Урок по русскому языку в 7 классе по теме:
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Предлог»
Цель:1) создать условия для обобщения, систематизации и применения школьниками комплекса знаний по теме «Предлог»; совершенствовать навыки правописания предлогов и омонимичных частей речи;
2) содействовать развитию связной речи, логического мышления, творческих способностей, орфографической зоркости;
3) воспитывать уважение к языку как культурному наследию нации, воспитывать культуру речи и письма, способствовать воспитанию стремления к системным знаниям по русскому языку, самостоятельности, ответственности, умению работать в группе, создать условия для творческой самореализации школьников.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Оборудование и наглядность: УМК под редакцией М.Т. Баранова, мультимедийный проектор, слайдовые презентации, путевой лист, опорные схемы, памятки.
Форма урока: игра-соревнование.
Класс разбивается на группы, у каждого члена группы имеется путевой лист, на котором обозначено в какой последовательности его группа выполняет то или иное задание на уроке. В каждой группе есть капитан (наиболее подготовленный ученик), который руководит действиями своей команды. У каждого ребенка есть возможность получить консультацию на уроке, как у учителя, так и у капитана своей группы
Ход занятия
Организационно-мотивационный этап:
Приветственное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием вам хорошего настроения и отличных оценок. (Ход урока сопровождается показом презентации)
Лингвистическая разминка «Вызов»
– Ребята, в ходе изучения темы «Предлог» мы познакомились с понятием предлог как часть речи, научились правильно употреблять предлоги в речи, выяснили, в каких случаях производные предлоги пишутся слитно, а в каких раздельно.
Этап актуализации субъектного опыта:
Презентация творческого домашнего задания
Вашим домашним заданием было составить небольшой рассказ о любимом герое фильма или мультфильма, использовав предлоги. Давайте послушаем несколько работ.
Этап обобщения и систематизации:
Слово учителя:
– Начинаем работу на уроке, перед вами стоит задача обобщить и систематизировать знания, умения и навыки. В ходе урока вам предстоит выполнить ряд заданий:
1. Вы как отважный древнегреческий герой Тесей найдете верный путь по Лабиринту, а помогут вам в этом те знания, которые вы получили в ходе изучения темы «Предлог».
2. Сыграете в карты.
3. Ответите на вопросы тестового задания.
– Для того чтобы не запутаться куда идти и что делать, перед каждым из вас лежит Путевой лист (Приложение 1), на котором расписан маршрут движения вашей команды. Ответы на возникшие в ходе работы на уроке вопросы вы можете получить у консультантов-капитанов групп, они же будут проверять часть выполненных вами заданий (таких как «Лабиринт»). А если вы испытаете затруднения, выполняя задания в программе «Фраза», то всегда можете обратиться ко мне или к своему напарнику. На выполнение каждого задания у вас должно уходить в среднем 6-7 минут, но, я думаю, с некоторыми заданиями вы справитесь быстрее, а при выполнении других заданий эти сэкономленные минуты вам очень даже помогут. Для себя на сегодняшнем уроке я отвожу почетную, как мне кажется роль,Хранитель времени. Я буду отмерять части урока, подавая сигналы через каждые 6 минут. Каждый из вас сегодня на уроке получит несколько оценок. А ваши предложения и замечания по уроку вы можете записать на своих путевых листах.
Игра
«Карты»
На каждую КАРТУ записан вопрос и краткий ответ на него. Для игры КАРТЫ раскладывают в отдельные конверты (Приложение 3)
«Лабиринт». Выполнение тестов-алгоритмов.


«Тест»
Вариант 1
1. К служебным частям речи не относится
1) местоимение
2) частица
3) союз
4) предлог
2. Найдите ошибку в употреблении падежной формы.
1) согласно приказу
2) оплатив билет
3) отличать плохое от хорошего
4) благодаря разумного графика
3. Пишется буква И:
1) в течени_ двадцати лет
2) задача наподоби_ предыдущей
3) в продолжени_ двух месяцев
4) на протяжени_ долгих лет
4. Пишется слитно:
1) Я имел (в)виду совсем другое.
2) (На)верху холма было очень холодно.
3) (В)связи с общим потеплением уровень воды в океане повысился.
4) (В)виду плохой погоды экспедиция была отложена.
