Урок русского языка в 9 классе
Тема урока: Виды придаточных предложений
Здравствуйте, ребята.
У нас сегодня необычный урок, т.к. к нам пришли гости, и урок я хочу начать необычно. Я вам расскажу легенду.
« Когда на земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то она будет неповторимой, будет ярко сверкать и наполнять мир и души людей теплом, светом и красотой».
Начать урок русского языка я хочу словами Рене Декарта
«Для того чтобы совершенствовать ум, надо более размышлять, чем заучивать»
Релаксационная пауза
И сегодня я предлагаю совершить вам путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт к звезде, к своей звезде.
Вы чувствуете, как ваши ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Если вы поднимите голову вверх, то увидите приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда?.. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, что вам так необходимо: мира, добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения…
А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…
А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА…, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…
Актуализация знаний и умений.
1. Фронтальный опрос. Ребята, проверим, насколько прочны ваши знания теории.
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Как определить вид придаточного предложения?
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
9. Назовите значения приставки ПРЕ.
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
6 задание (анализ средств выразительности) вызывает у многих выпускников затруднения. Давайте с вами вспомним основные средства выразительности речи.
КРОССВОРД - ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности.
- Я вам читаю определение термина, ваша задача назвать средство выразительности.
(Учитель читает определение термина, задача обучающихся – НАЗВАТЬ средства выразительности, подняв карточку с правильным ответом)
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
«Превращения». Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот
каша из гречки – дом из кирпича – кусты сирени –
совет отца – бессонная ночь – полковое знамя –
шестилетний ребёнок – лисья шуба геометрическая задача
Тема урока: Виды придаточных предложений
Работа с учебником. Упр.228
Рефлексия. Итоги урока. Задание на дом упр.227(2 и 5 абзацы)