Приветствие учителя. Организационный момент Мотивация учебной деятельности У: Почему изучение большой темы «ССП» заканчивается работой над синтаксическим и пунктуационным разбором? Ответ: разборы обобщают знания теории и практические навыки Цель урока: Сегодня мы обобщаем знания о ССП, применяя практические умения. Вспомним что такое ССП? (кадр) У: Чтобы вспомнить виды сочинительных союзов, проведем Блиц-опрос Я называю союз – вы определяете его вид но | противительный | То ли – то ли | Разделительный | Да =и | Соединительный | также | Соединительный | же | Противительный | Либо-либо | Разделительный | Не только …но и | соединительный | Не то- не то | Разделительный | однако | Противительный | и | Соединительный | Да = но | Противительный | тоже | Соединительный | То-то | Разделительный | зато | Противительный | Как… так и | Соединительный | Ни-ни | Соединительный | или | Разделительный | а | противительный | Микро-вывод этапа урока: У: Зачем нам нужны знания сочинительных союзов? Ответ: в зависимости от них мы выделяем типы ССП. Актуализация знаний, выявление познавательных затруднений, постановка учебной проблемы. Игра «Верю /не верю» В течение всех уроков по ССП мы узнали много теоретического материала. Проверим его с помощью игры «Верю/не верю» Я утверждаю, что… 1. Союзы делятся на 2 группы : сочинительные и подчинительные 2. В ССП одно из простых предложений подчиняется другому 3. Сочинительные союзы входят в состав предложения 4. Союзы зато, однако, же – противительные 5. Союзы тоже, также всегда пишутся слитно 6. ОВЧ может стоять в любом месте в предложении 7. Смысловые отношения одновременности, последовательности и причины дают соединительные союзы. 8. В ССП с ОВЧ могут использоваться как соединительные, так и разделительные союзы. 9. Предикативные части ССП всегда разделяются запятой 10. Сочинительные союзы могут соединять однородные члены предложения Поменяйтесь тетрадями, простыми карандашами проверяем Я называю правильные ответы. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | + | - | - | + | + | - | + | + | - | + | 0 –«5» 1-2 – «4» 3-5 –«3» Больше 6 – «2» Проведем работу над ошибками, допущенными в игре. Открытие нового знания. Работа над синтаксическим разбором ССП Запишите предложение, которое вы видите на доске: Слушайте тишину, и тогда осень покажет вам все свои богатства. Выполним синтаксический разбор этого предложения. У: С чего начинается синтаксический разбор предложения? Ответ: с характеристики предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности 1. Повествовательное 2. Невосклицательное У: Как мы определим, какое это предложение по своему строению Ответ: подчеркнем грамматические основы 3. Сложное. У: Нужен ли пунктуационный знак в этом предложении? У: С помощью чего связаны части этого предложения? Ответ: союз И У: Какое это предложение? 4. Союзное У: Определите тип этого союза? Ответ: сочинительный , соединительный 5. ССП с соединительным союзом И У: Какие смысловые отношения возникают в этом предложении? 6. Последовательность У: Мы закончили характеристику ССП, построим схему 7. [ ] , и [ ]. У: Дадим характеристику каждому простому предложению в составе ССП Сколько предикативных частей в этом предложении? Ответ: 2 1ПП | 2ПП | Односоставное, определенно-личное | 1.Двусоставное | Полное | 2.Полное | Распространённое | 3.Распрастраненное | Не осложнено | 4.Не осложнено | Схема | Схема | Включение нового знания в систему знаний. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. На листах подпишите фамилию и дату. Выполняем самостоятельную работу. Вам нужно на листах только обвести правильные варианты ответов. Сейчас будем оценивать по – другому. Считаем только правильные ответы. 6б – «5» 4-5 б –«4» 3 б –«3» 0-2 б – «2» Раздаточный дидактический материал ФИ ____________________________________ «Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения» Самостоятельная работа Задание: выберите вариант /варианты ответов 1. Какие из следующих характеристик предложения верны? В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс (Знаки препинания не расставлены) а) простое, осложнено однородными сказуемыми б) повествовательное, невосклицательное в) союз И соединяет однородные члены предложения г) сложное, союзное д) союз И соединяет простые предложения в составе сложного е) союз И передает отношения одновременности событий 2. Найдите верный вариант синтаксического разбора предложения. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится. (Знаки препинания не расставлены) а) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, ССП с разделительным союзом «и», отношения одновременности событий. б) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, ССП с соединительным союзом «и», отношения противопоставления событий. в) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, ССП с соединительным союзом «и», отношения причины. г) Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. 3. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме. (Знаки препинания не расставлены.) Схема: [безличное], и [двусоставное]. а) На земле на небе было спокойно и ничто не предвещало непогоды. б) На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы. в) Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной. г) Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным. Самопроверка с верным образцом (презентация) Открытие нового знания. Пунктуационный разбор У: Что такое пунктуационный разбор? Ответ: объяснение постановки знаков препинания У: Знак завершения от чего зависит? Ответ: от вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраски У: В середине сложного предложения? Ответ: Может как присутствовать знак, так и отсутствовать У: От чего зависит постановка знака? Ответ: от наличия ОВЧ Запишем предложение в тетрадях. Один ученик работает у доски. То пролетали горные орлы, то появлялись желтые и белые трясогузки. У: Знак завершения точка. Почему? Ответ: это повествовательное, невосклицательное предложение У: Подчеркните грамматические основы У: Расставьте внутренние скобки У:Входит ли союз в состав предикативных частей ССП? У: Постройте схемы Закрепление. Выполнение практической работы Вам нужно распределить номера по столбикам Укажите номера ССП, в которых не нужно ставить запятую перед союзом И. | Укажите номера ССП, в которых нужно ставить запятую перед союзом И. | | | 1. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. 2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. 3. Лазурь небесная смеётся и между гор росисто вьётся долина светлой полосой. 4. В холодном поле ветер шумел и дождик лил. 5. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах. 6. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется. 7. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды. 8. Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения. 9. Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле. 10. Цвели кувшинки и было много камыша. VIII. Подведение итогов: Итак, чем мы сегодня с вами занимались на уроке? Что нового вы узнали на уроке? IX.Рефлексия У: продолжите одно из предложений * На уроке я работал… * Своей работой на уроке я… * Урок показался мне… * За урок я… ДЗ : Упр. 84, словарь № 2 |