5. Предлоги служат для связи
1) однородных членов предложения
2) простых предложений в составе сложного
3) подлежащего и сказуемого
4) слов в словосочетании
Вариант 2
1. К самостоятельным частям речи относится
1) междометие
2)частица
3) союз
4) местоимение
2. Найдите ошибку в употреблении падежной формы.
1) согласно договору
2) вопреки правил
3) наперекор обычаю
4) благодаря успеху
3. Пишется буква И:
1) молчал в течени_ всего урока
2) впоследстви_ вспоминал
3) вследстви_ того, что произошло
4) в продолжени_ недели
4. Пишется раздельно:
1) Сергей хотел поговорить со мной (на)счет работы.
2) Муму превратилась в ладную собачку с пушистым хвостом (в)виде трубы.
3) У меня брошка (на)подобие пчелки.
4) (Из)дали видны красные ягоды калины.
5. Предлоги не образуются от
1) существительных
2) деепричастий
3) причастий
4) наречий
Подведение результатов игры. Оценивание
Анализ путевого листа команд
Этап информации о домашнем задании:
Подготовить сообщение (лингвистическую сказку) о предлоге
Этап рефлексии
Дайте характеристику этого урока, используя начальные буквы слова «предлог»
П -
Р -
Е -
Д -
Л -
О -
Г-
Приложение 1
ПУТЕВОЙ ЛИСТ
Команда __________________
Командир__________________
Ф.И.члена команды____________________________________________
Вид работы | Оценка | Примечание |
1.Лабиринт | | |
2.Карты | | |
3.Тест | | |
Итоговая оценка | | |
Предложения и замечания | | |
Приложение 2
Дидактический материал КАРТЫ
Пояснительная записка
Учителю
Дидактический материал КАРТЫ к учебнику «Русского языка 7»
М.Т. Баранова предназначен для самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно их использование в небольших группах. Карты помогают не только лучше запомнить изучаемый материал, но и осуществить взаимный контроль в процессе игры. Наблюдение за игрой или участие в ней учителя легко позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся. В процессе игры ребята учатся общаться в коллективе, чувствуют себя более непринужденно и хорошо воспринимают новую информацию, получают возможность определить уровень своих знаний.
На каждую КАРТУ записан вопрос и краткий ответ на него. Для игры КАРТЫ раскладывают в отдельные конверты. Игру можно проводить как по отдельным темам, так и по всему изученному материалу.
Правила игры
1.В игре участвуют 2-10 человек.
2.Игроки получают равное количество карт.
3.Просмотрев свои карты, игрок, начинающий игру, делает ход – задает
вопрос своему партнеру. Остальные участники игры внимательно
слушают.
4.Задавший вопрос контролирует ответ по своей карте, если ответ
правильный, то карта «бита» и ее откладывают в сторону - она выбывает
из игры. Если же игрок не может ответить правильно, то карта переходит к
нему, а он пропускает ход.
5.Главное условие игры: ребята не должны подсказывать друг другу. Каждый
играет за себя, внимательно выслушивая ответы соперников.
6.Игра может продолжаться либо до первого выигравшего, либо до
последнего проигравшего. Выигрывает тот, у кого не остается на руках
карт.
После двух – трех игр учащиеся полностью овладевают материалом,
представленным на картах.
Оценка результатов
Ученик, у которого не осталось карт, первым выбывает из игры и получает оценку «5». Такую же оценку может получить и второй игрок. Далее оценки распределяются следующим образом: если ученик принял одну карту и вышел из игры третьим или четвертым, ему ставят «4». Ученики, принявшие две карты и более, получают оценку «3».
Остается решить, как оценить знания последнего игрока, принявшего больше всего карт. Есть несколько вариантов:
1.Последний игрок (скорее всего, плохо успевающий ученик) может сыграть
под руководством учителя с тем, кто закончил игру на «4» и «5». Если эти
учащиеся правильно отвечают на поставленные вопросы, то они лишний
раз подтверждают свои результаты. Если нет, то можно снизить их оценку
на 1 балл.
2.Можно сыграть с троечниками, чтобы дать им возможность повысить свой
результат. Если же они затрудняются с ответами, можно привлечь
отличников и хорошистов.
3.Последний игрок, имея на руках большое количество карт, просмотрел
много вопросов и правильных ответов на них, т. е. он получил
достаточный объем информации, поэтому ему можно смело поставить
положительную оценку, но об этом нужно договориться с детьми заранее.
