СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в VI классе. Суффикс как значимая часть слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в VI классе. Обычный, стандартный.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в VI классе. Суффикс как значимая часть слова»

Урок русского языка в VI классе Д а т а _____________

Тема урока: Суффикс

Цель урока: создать условия для

актуализации, расширения и закрепления знаний учащихся о суффиксе (ознакомления с суффиксом как значимой частью слова, его основной функцией);

способствовать формированию умения определять значение суффикса, образовывать с его помощью слова; закреплению умений и навыков правильно выделять и писать суффиксы в слове; разбирать слова по составу;

способствовать развитию связной речи учащихся, совершенствованию аналитических, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков, речевой культуры учащихся;

содействовать воспитанию усердия, трудолюбия, интереса к изучении русского языка как учебного предмета

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Словарный диктант:

Приме´та, приве´т, приме´р, прия´тель, приро´да, причи´на, прилежа´ние, приглаше´ние, препя´тствие, презре´ние, президе´нт, прези´диум, премье´ра, прести´жный, прете´нзия, премирова´ть, привиле´гия, принципиа´льный, примити´вный.

III. Изучение нового материала

  1. Анализ текста (упр. 114).

    1. Выразительное чтение стихотворения Эдуардаса Межелайтиса «Рябинка».

Точно костёр — огневая рябинка.

Вьётся, её огибая, тропинка.

Скачет бедовая* осень по веткам.

Деревцу холодно очень под ветром.

Ёлкам в бессменной одёжке получше.

Их укрывают надёжно колючки.

Видит она их, зелёных, и плачет.

Плачет и огненных слёзок не прячет...


Бедо´вый, -aя, -оe; -ов (разг.). Шустрый, смелый.

    1. Почему стихотворение так называется? О каком ещё дереве говорится в тексте? Одинаково ли автор относится к этим деревьям? Какая морфема в словах «подсказывает» это?

    2. Выпишите существительные, распределив их по столбикам:

без суффикса: костёр, осень, ветром; с суффиксом: рябин-к-а, троп-инк-а, вет-к-ам,

дерев-ц-у, ёл-к-ам, одёж-к-е, колюч-к-и, слёзо-к-. Все ли существительные с -к- передают отношение автора к описываемому предмету? Можно ли утверждать, что суффикс может иметь разные значения? Подсказка! Сравните: ветвь – ветка, ель – ёлка. Какие из данных слов чаще употребляются в разговорном стиле речи?

    1. Выпишите прилагательные: огн-ев-ая, бед-ов-ая*, бес-смен-н-ой, зелёных, огн-енн-ых.

Выделите в них словообразовательные морфемы. Какие значения они придают словам?

  1. Ознакомление с определением понятия суффикс (с. 58)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 115 (устно). Назовите части речи, к которым принадлежат слова, образованные от существительных стол, слон и др. Назовите суффиксы каждой из частей речи.

1-ая группа: стол — столик, столовый; слон — слоник, слоновый; ковш — ковшик, ковшовый;

2-ая группа: дождь — дождик, дождевой; нос — носик, носовой; лоб — лобик, лобовой.

2. Упр. 116. С помощью указанных суффиксов образуйте имена существительные. Опираясь на схему, расскажите о значении данных суффиксов (профессии, занятия, род деятельности). Приведите примеры.

-ист: гитара, баян, гармонь, цимбалы

-тель: строить, учить, водить, воспитать

-ец: продавать, торговать, косить, читать

-арь: библиотека, аптека, пахать, печь

3. Упр. 117 (устно) Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Блока «Ветхая избушка» (ветхая — ‘старая’). Назовите суффиксы выделенных слов. Определите значения суффиксов.

Ветхая избушка

вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

по колено снег...

Весел ребятишкам

быстрых санок бег…


Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз.

4. Упр. 118, 119 (устно).

5. Упр. 120. Придумайте и запишите по данным схемам слова. Разберите их по составу.

Галч-онок-, зайч-онок-, барсуч-онок- и т.д..

V. Рефлексия «Голодный или сытый?»

Цель: определить, насколько учащиеся удовлетворены тем, что получили в ходе урока.

Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на дан­ный момент, что они уже «насытились» содержанием изучаемой темы, встать около двери; тем, кто еще ощущает себя «голодным» — у окна. Необходимо предупредить учеников о соблюдении полной тишины и недопустимости переговоров.

После выполнения данной части следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что ока­зало влияние на его решение. Рекомендуется начинать с «сытых». Учитель либо экспертная группа фиксирует все высказанные «го­лодными» важные потребности и, в заключение, обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода».

VI. Домашнее задание: §15. Упр. 121
















































Урок 24

Постфикс. Соединительная морфема

Цель урока: познакомить учащихся со значимыми частями слова постфиксом и соединительной морфемой; формировать умение вычле­нять постфикс в словоформе; формировать навык образования и на писания слов; совершенствовать умения правильно писать глаголы ш -ться (-тся).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упр. 113. Словосочетание «сущ. + сущ.» замените словосочетанием «прил. + сущ.». В образованных прилагательных выделите суффикс. Выполните по образцу.

Алычовое варенье, грушевый компот, камышовые заросли, ершовая уха, замшевая куртка, кумачовый флаг, ситцевая ска­терть, свинцовая пуля, ландышевый запах, плюшевая игрушка.

- Сформулируйте правило правописания гласных о, е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Учащийся у доски выполняет фонетический разбор слова (из) замши.

III. Объяснение нового материала по теме «Постфикс»

1. Упр. 115. Прочитайте. Чем по значению отличаются слова первой группы от слов второй? (Обозначают неопределенный предмет, признак.)

2. Знакомство с теоретическим материалом на с. 59.

IV. Закрепление нового материала

  1. Упр. 116 (у доски). Выделите постфиксы и морфему, находя­щуюся перед постфиксом.

  2. Упр. 117. Спишите слова, выделите формообразовательные морфемы. Допишите к этим словам подходящие постфиксы. (Кого-то, какой-то, собираемся, расчесываться, держалась.)

— Что изменилось в значении исходных слов? (Появилось значение неопределенности — кого-то, какой-то; выполнение действия несколькими лицами — собираемся; направленность действия на лицо, производящее его, — расчесываться.)

3. Упр. 118 (самостоятельно). Каждое из словосочетаний замените глаголом с постфиксом -ся. Запишите. Обозначьте постфикс.

Веселиться, радоваться, кусаться, царапаться, ссориться, встречаться, созваниваться, переговариваться, шептаться.

4. Правило на с. 60. Комментарий учителя.

Лингвистическая физкультминутка (упр. 120)

Учитель читает глаголы. Если глагол может употребляться без постфикса -ся, учащиеся поднимают одну руку, если глаголы без постфикса -ся не употребляются, ученики поднимают две руки.

Стучаться (1), белеться (2), бояться (2), улыбаться (2), держаться (1), смеяться (2), цепляться (1), беспокоиться (1), бодаться (1), нравиться (2), надеяться (2), укладываться (1), построиться (1), гордиться (2).

V. Объяснение нового материала по теме «Соединительная морфема»

Чтение теоретического материала на с. 61.

VI. Закрепление нового материала

1. Упр. 122. Запишите сочетания слов одним словом — прилагательным. Соединительную морфему подчеркните. Выполните по образцу.

Водонепроницаемый, доброжелательный, слабохарактерный, птицефабрика, легкокрылый, светлоглазый, быстротечный, ва­гоностроительный.

— С образованными прилагательными придумайте (устно) сло­восочетания «прил. + сущ.».

Водонепроницаемый плащ, доброжелательный человек, сла­бохарактерный мужчина, легкокрылый аэроплан, светлоглазый юноша, вагоностроительный завод.

2. Упр. 123 (у доски). Спишите. Вставьте и выделите соединительные морфемы. Обозначьте основу. Работайте по образцу.

Водопровод, нефтепровод, двухдневный, сорокалетний, трех­местный, семиметровый, пароход, птицефабрика, белорусско-русский, среднегодовой.

VII. Рефлексия

  • Что такое постфикс, соединительная морфема?

