Урок русского языка по теме "Значение фразеологизмов". 4-й класс
Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; расширение кругозора учащихся ; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.
Задачи:
Образовательные:
развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.
формировать орфографические навыки.
Развивающие:
формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц.
развивать творческие способности и образное мышление школьников, обогащать их словарный запас.
развивать умение работать со словарями.
Воспитательные:
воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.
воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока: урок обобщения знаний
Формы работы: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (дифференцированная) работа учащихся
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный
Средства: интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник, карточки, тетради, стикирсы ,цветные карандаши, цветная бумага, ножницы.
Ход урока
- Сегодня наш урок русского языка я закончу шуточным и немного поучительным стихотворением. А вы, ребята, послушайте внимательно и найдите фразеологизмы.
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
Каллиграфическая минутка. Слайд 2.
Словарная работа (по слайдам): вокзал, космос , автомобиль, трамвай, троллейбус, эскалатор, ракета, багаж, комбайн, шоссе. Слайды 3- 14.
Игра «Фразеологический зверинец» Слайд 15.
Хитёр как …(лиса)
Труслив как …(заяц)
Голоден как …(волк)
Здоров как … (бык)
Изворотлив как …(уж)
Надут как …(индюк)
Нем как …(рыба)
Грязный как …(свинья)
Упрям как …(осел)
Болтлив как …(сорока)
Колючий как …(еж)
2. Актуализация знаний. Слайд 16.
На доске записаны слова:
- слово - текст - предложение
Как данные понятия связаны между собой? Составьте из слов логическую цепочку.
Текст - предложение - слово
Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания.
Как называются такие предложения? (фразеологизмы)
Что такое фразеологизмы? (Это устойчивые сочетания слов)
Постановка учебной задачи.
Сегодня мы будем говорить о значении фразеологизмов и их использовании в речи.
Итак, не будем бить баклуши
Вы засучите рукава
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
3 .Первичное закрепление.
(работа в парах)
Цель: умение находить противоположные по значению фразеологизмы. Соедините стрелками фразеологизмы из правого и левого столбика, противоположные по значению.
1 группа.
Душа в душу | Наносить вред |
Обратить внимание | Набраться сил |
Приносить пользу | Оставить без внимания |
Выбиться из сил | Как кошка с собакой |
2 группа
Одержать победу | Наносить вред |
Угасшее светило | Набраться сил |
Приносить пользу | Восходящая звезда |
Выбиться из сил | Потерпеть поражение |
3 группа
Одержать победу | За тридевять земель |
Обратить внимание | Набраться сил |
Рукой подать | Оставить без внимания |
Выбиться из сил | Потерпеть поражение |
4 группа
Одержать победу | Как сквозь землю провалился |
Обратить внимание | Набраться сил |
Приносить пользу | Оставить без внимания |
Как из-под земли вырос | Потерпеть поражение |
5 группа
В поте лица | Хоть пруд пруди |
Повесить голову | Взять себя в руки |
С гулькин нос | Воспрянуть духом |
Выйти из себя | Палец о палец не ударить |
Физминутка. Слайд 17
Задание 4 На доске картинки к фразеологизмам. Задача каждой группы: догадаться, о каком фразеологизме идёт речь и подписать их.
Цель: обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.
Фразеологизмы: Слайд 18
Льет как из ведра.
Спустя рукава.
Сесть в калошу.
Зарубить на носу.
Дело в шляпе.
Летать в облаках.
Микровывод: Фразеологизмы помогают речи быть яркой, эмоциональной, выразительной.
Индивидуальная работа Слайд 19
Цель: умение выделять фразеологизмы в предложении
Задание: Найти и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.
1. Раненый только под утро вошел в себя. 2. Он не пускал туман в глаза. З. А ведь тут и зарыт секрет дружбы. 4. Вова работал не покладая рук. 5. Не откладывай дела в длинный ящик. 6. Путешественник прошел взад и вперед свою страну. 7. Земля хранит в себе львиное количество богатства.
Д л я с п р а в о к: пришел в себя, пускал пыль в - глаза, кроется секрет, не покладая рук, долгий ящик, вдоль и поперек, львиную долю.
Задание 5 (фронтальная работа)
Игра. О каком животном так говорят?
...носа не подточит (комар), как....в воде (рыба), делать из ... слона (мухи), когда ... на горе свистнет (рак), ...на смех (курам), как .... на сене (собака), биться как ... об лёд (рыба), как сонная ... (муха)
Рефлексия
Итак, подведем итог:
Что я узнал на уроке?
Чему я научился?
Что у меня вызывало трудности?
Что мне нужно еще узнать?
Над чем мне нужно еще поработать?
Самооценка. Оцените сами свою работу на уроке. Какую бы оценку вы себе поставили?
Домашнее задание:
Самоанализ открытого урока
Дата проведения урока:_____________________ . Класс: 4
Число обучающихся по списку: 15. Предмет: русский язык.
Ф.И.О. учителя: Ташева Залина Каральбиевна
Тема урока: «Значение фразеологизмов».
Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; расширение кругозора учащихся ; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.
Задачи:
Образовательные:
развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.
формировать орфографические навыки.
Развивающие:
формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц.
развивать творческие способности и образное мышление школьников, обогащать их словарный запас.
развивать умение работать со словарями.
Воспитательные:
воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.
воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
На уроке я использовала:
Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, игровые приемы.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник, карточки, тетради, стикирсы ,цветные цветные карандаши, цветная бумага, ножницы.
По типу – это урок обобщения знаний
По форме проведения - урок на основе электронной презентации.
Проведённый урок соответствует тематическому планированию курса «Русский язык». Данный урок по теме «Значение фразеологизмов» тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на развитее речи у обучающихся.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 4 класса: работоспособность, переключение внимания, эмоционально-волевая сфера.
Этапы урока: Для активизации внимания и разнообразия форм работы в основе каждого этапа использовались игровые моменты. Все этапы логично связаны.
1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся. Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.
2 этап: Словарная работа. Цель: усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами; развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.
3 этап: Актуализация знаний. Цели этого этапа – определение и самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока. Составление плана действия. Формулирование правила.
4 этап: Пробное учебное действие. Цель: применение новых знаний на практике - при помощи учителя.
5 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки проводилась зарядка для глас.
6 этап: Самостоятельная работа. Работа в группах. С целью оценки умения правильно находить и определять фразеологизмы была проведена самостоятельная работа с карточками.
Перед самостоятельной работой, было проведено обобщение знаний о фразеологизмах, сделан микровывод. Помимо непосредственной работы над фразеологизмами, на уроке присутствовали различные виды разбора: синтаксический, морфологический, по составу.
7 этап. Рефлексия. Цель этапа – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовала красочную компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету, развивать их воображение, внимание, память. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.
В ходе урока дети осознали новые для себя знания «Значение фразеологизмов». Научились различать и правильно употреблять в своей речи. Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в тетрадях. Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, нестандартная форма урока, хорошее владение учащимися теоретическими знаниями. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения. Цели в течение урока были достигнуты. Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания. Труд детей был оценён, были выставлены положительные отметки. Недочёты в работе: У некоторых детей наблюдалась тревожности, во время самостоятельной работы. У других были проблемы со связью, на восстановление которой потребовалось время. Поэтому регламент урока не выдержан. Удаление какого-либо из этапов или перенос на следующий урок сочла не целесообразным, т. к. они были необходимы для качественного усвоения материала.