СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое суффикс. Значение суффикса". 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое суффикс. Значение суффикса». Урок открытия новых знаний. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Можно использовать учителям 3 класса. УМК «Школа России».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое суффикс. Значение суффикса". 3 класс»

Технологическая карта урока

Класс: 3 класс

Предмет: русский язык

УМК: «Школа России»

Тема: Что такое суффикс. Значение суффикса

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование урока: проектор, экран

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новой частью слова - суффиксом


Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

  • Называет изученные части слова, пользуясь алгоритмом, выделяет их в слове

  • обозначает их графически

  • дает определение что такое суффикс

  • находит в словах и правильно обозначает суффикс

  • называет значения суффикса

  • определяют роль суффикса

  • образует с помощью суффикса новые слова

  • принимает и сохраняет цель учебной задачи и следуетей в учебной деятельности,

  • планирует свою деятельность

  • контролирует и оценивает свою деятельность;




  • наблюдает и анализирует языковой материал

  • формулирует выводы на основе наблюдений

  • соединяет теоретический материал с практической деятельностью



  • слушает и слышит собеседника

  • ведёт диалог, излагает свою точку зрения и аргументирует ее;

  • грамотно строит речевые высказывания в устной форме;

  • сотрудничает в группе и в паре


  • Стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

  • принимает решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.


Ход урока


Название

этапа урока







Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока


Диагностика

достижения планируемых результатов урока


Организационный

Мотивирование (самоопределение к деятельности).


Приветствие

Скажите, что хотели бы получить от сегодняшнего занятия.

-Какое у вас настроение?

- Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь улыбка- залог успеха в любой работе. Удачи вам!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
.

Эмоциональная готовность к уроку, позитивная установка на работу.




Актуализация

Воспроизведение и применение изученного материала.


Работа по группам.


Ребята! В группе соотнесите слова и схемы разбора слов по составу.

Морозы берёзка полез

Вступают в диалог с одноклассниками. Соотносят слова и схемы.

Ребёнок с ОВЗ с помощью тьютора по алгоритму ( карточка № 1) разбирает слова по составу, соотносит слова и схемы.

Следит за правильностью соотнесения схем, поддерживает.

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.


Проблематизация

Определение границ между знанием и незнанием.



Фронтальная беседа на основе наблюдений


Как вы соотнесли слова и схемы?



В чём проблема?


Рассказывают о результатах своей деятельности.

Находят слово, которому схемы не подходят. Выявляют проблему.

Находит слово, которому схемы не подходят. Выявляет проблему.



Определяют границу между знанием и незнанием.

(Называют часть слова, которая им неизвестна)

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.


Целеполагание

Определение цели учебной деятельности

.

Формулирование темы и цели урока в ходе фронтальной беседы

Подводит детей к формулированию темы и задач урока.

- Сформулируйте тему урока.

- Какие учебные задачи будем решать?


Тема: Что такое суффикс. Для чего он нужен.

Задачи:

-узнать, что такое суффикс;

-определить для чего он нужен;

-научиться находить в словах суффикс;

- обозначать его;

-называть значение суффикса.

Проговаривает вместе с тьютором тему и задачи урока.

Определяют и формулируют цель учебной деятельности в сотворчестве с учителем

Наблюдение за высказываниями детей, фиксация результатов высказываний учащихся



«Открытие» нового знания




Формулировка определения что такое суффикс

























































Выявление значений суффикса


Работа в паре,










фронтальная беседа














































Фронтальная беседа















А) Определение

-На слайде слова:

Берёзка, береза, берёзонька.

Разберите слова по составу.

Назовите часть слова, которая осталась неразобранной.












-Может кто-нибудь знает, как называется эта часть слова?

-Да. Это суффикс.

Информация: Слово суффикс к нам пришло из немецкого языка , что обозначает « прикреплённый», а тот в сою очередь из латинского с тем же значением.

А к чему он прикреплён?


А зачем он прикреплён к корню?


-Попробуйте сформулировать, что такое суффикс.



