задачи урока).

Самоконтроль.














Взаимоконтроль (сверяют ответы с другими группами).




































Самоконтроль.












































Самоконтроль.

Взаимопроверка.

















































Самоконтроль.

Взаимопроверка.












Называет правила работы в группе.



Анализирует схему и заполняет пропуски в предложениях.

















Формулирует правила по написанию Ъ и Ь.














Объясняет причину ошибки в словах.
























Записывает слова в тетрадь.




Читает пословицы.


Вставляет в слова разделительный Ъ и Ь.


Подчёркивает гласные, которые стоят после разделительных знаков.


Поверяет выполненное задание.






















Изучает правило.






Выполняет задание.

П.

Развитие умения формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого анализа схем.



































К. Формирование умения строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом.



































К. Формирование умения строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом.







К. Формирование умения строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом.










Воспитание доброжелательного отношения к собеседнику при выполнении групповой работы через повторение правил работы в группе.





























































Воспитание доброжелательного отношения к собеседнику при выполнении парной работы через повторение правил работы в паре.

Действие контроля и самоконтроля

Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону.

С. Беседа.


П. Выполнение самостоятельной работы.


Приём: «Вставь пропущенные буквы».


Организует деятельность по выполнению самостоятельной работы.

- Осталось только …



- Для этого вы выполните самостоятельную работу. Что нужно сделать?


- Задание понятно?

- На выполнение 8 мин.

- Сдаём работы.

Проверяют умение находить скорость движения объектов.

- Проверить умение применять правила написания в словах разделительного твёрдого знака и разделительного.


- Нужно списать текст, вставив пропущенные буквы.

- Да.

(если времени не останется, то будут выполнять работу на карточках без списывания текста)

И.






Карточка с заданием.

Самоконтроль.






Читает текст.


Вставляет пропущенные орфограммы.


Списывает текст.


Р. Формирование умения осуществлять контроль процесса деятельности



Действиеоценки и самооценки

Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке


С. Беседа.





Приём: «Девиз Урока»».


Приём: «Лесенка успеха».

Организует деятельность по подведению итогов урока.

- Ребята, какой девиз урока у нас?




- Кто был внимательным на уроке?

- Кто был активным на уроке?

- Кого бы хотели похвалить за работу на уроке?

- Хорошо! Предлагаю всем оценить свои успешность усвоения знаний по новой теме с помощью лесенки успеха.

- Спасибо за урок, за вашу активную деятельность! Урок закогчен.

Подводят итоги урока.


- На уроке не зевай

Сразу все запоминай!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе.

Поднимают руку.




Оценивают успешность усвоения новой темы.




Ф.

Интерактивная доска.



Самооценка.






Р. Формирование умения осуществлять контроль процесса и результата деятельности.





Рассмотри схемы и допиши недостающие слова в предложениях


1.




Разделительный Ъ пишется после …………………… и перед ………………………………………………………………………………………………………



2.




Разделительный Ь пишется перед ……………………………………………………………………………………….



3.




Разделительный Ь знак пишется в ……………………….. слова перед ………………………………………………………………………………………………



Работа в парах.


Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.


1. Вся сем....я вместе, так и душа на месте.    

2. Чтобы рыбку с....есть, надо в воду лезть.  

3. По плат....ю встречают, по уму провожают.  

4. Зимой с...ел  бы грибок, да снег глубок.  

5. Красна птица пер.....ями, а человек учен......ем.  





Проверочная работа по теме: Разделительный Ъ и Ь»


Спиши, вставив пропущенные буквы.


З..ма об..явила в..йну в..сне.  Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи.   Они не пускали на землю солнечный луч.   В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя.  З..ма их замораживала.   На д..рев..ях с..ежились поч..ки.   З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой.   Раз..яренная  з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.