Конспект урока в 9 классе.
Предмет: русский язык.
Тема урока: обучение сжатому изложению.
Цель урока: создание текста сжатого изложения.
Задачи урока:
Воспитательно-культурологическая.
Комплексная работа с текстом:
Определение темы и идеи текста.
Членение текста на абзацы и составление логической схемы.
Определение микротемы каждого абзаца.
Применение способов сжатия текста.
Техническое обеспечение урока: компьютерная презентация.
Ход урока:
В начале урока ученики поделены на группы.(4-5 человек).
1.Индуктор: Показ слайдов «Фотографии парков» на фоне песни А.Макаревича «Музыка под снегом».
2.Беседа по вопросам:
О чем эта песня? (о зимнем парке).
Давно ли вы сами были в парке?
Каково назначение парков, по-вашему?
Какие парки нашего города вы знаете?
Но ведь парки имеют и другое, культурно-историческое значение, и об этом писал в своей книге «Поэзия садов и парков» академик Д.С.Лихачев.
Перед вами на партах текст, фрагмент данной книги.
Ученики читают этот текст про себя, а затем учитель читает его вслух.
3.Работа с текстом.
а. Определите стиль речи и тип текста и аргументируйте свой ответ, опираясь на №7 учебника (стр.75-76).
б.Докажите, что перед вами именно текст.
-текст, т.к. есть тема, лексические и грамматические связи предложений в тексте.
г. Итак, сформулируйте и запишите тему этого текста.
СЛАЙД «ТЕМА».
4 Работа с орфографией (выбор консультантов для работы у доски).
Задание: вставить пропущенные орфограммы, подчеркнуть ключевые слова.(6-7 слов).
5.Какие признаки текста в данном отрывке отсутствуют.
-четкая структура, деление на абзацы, т.е. композиция.
СЛАЙД «КОМПОЗИЦИЯ».
Вывод: что надо сделать? Поделить текст на абзацы и таким образом определить композицию текста.
(Каждая группа зачитывает свой вариант деления и композиции).
Затем ребята получают текст, деленный на абзацы, и сравнивают со своим вариантом.
Результат: определение композиции текста:
1-2 абзац -Вступление.
3-8 абзац -Основная часть.
9 абзац- Заключение.
6.Определение микротемы каждого абзаца.
СЛАЙД «МИКРОТЕМА».
7.Ради чего создается любой текст?
Ради выражения авторской идеи.
СЛАЙД «ИДЕЯ».
8. Работа с доской(консультанты от каждой группы на доске объясняют орфограммы , подчеркивают те слова , которые явл. КЛЮЧЕВЫМИ.
Оценивание работы консультантов.
9.Работа над сжатием текста.
СЛАЙД «Приемы сжатия» (записывают в тетрадь).
10.Сам работа в группах.
Задание: создание сжатого текста
Условие: сохранение авторского стиля, объем-150 слов
Результат зачитывается от каждой группы.
11.Оценивание работ (каждая группа получает оценку).
12.ВЫВОД о трех этапах работы.
-СЛАЙД « ТАБЛИЦА»
.
13. Определение дом. задания. (2.пункт таблицы).Упр. 191.
14.Заключение. Слово учителя. Стихотворение А.Ахматовой «Я к розам хочу в тот единственный сад».
СЛАЙД «Летний сад».
15.Рефлексия.
1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2.Что понравилось?
3.Что не понравилось?
4.Что хотелось бы дополнить?Изменить?