28. Урок русского языка в 9 классе.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (§ 23)
Цели урока: 1) познакомить обучающихся с признаками придаточных изъяснительных, приёмами разграничения придаточных изъяснительных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом что;
2) научить определять значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным;
3) строить по заданному началу, опорным глаголам сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными;
4) различать придаточные изъяснительные и определительные, присоединяемые омонимичными союзом и союзным словом что;
5) правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик читает сложноподчинённые предложения с придаточными определительными из упр. 116, указывает, какие из вариантов, выражающих определительные отношения, легче произносятся и воспринимаются.
Второй ученик записывает на доске сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (ответы на вопросы в форме сложноподчинённых предложений с придаточными определительными).
Например: Мне нравятся такие произведения о Великой Отечественной войне, в которых прав диво и без прикрас изображается этот тяжелый для нашего народа период истории.
II. Повторение.
1. Орфографическая работа.
На доске записаны словосочетания:
(Не)известный писатель, совершенно (не)известный писатель, вовсе (не)известный писатель, (не)нужные хлопоты, (не)свойственная актёру манера играть, (не) прочитанное письмо, (не)жданный гость, (не)виденный мною фильм, (не)сказанная красота, вовсе (не)победимая натура, (не)лишённый юмора юноша.
Задание: спишите, раскройте скобки, обозначьте графически орфограммы «Не с прилагательными», «Слитное и раздельное написание нес причастиями».
2. Конструирование.
— Составьте с данными словосочетаниями пять сложноподчинённых предложений с придаточными определительными и начертите их схемы.
III. Изучение нового материала.
1. Анализируют предложения, записанные на доске.
1) В газетах пишут о том, как проходит подготовка к Олимпиаде.
2) Петров спросил друга, далеко ли до деревни.
3) Петров с удивлением спросил, где же деревня.
План анализа сложноподчинённых предложений.
1. Определите тип предложения, сколько простых предложений входит в него (найдите и подчеркните грамматические основы).
2. Найдите главное предложение.
3. Прочитайте придаточное предложение и определите его место по отношению к главному.
4. Определите, что поясняет придаточное (всё главное, слово или словосочетание), поставьте вопрос от главного предложения к придаточному.
5. Назовите тип придаточного.
6. Укажите способ соединения придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, интонация).
7. Выясните, есть ли в главном предложении указательное слово.
8. Объясните знаки препинания.
9. Составьте графическую схему предложения.
Анализ проводится по плану с акцентом на роль указательных слов (предложение без придаточного не закончено).
Заменить глагол пишут другими словами — говорится, сообщается (известие, сообщение и т. д.).
Вывод: придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы, относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного изъяснения. Чаще всего это глаголы, реже — прилагательные, существительные, слова категории состояния. Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению при помощи союзов и союзных слов. Союзы и союзные слова вносят в предложение различные смысловые оттенки, но изъяснительные отношения между главным и придаточным предложениями остаются.
В сложноподчинённых предложениях полнее и точнее передаются разнообразные сообщения, конкретизируется время осуществления каких-либо событий. Это достигается не только с помощью союзов и союзных слов, но и при помощи различных форм глагола.
В главном предложении могут быть указательные слова, они являются дополнениями и играют стилистическую роль, подчёркивая значимость того слова, к которому необходимо пояснение.
Чтение теоретического материала нас. 75.
IV. Закрепление материала.
1. В упр. 117 надо переписать сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, ставя выделительные запятые. В главном предложении следует отметить значком х поясняемое слово, в изъяснительных придаточных указать союзы, союзные слова.
2. В упр. 118 закончить предложения так, чтобы придаточное предложение было изъяснительным. Для связи главного и придаточного предложений используются союзы что или будто, как будто. Союзы заключаются в овал. Задать вопросы к придаточным.
3. Конструирование (упр. 119).
Составить сложноподчинённые изъяснительные предложения, используют в качестве сказуемых главного предложения данные в упражнении слова, присоединяют придаточные с помощью союза чтобы или что.
4. Упр. 120 выполняется устно.
