Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Тема урока: "Имя прилагательное"»
6 класс
Разработала: Гладких М.П.
Тема урока: Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи.
Цели: формирование знаний учащихся об имени прилагательном как части речи.
Задачи: показать связь между прилагательным и
доказать значимость имен прилагательных в речи;
развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, внимание;
прививать интерес к предмету.
Ход урока.
Организационный момент.
— Добрый день, ребята. Я вижу,что у вас хорошее настроение. Надеюсь,что и в конце урока оно будет еще лучше. Присаживайтесь.
Обратите внимание на экран.
На доске слова:
Утро какое? доброе.
Тетрадь какая? аккуратная.
Класс какой? уютный.
Дети какие? веселые.
— К какой части речи относятся эти слова?
(1-ый столбик — имена существительные, 2-ой столбик – имена прилагательные).
— Задайте вопросы от существительных к прилагательным. Запишите эти словосочетания.
— А что такое имя прилагательное? (правило отвечают учащиеся по схеме на доске).
II. Сообщение темы и целей урока.
Тема урока имя прилагательное. Чтобы лучше узнать и познакомиться с именами прилагательными, а также для чего они нужны в нашей речи, мы совершим прогулку в зимний лес.
III. Изучение нового материала.
Итак, мы попали в зимний лес.
Необычайно красив лес зимой! Составим с вами текст о зимнем лесе.
Составьте из слов предложения: у каждого ученика на столах лежат листы с деформированным текстом).
надели, снежные, деревья, шапки.
укрыл, белым, землю, пушистым, снег, одеялом.
чудесным, мы, любуемся, лесом, зимним.
кружатся, в, лёгкие, воздухе, снежинки.
— Составим из предложений текст. Прочитайте, что у вас получилось.
(учащиеся зачитывают получившийся текст)
Текст: Пушистый снег укрыл землю белым одеялом. Деревья надели снежные шапки. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Мы любуемся чудесным зимним лесом.
— Найдите в тексте имена существительные (ответы детей )
— Есть ли здесь слова, которые поясняют существительные?
— Задайте к ним вопросы от имени существительного. Запишем с комментированием.
снег какой? пушистый
одеялом каким? белым
шапки какие? снежные
снежинки какие? лёгкие
лесом каким? зимним
лесом каким? чудесным
— К какой части речи относятся слова, которые поясняют имена существительные? (К имени прилагательному).
Мы сейчас сделали важный вывод из нашего наблюдения: имена прилагательные поясняют имена существительные, прилагаются к существительному.
Существительное – обозначает предмет, глагол – действие предмета, а прилагательное – признак предмета.
— Дайте полное определение:
Имя прилагательное – это ….., обозначает …… и отвечает на вопросы …… (по схеме).
— Прочитайте выразительно получившийся текст.
— Прочитайте текст без имен прилагательных.
— Какой текст нам дает более полное восприятие картины зимнего леса?
С именами прилагательными наша речь становится выразительной.
(значение в речи прилагательных).
— Ребята, а снег действительно укрыл землю белым одеялом? (Нет, это образное сравнение).
— Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Они покрывают землю, и кажется, что на земле лежит пышное, белое одеяло.
— А что деревья надели? (снежные шапки).
— А снежинки с чем сравнивают? (с легким пушинками).
— Какие чувства у вас вызывают летящие снежинки?
— Подбор прилагательных : описать «снежинку».
Белая, тонкая, красивая, нежная, серебристая, хрустальная, ажурная.
IV. Итог урока.
-Зачем нам нужны имена прилагательные?
-Чтобы точнее описывать предметы, называя их признаки.
-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
-Ребята,вы молодцы. Что вам понравилось на уроке? Какие задания показались трудными,а какие,наборот,легкими?
– Спасибо за ваши ответы. Спасибо за урок.