СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Обращение и знаки препинания при нем"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Обращение и знаки препинания при нем"»

Конспект урока  русского языка в 8 классе

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование с использованием активных форм работы.

Цели урока:

Познавательные: знакомство со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Развивающие: развитие устной речи обучающихся, развитие умения выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

Воспитательные: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, воспитание уважительного отношения к русскому языку

Средства обучения: ПК; презентация. Рабочие листы.

Методическое назначение средств ИКТ- источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.

Планируемые образовательные результаты.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.









Ход урока


1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день, ребята!

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Учитель: Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Откройте тетради запишите число, классная работа. Для работы нам понадобятся рабочие листы.В рабочих листах вы будете делать необходимые записи, выполнять задания. В конце урока сами выставите себе оценки.


На доске проецируется отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения и его название.


- Батюшка! Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих мошен…»

- А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

- Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь. (слайд)


Беседа с классом:


- Из какого произведения этот отрывок, кто автор? (А. Пушкин «Капитанская дочка») (слайд)


- Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу (Батюшка, Петр Андреевич старый хрыч, государь, отец родной)


- Как называются эти слова? Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с речью?


- Что такое обращение?


2. Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока и какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы понять, что это за синтаксическая единица – обращение. Сформулируйте тему и цели урока. (Учащиеся определяют тему и основные вопросы).

(Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания. )

- Запишите тему сегодняшнего урока в свои тетради. «Обращение и знаки препинания при нём». (слайд)

3. Актуализация ранее изученных знаний.


-Что мы с вами уже знаем об обращении?

Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом) (слайд)

4. Изучение нового материала.


Дополним наши сведения, прочитав теоретический материал учебника.

- Работа над теоретическим материалом. (п.44, стр. 128-129)



Практическая работа по теме урока.

1. Запишите предложения под диктовку в тетради. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)

Пройдет любовь, настанет скука,

Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин) (слайд)

Вывод.

- В каком предложении слово «красавица» играет синтаксическую роль?

- А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения?

- Чем еще они отличаются друг от друга? Разной интонацией. В первом предложении - интонация звательная.

Обращение грамматически и интонационно обособлено. Какова основная функция обращения? Называние того, к кому обращаемся с речью.



2. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.

1) Барин не прикажешь ли воротиться ?

2) Свет ты мой послушай меня  старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось ?

4) А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё !


3.Выпишите номера предложений с обращениями Работа в паре.

  1. Не трещите морозы в заповедном бору.

  2. К утру мороз крепчал.

  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

  4. Муравьи санитары леса.

  5. Догорай костёр дотла.

  6. Что ты рано осень в гости к нам пришла.

  7. Подкралась осень незаметно.

  8. Песню эту пронесём друзья по свету.

  9. Друзья познаются в беде.

  10. Прощай любимый город.


4. Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.

(: ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

(: ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

(: ) мама, я очень скучаю.

Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.

- Почему к каждому из обращений вы подобрали именно то или иное определение?



5.Физминутка

6. Работа с учебником

1.Упр.142 устно (комментирование по цепочке)

2.Упр.143 (1-3 предложение самостоятельно)

Рефлексия.

- Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложенных предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…



Домашнее задание: п.32, написать письмо другу, используя разные обращения. (7-10 предложений)

Спасибо за урок! До свидания, друзья!















































Рабочая карта урока русского языка

ФИ __________________________________ класс____

Дата: Десятое марта.

Тема: _______________________________________________________________________




2. Запишите предложения под диктовку. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.

1) Барин не прикажешь ли воротиться ?

2) Свет ты мой послушай меня  старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось ?

4) А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё !











4. 3.Выпишите номера предложений с обращениями Работа в паре.

1.Не трещите морозы в заповедном бору.

2. К утру мороз крепчал.

3.Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4.Муравьи санитары леса.

5.Догорай костёр дотла.

6.Что ты рано осень в гости к нам пришла.

7.Подкралась осень незаметно.

8.Песню эту пронесём друзья по свету.

9.Друзья познаются в беде.

10.Прощай любимый город.







5. Распространите обращения прилагательными (см. слова для справок) и запишите предложения.

(_________________ ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

(_______________) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

(_______________) мама, я очень скучаю.

Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.


________________________________________________________

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…



Оценка за работу на уроке

Оценивает ученик:________

Оценивает учитель:____________





















МКОУ «Машкинская ООШ»





Методическая разработка

урока русского языка

в 8 классе

на тему:

«Обращение и знаки

препинания при нём».





Подготовила:

Колякина Н.С,

учитель русского языка

и литературы