Рассказать о знаках препинания при диалоге, привести примеры. Передать содержание диалогов между школьниками в форме сложноподчинённых предложений с изъяснительными придаточными.
5. Редактирование.
В предложениях, записанных на доске, исправить стилистические ошибки.
1) Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чём хотел в ней рассказать.
2) Алёша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рас сказ.
3) Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли книги им верными друзьями.
Тестовые задания
1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
а) Лёнин отец умер так рано, что мальчик его даже не помнит.
б) Оказалось, что штаб дивизии находится рядом.
в) Это была одна из тех ужасных гроз, которые разражаются иногда над низменностями.
г) Не мил и свет, если друга нет.
Ответ: б.
2. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное служит для передачи косвенной речи.
а) Комендант сказал, что сажать на поезд в этом направлении не приказано никого, кроме военнослужащих.
б) Я спросил, какая сегодня будет погода.
в) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
г) Потом Дерсу рассказал мне, что ему теперь пятьдесят три года, что у него никогда не было дома.
Ответ: а, б, г.
3. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное прикрепляется к поясняемому слову при помощи союзов.
а) Возвратившиеся с разведки казаки сообщили, что видели много звериных следов.
б) Мне показалось, что под кустом у того берега обязательно должен прятаться рак.
в) Все толпились, суетились, нетерпеливо спрашивали, когда и куда пойдут поезда.
г) Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня.
Ответ: а, б, в.
V. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) § 23, упр. 121;
б) выписать из произведений художественной литературы шесть сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. В изъяснительных придаточных обведите союзы овалом, союзные слова подчеркните как члены предложения.
29. Урок русского языка в 9 классе.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (продолжение темы)
Цели урока: 1) знакомить учащихся с признаками придаточных изъяснительных, приёмами разграничения придаточных изъяснительных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом что;
2) научить определять значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным;
3) строить по заданному началу, опорным глаголам сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными;
4) различать придаточные изъяснительные и определительные, присоединяемые омонимичными союзом и союзным словом что; 5) правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик устно рассказывает о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными (по§23).
Второй ученик доказывает, что в одних предложениях союз что присоединяет придаточное изъяснительное, а в других — определительное (по упр. 121).
Третий ученик читает шесть сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными, называет поясняемое слово, объясняет, чем изъяснительное придаточное прикрепляется к поясняемому слову (союзом или союзным словом).
II. Повторение.
На доске проецируется текст с пропущенными орфограммами и пунктограммами.
ЗЕМЛЯ
Человек появляется на свет на земле. Тут он р..стёт узн..ёт мир и жизнь. Узн..ёт ласковые руки матери и ж..сткие рабочие руки отца. Познаёт память о тех кто жил до него кто своим трудом укр..шал землю на котор..й он живёт. Он позн..ёт чу..тво ответств..ности перед родивш..й его землёй которая дала ему всё.
В пр..даниях всех народов любимые герои набирались сил пр..падая к родной земле. Землёй кл..лись. Горсть родной земли брали с собой отпр..вляясь в дальние страны. Из любви к самому сокровенному и дорогому клочку земли рождается любовь молодых людей ко всей великой Отчизне нашей рождается ист..но сыновнее чу..тво к ней.
Мы знаем какие страшные раны нанос..т война земле. И нет у землян ныне ничего важнее мира.
(Из журнала Смена»)
Задание: спишите текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, графически обозначьте их выбор. Подчеркните обособленные обстоятельства. Начертите схемы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Устно сделайте анализ текста по плану, данному в учебнике на с. 194.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 122 списывают текст, вставляя пропущенные знаки препинания в сложноподчинённых предложениях, определяют вид придаточных. Устно объясняют знаки препинания при диалоге, читают текст, выделяя нужным тоном реплики диалога.
2. Творческая работа.
— Допишите предложения, дополнив их придаточными изъяснительными. Выражая своё мнение о героях романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», их поступках и поведении, используйте речевые клише.
Я убеждён... Я считаю... Я согласен с тем... Могу с уверенностью сказать... Мне кажется... Меня привлекает мысль о том...
3. Редактирование.