  • Для чего служат постфиксы, соединительные морфемы?

  • Какие соединительные морфемы встречаются чаще всего?

VIII. Домашнее задание: § 15, 16, упр. 119, 124.


Урок 25

Чередование звуков

Цель урока: совершенствовать правописные умения, связанные с вы­бором гласных в корнях с чередованием о-а.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Упр. 119. Выпишите слова с постфиксом. Вставьте пропущен­ные буквы. В выписанных словах выделите постфикс, формообразовательную морфему и основу.

Плещется, расходятся, становится, рассеивается, растворяется.

Упр. 124. Комментарий учащихся «по цепочке».

Пробежать, железнодорожный, самоопыляются, светло-зеленый, быстроходный.

III. Актуализация знаний

Упр. 121 (устно). Вставьте, где необходимо, ь. Объясните свой выбор.

I. Друзья (что делают?) расстаются, чтобы (что сделать?) встретиться вновь. 2. В следующем году мы будем (что делать?) учиться в новой школе. 3. Мой друг (что делает?) учит­ся играть на гитаре. 4. Утром надо (что делать?) собираться и школу, поэтому сестра быстро (что делает?) умывается и одевается. 5. В траве (что делает?) копошится маленький жучок. Солнце только встало. А он уже (что делает?) отправляется по своим делам. 6. Над землей еще (что делает?) стелется туман. 7. Только весна помогает медведю (что сделать?) пробудиться от зимней спячки.

IV. Повторение и закрепление ранее изученного

1. Упр. 125. Работа с таблицей.

2. Упр. 126. Подберите к словам их формы или однокоренные слова с чередующимися гласными или согласными. Запишите (по образцу), подчеркните чередующиеся гласные или согласные. Выделите корень.

Двигаться — движение, освещать — светить, мрак — мрачный, вершина — верх, треск — трещать, слышать — слушать, плакать — плач, пищать — писк, крик — кричать, ближе — близок, тихий — тишина, звук — звучание, отметить — отмечать, глушь — глухой, ходить — хождение, откапывать — копать, утраивать — тройной.

3. Упр. 127. К словам подберите однокоренные слова или формы слов, в которых беглые гласные исчезают. Запишите, выделите морфему с беглой гласной.

Собирать — собрать, день — дня, гонять — гнать, посылать — послать, прыжок — прыжка, тереть — тру, лесок — леску, ветер — ветру, ремень — ремня, лоб — лба.

Произносительная норма (ремéнь).

Физкультминутка «Аплодисменты»

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец пра­вой руки о мизинец левой и т. д. Упражнение выполняется 10—15 секунд. «Аплодисменты» могут быть предназначены конкретному ученику, отличившемуся в работе. Это поможет создать доброже­лательную атмосферу на уроке.

  1. Таблица на с. 64 (буквы о-а в корнях -скак-/-скоч-, -плав-/ -плов-).

  2. Упр. 129. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами выделите корень (комментированное письмо у доски).

Заскочить на минутку, отскочить в сторону, хорошая плов­чиха, новый поплавок, плавник щуки, вымокнуть под дождем, непромокаемый плащ, выровнять землю, сравняться по успе­ваемости.

6. Упр. 130 (по вариантам). Запишите сначала слова с чередующимися гласными, выделите в них корень и подчеркните слово-исключение (1 вариант), затем слова с проверяемыми гласными
(2 вариант). К словам с проверяемыми гласными допишите проверочные слова.

1 вариант: плавучий, плывун, излагать, прискакать.

2 вариант: взрослеть (взрослый), повиниться (повинный), косилка (косит), городской (город), горнист (горн), прополоть (полет), скрипеть (скрип), полоскать (полощет), поласкать (ласка).

V. Рефлексия

— Что называется чередованием звуков?

— Какие звуки могут чередоваться друг с другом — гласные или согласные?

— Какие гласные называются беглыми?

— Вспомните условия написания букв о-а в корнях -скак-/ -скоч-, -плав-/-плов-.

VI. Домашнее задание: § 17, упр. 128.