Русский язык 4 класс
Тема: 2-е лицо глаголов единственного числа
Цель: познакомить с отличиями глаголов в форме 2-го лица единствен-
ного числа; учить грамотно писать глаголы 2-го лица единственного
числа.
Задачи: 1) продолжить формировать умение определять лицо и число
глаголов настоящего и будущего времени; 2) познакомить с особен-
ностью написания окончаний глаголов во 2-м лице единственного
числа; 3) содействовать развитию интеллектуальных
умений; 4) создать условия для развития орфографической грамот-
ности, памяти, речи; 5) воспитывать правильное отношение к ЗОЖ.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания
ІІІ. Актуализация знаний и умений учащихся
Орфографическая разминка
— Прочитайте слова. Запишите их в таком порядке, который указывает код.
Объясните написание пропущенных орфограмм.
Кам..нь, м..лодеж.., ..сфальт, м..даль, пом..щ.., т..нуть, ф..нарь, ноч.. .
4–3–1 (4 словарных слова, 3 имени существительных с шипящими на конце,1 глагол).
— Какая буква встретилась в написании всех этих слов? (Буква ь.)
— Какую роль она играет в этих словах? (Обозначает мягкость согласных, указывает на 3-е склонение имен существительных.)
IV. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня на уроке нам пригодятся ваши знания о правописании мягкого знака. У меня есть такое сравнение, послушайте: «Мягкий знак — это актер, он выполняет в русском языке сразу несколько ролей». На этом уроке вы узнаете о роли мягкого знака в русском языке; познакомимся с особенностями написания глаголов во 2-ом лице единственного числа.
V. Чистописание.
ььь шь жь чь ишь ешь
мыш… береч… бегаеш… шалаш… пять туч… занимат…ся
Спортом занимаеш…ся - зд…ров…е укр…пляеш… !
-Когда пишем ь? Где он разделительный, где смягчающий?
Определите лицо и число, время глагола.
-Какие глаголы с шипящим на конце пишутся всегда с ь?
— Какой глагол встретился в предыдущем задании? (Тянуть.)
— А теперь вспомним все, что мы знаем о глаголе. “Кластер”
VI. Изучение нового материала.
Работа с учебником (с. 53, упр. 79 — цепочкой, с объяснением)
— Какую особенность вы заметили в написании окончаний глаголов 2-го
лица единственного числа?
Чтение вывода на с. 54.
— Запишите пословицу, объясните ее смысл.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
— Назовите глагол, объясните правописание его окончания.
VII. Физкультминутка
VIII. Закрепление изученного материала.
- Работа над упр.80 по вариантам у доски
1 вариант -1, 3-ая пословица
2 вариант -2 ,3-ая пословица
На местах и у доски взаимопроверка.
Диктант
Хотим заниматься спортом? Сломя голову бежим в спортзал! Никогда не вешаем нос из-за трудностей и неудач! Скоро добиваемся хороших результатов. А не успеем глазом моргнуть, как стоим на пьедестале почёта. О спорт! Ты - жизнь!
Самопроверка на местах.
-Что значит спорт – мир, спорт- жизнь? (Рассуждение сторон)
Работа в парах
— Найдите начала и концовки пословиц, запишите их, вставляя пропущенные буквы.
Спортом занимаеш..ся, смолоду закалиш..ся, не раз о том потужиш.., силы
набираеш..ся, двигайся больше, на весь век сгодиш..ся, со спортом не дружиш..,
проживеш.. дольше.
— Какую букву вы вставили в слова? Почему?
*Самостоятельная работа. Упр.82. (Учитель проверяет после урока или дома и доставляет отметку за урок).
X. Подведение итогов урока.
-Узнали, как же пишутся окончания глаголов 2-го лица единственного числа? (С ь на конце после шипящей ш )
-Поняли, какую категорию нужно знать у глагола, чтобы написать после шипящей ь в окончании? (Время, лицо и число).
-Запомнили, что нужно заниматься спортом? ( Да, обязательно)
-Научились правильно толковать фразеологизмы? ( Да, но не все)
XI . Рефлексия “СМС”
Напишите СМС другу. Расскажите при помощи глаголов, что вы делали на уроке русского языка.
XII. Домашнее задание. Упр.83, стр.55.