— Исправьте и объясните ошибки в построении предложений, запишите предложения в исправленном виде.
1) Судья указал участнику матча, что вы нарушили правила.
2) Алёша сказал, что если бы я знал о срыве игры, то не допустил бы этого.
3) Мне долго пришлось доказывать о том, что Алёша прав.
4) Я понятия не имел, что сколько ещё времени надо ехать до нужной остановки.
4. Сжатое изложение по упр. 123 на с. 78.
IV. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) составить десять предложений на тему «Что я узнал о прошлом своей деревни», используя сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными;
б) дополнить предложения:
1) Узнайте, пожалуйста, когда …
где ...
куда …
как …
2) Я посмотрел в окно и увидел, что …
как …
3) Сообщите, пожалуйста, кто...
чей …
как долго …
откуда…
30. Урок русского языка в 9 классе.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (продолжение темы)
Цели урока: 1) знакомить обучающихся с признаками придаточных изъяснительных, приёмами разграничения придаточных изъяснительных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом что;
2) научить определять значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным;
3) строить по заданному началу, опорным глаголам сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными;
4) различать придаточные изъяснительные и определительные, присоединяемые омонимичными союзом и союзным словом что; 5) правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик устно рассказывает о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными (по§23).
Второй ученик доказывает, что в одних предложениях союз что присоединяет придаточное изъяснительное, а в других — определительное (по упр. 121).
Третий ученик читает шесть сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными, называет поясняемое слово, объясняет, чем изъяснительное придаточное прикрепляется к поясняемому слову (союзом или союзным словом).
II. Повторение.
На доске проецируется текст с пропущенными орфограммами и пунктограммами.
ЗЕМЛЯ
Человек появляется на свет на земле. Тут он р..стёт узн..ёт мир и жизнь. Узн..ёт ласковые руки матери и ж..сткие рабочие руки отца. Познаёт память о тех кто жил до него кто своим трудом укр..шал землю на котор..й он живёт. Он позн..ёт чу..тво ответств..ности перед родивш..й его землёй которая дала ему всё.
В пр..даниях всех народов любимые герои набирались сил пр..падая к родной земле. Землёй кл..лись. Горсть родной земли брали с собой отпр..вляясь в дальние страны. Из любви к самому сокровенному и дорогому клочку земли рождается любовь молодых людей ко всей великой Отчизне нашей рождается ист..но сыновнее чу..тво к ней.
Мы знаем какие страшные раны нанос..т война земле. И нет у землян ныне ничего важнее мира.
(Из журнала Смена»)
Задание: спишите текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, графически обозначьте их выбор. Подчеркните обособленные обстоятельства. Начертите схемы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Устно сделайте анализ текста по плану, данному в учебнике на с. 194.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 122 списывают текст, вставляя пропущенные знаки препинания в сложноподчинённых предложениях, определяют вид придаточных. Устно объясняют знаки препинания при диалоге, читают текст, выделяя нужным тоном реплики диалога.
2. Творческая работа.
— Допишите предложения, дополнив их придаточными изъяснительными. Выражая своё мнение о героях романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», их поступках и поведении, используйте речевые клише.
Я убеждён... Я считаю... Я согласен с тем... Могу с уверенностью сказать... Мне кажется... Меня привлекает мысль о том...
3. Редактирование.
— Исправьте и объясните ошибки в построении предложений, запишите предложения в исправленном виде.
1) Судья указал участнику матча, что вы нарушили правила.
2) Алёша сказал, что если бы я знал о срыве игры, то не допустил бы этого.
3) Мне долго пришлось доказывать о том, что Алёша прав.
4) Я понятия не имел, что сколько ещё времени надо ехать до нужной остановки.
4. Сжатое изложение по упр. 123 на с. 78.
IV. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) составить десять предложений на тему «Что я узнал о прошлом своего города», используя сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными;
б) дополнить предложения:
1) Узнайте, пожалуйста, когда …
где ...
куда …
как …
2) Я посмотрел в окно и увидел, что …
как …
3) Сообщите, пожалуйста, кто...
чей …
как долго …
откуда…