СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 1 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе»

Рабочая программа основного общего образования по литературе (ФГОС)


(Предметная область «Филология»)


Планируемые результаты изучения предмета.

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, культуре, вере, гражданской позиции;

  • освоение социальных норм, правил поведения;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

  • формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками, старшими и младшими в процессе различных видов деятельности;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

  • понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.







УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.































































Календарно - тематическое планирование

урока

Тематическое планирование

Кол-во

часов

Дата

Домашнее задание

план

факт

Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ - 1 ч

1.

Книга в жизни человека

1

04.09



Раздел 2: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 10 ч

2.

Фольклор - коллективное устное народное творчество

1

05.09



3

Малые жанры фольклора

1

06.09



4.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка

1




5.

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

1




6.

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки

1




7.

«Иван – крестьянский сын и чудо- юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания

1




8.

«Иван – крестьянский сын и чудо- юдо»: система образов сказки.

1




9.

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

1




10.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

1




11.

Р/Р,Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». Мои любимые сказки.

1




Раздел 3: ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч

12.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

1




13.

Из Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1




Раздел 4: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 2 ч

14.

Вн/чт. Из литературы ΧVΙΙΙ века. М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин (урок внеклассного чтения)

1




15.

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1




Раздел 5: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 41 ч

16.

Вн/чт. Жанр басни в мировой литературе

1




17.

И.А. Крылов. Ворона и лисица», «Свинья под дубом»

1




18.

И.А. Крылов «Волк на псарне»

1




19.

Р/Р. И.А. Крылов. Басни

1




20.

В.А. Жуковский «Спящая царевна

1




21.

В.А. Жуковский «Кубок»

1




22.

А.С. Пушкин «Няне».

1




23.

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

1




24.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: события и герои

1




25.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: сравнительная характеристика героев

1




26.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

1




27.

Р/Р. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

1




28.

Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина

1




29.

Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина

1




30.

Вн/чт. А.С.Пушкин. Сказки.

1




Русская литературная сказка XIX ВЕКА

31.

Антоний Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» как литературная сказка

1



32.

«Чёрная курица или подземные жители» как нравоучительное произведение

1



33.

М.Ю. Лермонтов «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1



34.

«Бородино»: проблематика и поэтика.

1



35.

Вн/чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка

1



36.

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»

1



37.

«Заколдованное место: реальность и фантастика в повести

1



38.

Вн/чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».

1



39.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»(отрывок из поэмы"Мороз, Красный нос".)

1



40.

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей

1



41.

«Крестьянские дети». Язык стихотворения

1



42.

И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве

1



43.

«Муму» как протест против рабства

1



44.

«Муму»: система образов

1



45.

Р/Р. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа

1



46.

А.А. Фет. Лирика

1



47.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев

1



48.

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин

1



49.

Р/Р. «Кавказский пленник»

1



50.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

1



51.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

1



52.

А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ

1



53.

Р/Р. «Хирургия»

1



54.

Вн/чт. Рассказы Чехова

1



Русские поэты ΧΙΧ века о родине, родной природе и о себе (обзор)

55.

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»

1



56.

А.Н.Майков «Ласточки»; И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима» (отрывок); А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок).

1



57.

Р/Р. Русские поэты ΧΙΧ века о родине, родной природе и о себе

1



Раздел 6: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 29 ч

58.

И.А. Бунин «Косцы»

1



59.

Вн/чт. И.А. Бунин «Подснежник»

1



60.

В.Г. Короленко «В дурном обществе: судья и его дети

1



61.

В.Г. Короленко «В дурном обществе: семья Тыбурция

1



62.

В.Г. Короленко «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела»

1



63.

Р/Р. «В дурном обществе».

1



64.

С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1



65.

П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: образы Степана и хозяйки Медной горы.

1



66.

«Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы

1



67.

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки

1



68.

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки

1



69.

Вн/чт. «Заячьи лапы" и другие рассказы.

1



70.

Вн/чт. С.Я. Маршак. Сказки для детей

1



71.

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

1



72.

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа

1



73.

Р/Р. «Двенадцать месяцев»:

1



74.

А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа

1



75.

«Никита»: быль и фантастика

1



76.

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации

1



77.

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя

1



78.

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

1



79.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

1



80.

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

1



81.

К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»

1



Раздел 7: Русские поэты XX века о родине и родной природе - 2 ч

82.

И.А.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»

1



83.

Д.Кедрин «Аленушка»; А.Прокофьев «Алёнушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»

1



Писатели улыбаются

84.

Саша Чёрный «Кавказский пленник»

1



85.

Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»

1



86.

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение

1



Раздел 8: ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 15 ч

87.

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»: верность традициям предков

1



88.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя

1



89.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя

1



90.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа

1



91.

Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика

1



92.

Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви

1



93.

Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота?

1



94.

Вн/чт. Г.Х. Андерсен. Сказки.

1



95.

Р/Р. Г.Х. Андерсен. Сказки.

1



96.

Р/Р. Г.Х. Андерсен. Сказки.

1



97.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства

1



98.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев

1



99.

Р/Р. «Приключения Тома Сойера» -любимая книга многих поколений читателей

1



100.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1



101.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя

1



Повторение 4 часа

102.

Урок контроля

1



103.

Урок контроля

1



104.

Р/Р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1



105.

Р/Р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1