Где вы можете проверить свои предположения?



-Откройте стр.56. Проверьте, всю ли информацию из статьи учебника назвали?


-Давайте вернёмся к заданию и обозначим суффикс в словах.







-Давайте подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе.

-Продолжите высказывания:

Суффикс- это част…….

Суффикс стоит....................

Суффикс обозначается.............





-Какие задачи решили?



б)

-Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не глаз, а …; не нос, а …; не рука, а …. (показ на слайде)



-Запишите новые слова.

-Выделите суффикс. Назовите.

(фиксируется на доске)


---Что он делает со значением слова?

-Повернём лупу другой стороной.

-А с другой стороны…. Дом-домик, нос-…, глаз-…, хвост-…

-Запишите новые слова.

-Выделите суффикс. Назовите (фиксируется на доске).


---Что он делает со значением слова?



-Скажите, как вас ласково называют дома.


-Запишите получившиеся слова.

-Выделите суффиксы (фиксируется на доске).


---Что они делают со значением слова?




-Какие значения могут иметь суффиксы?






Какую задачу решили?





Разбирают слова по составу, используя алгоритм разбора, выявляют неизвестную часть слова.

Разбирает слова по составу, используя алгоритм разбора, выявляет неизвестную часть слова.





Ответы детей.



Информацию получает из учебника, называет и показывает, как означается суффикс.




Ответы детей.






Ответы детей.




В учебнике.



Читают информацию в учебнике, называют и показывают на доске как обозначается суффикс.






Продолжают высказывания (в паре, фронтально).

Продолжает высказывания с помощью правила из учебника.




Проговаривают решённые задачи.




Ответы детей.

Получает карточку № 2 и выполняет задание с помощью тьютора.



Записывают слова, выделяют суффикс –ищ.


Увеличивает предмет.



Записывают слова выделяют суффикс –ик.




Уменьшает предмет.



Ответы детей.



Записывают слова, выделяют суффиксы.



Называют его ласково, уменьшительное.


Ответы детей.

Называет значение суффиксов с помощью правила из учебника.



Проговаривают решённую задачу.

























Дают определение суффикса.

























Показывают графическое обозначение суффикса








































Делают вывод о значении суффикса.




Наблюдение за высказываниями детей, фиксация результатов высказываний учащихся






Закрепление

Применение на практике полученных знаний

Самостоятельная работа

Отгадайте загадку:

Кто в лесу свои следы
Ловко заметает?
Огоньком среди листвы
И кустов мелькает?
Это грозный враг мышей,
Зайцев и полёвок,
Всех зверей лесных хитрей,
Быстр он и ловок.


-Подберите однокоренные слова к слову лиса, использую различные суффиксы.

-Запишите слова, выделите суффикс.



Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
острые зубки.

-Подберите однокоренные слова к слову лиса, использую различные суффиксы.

-Запишите слова, выделите суффикс.



-Назовите суффиксы, которые вы использовали для образования новых слов

-Какие значения придали суффиксы новым словам

Отгадывают загадку.









Подбирают однокоренные слова: лисица, лисичка, лисонька.

Мышонок, мышка, мышиный.

С помощью суффиксов, записанных на карточке (карточка № 3) подбирает и записывает слова.


Записывают, выделяют части слова.


Называют суффиксы.


Называют значения суффиксов.




Рефлексия (подведение итогов урока)

Выводы о результатах учебной деятельности.


Фронтальная работа







-Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы поставили перед собой на урок? (обращение к написанным учебным задачам на доске)



-Решая эти задачи какой цели вы достигли?

-А кто не достиг? Какие задачи ты не смог решить?





Соотносят результат работы на уроке с задачами, поставленными в начале урока.

Я узнал….

Я научился… (на слайде)

Проговаривает с тьютором по плану (карточка № 4)


Сделан вывод о результатах учебной деятельности в соответствии с поставленной целью.


Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.



Д/з



Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению (разноуровневые задания).


Записывают задание на дом, задают вопросы.

Выбирают одно из заданий.

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.