Задание Карты
1 Что выражает предлог в словосочетании и предложении? | 2 Предлог – это служебная часть речи? | 3 Каким членом предложения бывает предлог в предложении? |
Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении | Да, предлог это служебная часть речи. | Никаким. Предлог не является членом предложения |
4 Какие отношения выражают предлоги? | 5 Как отличить однозначные предлоги от многозначных? | 6 Приведи пример многозначных предлогов |
Предлоги выражают различные отношения: временные, причинные, пространственные, целевые | Многозначные предлоги могут употребляться несколькими падежами, а однозначные предлоги употребляются только с одним падежом. | Поехать под Киев Прийти под вечер Бидон под молоко |
7 Из какой части речи образовались предлоги вокруг, около, вдоль, поперек? | 8 Как называются предлоги, образованные путем перехода из самостоятельных частей речи? | 9 Как называется предлог, состоящий из нескольких слов? |
Данные предлоги образовались из наречий | Такие предлоги называются производные | Такой предлог называется составной |
10 Предлог изменяемая или неизменяемая часть речи? | 11 Как называется самостоятельная часть речи, из которой образовались предлоги: несмотря на, благодаря? | 12 Как называется предлог, который может выражать разные отношения? |
Предлог неизменяемая часть речи | Деепричастие | Многозначный |
13 Отношения, выражаемые предлогом ПО в словосочетании ИДТИ ПО БЕРЕГУ | 14 Отношения, выражаемые предлогами в словосочетаниях: не пришел из-за дождя, пропустил по болезни | 15 Правильно ли употреблен предлог в предложении: Интересуйтесь о результатах |
Пространственные | Причинные | Нет. Следует говорить: Интересуйтесь результатами. |
16 Как образуются производные предлоги? | 17 Из каких частей речи могут образовываться производные предлоги? | 18 Как называются предлоги, состоящие из одного слова? |
Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные | Производные предлоги образуются из наречий, существительных, деепричастий | Простые |
19 Как пишутся производные предлоги, образованные на основе наречий? | 20 Как пишутся производные предлоги в течение, в продолжение, по причине, в целях? | 21 Как пишутся производные предлоги вследствие (по причине), наподобие(подобно) ? |
Производные предлоги, образованные на основе наречии пишутся слитно | Такие предлоги пишутся раздельно | Раздельно |
22 Какая гласная пишется на конце в предлогах в продолжение, в течение, вследствие? | 23 Что утрачивают самостоятельные части речи, переходя в производные предлоги? | 24 Производные предлоги чаще употребляются с разными падежами или с одним? |
В таких предлогах на конце пишется буква Е | Они утрачивают свое лексическое значение и морфологические признаки | Производные предлоги используются обычно с одним падежом |
Приложение 3
Дидактический материал ЛАБИРИНТ
Пояснительная записка
Учителю
Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. «Лабиринты»- это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20) или буква. От прямоугольников отходят стрелки «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными.
Как работать с лабиринтами
1. Прочитайте тезис №1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке «Да», если нет – то по стрелке «Нет» к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов.
2. Задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к тезису.
Существует только одно правильное решение, которое включает около
10-15 тезисов.
3. Особенность лабиринта состоит в том, что если ученик отвечает неправильно, то он отклоняется от верного направления движения, но, ответив на следующий тезис верно, вновь возвращается на правильный путь. Если ученик делает две- три ошибки подряд, то он попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.
4. По мере продвижения по лабиринту учащийся записывает порядковые номера тезисов. Напрмер,1-2-6-8…-20. Главное условие – начать с цифры 1 и закончить на цифре 20. Движение по лабиринту между этими номерами произвольное.
5. Выполнив работу, учащийся сдает ее на поверку учителю.
6. Более сложный вариант – лабиринт с буквами: учащийся записывает не цифры, а буквы. В результате он получит ключевое слово. При чем в некоторых случаях полученное слово нужно читать с права налево. При этом учитель должен заранее подсказать, что нужно делать. Такой подход затрудняет общение детей друг с другом при выполнении задания и практически исключает возможность списывания.
Используя пособие, учащиеся могут выполнить
следующие задания:
1.Внимательно читая утверждения, пройдите путь от 1 до 20 и запишите номера пройденных тезисов.
2.Пройдя лабиринт, выпишите отдельно номера верных и неверных ответов.
Опыт работы с лабиринтом показывает, что:
1. Для решения теста необходимо 10-15 минут.
2. Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести
необходимые коррективы.
3. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.
4. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.
5. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями,
работая с лабиринтами, успешно справляться с заданиями.
6. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе, даже в начальной школе.
В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах, появляется потребность самостоятельно привлекать учебную и справочную литературу. Лабиринты помогут разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся.
Приложение 4
| | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | | | | |
| | | 3 | | | | | | | | 4 | | | | | | 5 | | | | | | | | 6 | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 7 | | | | | | | | | | | | 8 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 9 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | 11 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | 13 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Ответы на кроссворд «Предлог»
По горизонтали: 7. Целевые. 8. Наречные. 9. Предлог. 10. Неизменяемая. 11. Сравнительные. 12. Производные. 13. Составной.
По вертикали: 1. Временные. 2. Причинные. 3.Существительное. 4. Деепричастие. 5. Многозначный. 6. Пространственные.
По горизонтали: 7. Отношения, выражаемые предлогами в словосочетаниях: средство от зубной боли, порошок для стирки. 8. Часть речи, из которой образовались предлоги: вокруг, около, вдоль, поперёк. 9. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании. 10. Предлог – изменяемая или неизменяемая часть речи? 11. Отношения, выражаемые предлогами в словосочетаниях: крылья в виде лепестков, дом наподобие шалаша. 12. Предлоги, образованные путём перехода из другой части речи. 13. Предлог, состоящий из нескольких слов.
По вертикали: 1. Отношения, выражаемые предлогами в словосочетаниях: приедет в субботу, говорил в течение часа. 2. Отношения, выражаемые предлогами в словосочетаниях: не пришёл из-за дождя, пропустил по болезни. 3. Часть речи, из которой образовались предлоги: вследствие, в течение, насчёт. 4. Особая форма глагола, из которой образовались предлоги: несмотря на, благодаря. 5. Предлог, который может выражать разные действия. 6. Отношения, выражаемые предлогом по в словосочетании идти по берегу.
Приложение 5
Предлог
1. Предлог – служебная часть речи, которая:
Е) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;
О) вносит различные оттенки в предложение;
А) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;
2.Найдите словосочетание с производным предлогом:
Ф) отступать от темы;
П) стоять около школы;
К) надпись на конверте;
3. Найдите словосочетание с простым предлогом:
Д) жить у моря;
Б) поступать в силу обстоятельств;
П) в продолжение ночи;
4.Найдите словосочетание с составным предлогом:
А) пойти в театр;
О) в течение дня;
Е) прибавить к двум;
5. Найдите словосочетание с непроизводным предлогом:
Г) жить при станции;
Д) растет около забора;
В) ходить вокруг дома;
6. Какую букву нужно вставить? ВСТРЕТИТЬСЯ ПО ПРИБЫТИ…
Л) И Г) Ю Н) Я
7. Найдите предложение, в котором выделенное слово - предлог.
С) Все ушли, БЛАГОДАРЯ хозяйку за гостеприимство.
Р) Ребята не пошли в лес ВВИДУ ненастья.
Т) ВПЕРЕДИ шел командир отряда.
Оценки
За 7 правильных ответов - «5»; за 6 – «4»; за 5 – «3»; за 4 – «2».
Составьте из полученных букв слово.
Предлог
1. Предлог – служебная часть речи, которая:
Е) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;
О) вносит различные оттенки в предложение;
А) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;
2.Найдите словосочетание с производным предлогом:
Ф) отступать от темы;
П)стоять около школы;
К) надпись на конверте;
3. Найдите словосочетание с простым предлогом:
Д) жить у моря;
Б) поступать в силу обстоятельств;
П) в продолжение ночи;
4.Найдите словосочетание с составным предлогом:
А) пойти в театр;
О) в течение дня;
Е) прибавить к двум;
5. Найдите словосочетание с непроизводным предлогом:
Г) жить при станции;
Д) растет около забора;
В) ходить вокруг дома;
6. Какую букву нужно вставить? ВСТРЕТИТЬСЯ ПО ПРИБЫТИ…
Л) И Г) Ю Н) Я
7. Найдите предложение, в котором выделенное слово - предлог.
С) Все ушли, БЛАГОДАРЯ хозяйку за гостеприимство.
Р) Ребята не пошли в лес ВВИДУ ненастья.
Т) ВПЕРЕДИ шел командир отряда.
Оценки
За 7 правильных ответов - «5»; за 6 – «4»; за 5 – «3»; за 4 – «2».
Составьте из полученных букв слово.
8