СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Селекция. Центры происхождения культурных растений."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым по теме " Селекция" в 9 классе по учебнику Н.И. Сонина , В.Б. Захарова " Биология. Общие закономерности". Целями данного урока является изучение  задач селекции как науки, формирование представлений о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Селекция. Центры происхождения культурных растений."»

Предмет : биология

Класс: 9

УМК: Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Селекция. Центры происхождения культурных растений.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3

Место урока в системе уроков по теме: 1

Урок №1 Селекция. Центры происхождения культурных растений.

Целевые ориентиры урока:

Изучение задач селекции как науки, формирование представлений о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Задачи:

Образовательная показать предмет и задачи селекции, выявить роль работ Н. И. Вавилова для селекции;

Развивающая формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы;

Воспитательная

патриотическое воспитание на примере работ Н. И. Вавилова.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности науки селекции для создания сортов растений и пород животных, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки селекции, развитие таких качеств, как целеустремлённость, креативность, инициативность.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации смысловое чтение как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из текстов, установление причинно-следственных связей

Регулятивные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Информационный материал: рисунки и текст учебника, презентация

Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения; дидактический материал

( Приложение 1), учебник «Биология. Общие закономерности» 9 класс

Формы работы

  1. Работа в группах/парах

  2. Индивидуальная работа



I. Этап. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка подготовленности учащихся к уроку.

II этап. Мотивация к деятельности и целеполагание. а) Просмотр фрагмента мультфильма « Кот, который гулял сам по себе» (об одомашнивании животных).

Слайд 3

(Слайд 4) Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. Как происходило одомашнивание диких животных?

  2. Какие признаки у животных для человека стали приоритетными при их одомашнивании?

  3. Какие животные являются дикими предками современных животных? Приведите примеры.

  4. Как вы думаете, какая наука стала основополагающей для выведения новых пород животных и сортов растений?

III этап. Этап целеполагания. Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей.

Эпиграфом нашего урока можно считать слова великого ученого Николая Ивановича Вавилова«…Селекция-это эволюция, осуществляемая деятельностью человека.» Слайд 9

IVэтап. Учебно-познавательная деятельность

1.Задание 1. Индивидуальная работа с текстом учебника.

Прочитайте текст учебника стр. 204-205. Составьте план параграфа.

(Слайд 8) Взаимопроверка. Время работы 10 минут. Эталон ответа ( Слайд 10)

2.Работа в группах с текстом учебника и иллюстрациями

Организация работы в группах. Формируются группы. Каждая получает задание на информационном листе. После выполнения заданий, группы защищают свои работы.

Время работы 10 минут.

Работа с информацией.

Задания для групп.

Группа 1. Прочитать текст « Задачи селекции». Составьте кластер « Задачи селекции»

Группа 2. Работа с текстом учебника , картой «Центры происхождения культурных растений» в учебнике, выделение основных понятий, работа с терминами.

Заполнение рабочего листа

« Дополни предложения»

Группа 3 .Заполнение таблицы «Центры происхождения культурных растений.»

Группа 4. Смысловое чтение текста Н.И. Вавилов. Составление тезисов к тексту.

1.Выступление групп, защита своих работ, оценивание. ( Слайды 11-17)

Физкультминутка.

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Индивидуальная работа с тестами.

Проверка тестовой работы на слайдах (18-19)


V.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке ( Слайд 20)

Составить синквейн «селекция»

Оценивают работу на уроке с помощью листов оценивания.

Объявление оценки, вопросы учителю

VI.Домашнее задание. Слайд 21

Обязательно для всех:, 1) Изучить параграф 43. Ответить на вопросы, (всем) 2)Дополнительно. Подготовить сообщения о методах селекции

1.Полиплоидия.

2.Скрещивание( гибридизация)

3. Искусственный отбор

4.Мутагенез в форме слайдовой презентации.













































Приложение 1.

Ресурсный материал к уроку « Селекция. Центры происхождения культурных растений»

Задание для группы 1. Используя данный вам текст составьте кластер « Задачи селекции»

Селекция (от лат. selectio — выбор, отбор) — это наука о путях и методах создания новых и улучшения уже существующих сортов культурных растений, пород домашних животных и штаммов микроорганизмов с ценными для практики признаками и свойствами.

Задачи селекции вытекают из ее определения — это выведение новых и совершенствование уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Основными направлениями селекции являются:

  1. Высокая урожайность сортов растений, плодовитость и продуктивность пород животных;

  2. Качество продукции (например, вкус, внешний вид, лежкость плодов и овощей, химический состав зерна — содержание белка, клейковины, незаменимых аминокислот и т. д.);

  3. Физиологические свойства (скороспелость, засухоустойчивость, зимостойкость, устойчивость к болезням, вредителям и неблагоприятным климатическим условиям);

  4. Интенсивный путь развития (у растений — отзывчивость на удобрения, полив, а у животных — «оплата» корма и т. п.).

Цели и задачи селекции как науки обусловлены уровнем агротехники и зоотехники, уровнем индустриализации растениеводства и животноводства. Например, в условиях дефицита пресной воды уже выведены сорта ячменя, которые дают удовлетворительные урожаи при орошении морской водой. Выведены породы кур, не снижающие продуктивности в условиях большой скученности животных на птицефабриках. Для России очень важно создание сортов, продуктивных в условиях мороза без снега при ясной погоде, поздних заморозков и т. д.
























Критерии оценивания 5 баллов. Приведено максимальное количество задач селекции.

1. Повышение урожайности сортов и продуктивности пород.

2.Повышение устойчивости к заболеваниям.

3. Улучшение качества сортов и пород.

4. Экологическая пластичность сортов и пород.5. Создание сортов и пород, пригодных для механизированного и промышленного выращивания и разведения.



Задание для группы 2

Прочитай текст, составь тезисы об основных направлениях деятельности

Н. И.Вавилова

Н.И. Вавилов – лидер советской биологической и сельскохозяйственной науки.

Николая Ивановича Вавилова можно назвать энциклопедистом ХХ века. Генетика, ботаника, агрономия, география и селекция растений – это далеко не полный круг его научных исканий. Вавилову принадлежит большое количество фундаментальных открытий в биологии и целый ряд замечательных идей, которые до сих пор продолжают разрабатываться учеными, кроме того, он первым применил на практике совершенно новый подход к изучению растительного мира как единого целого в масштабах всей планеты. Проложенный ученым путь стал той магистралью, по которой идет развитие современной биологии, как науки.

В 1919 году выходит фундаментальная работа Н.И. Вавилова « Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям», в которой впервые в мировой науке были показаны генетические основы иммунитета. Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов: родственные виды и род, благодаря сходству их генотипов, в значительной мере повторяют друг друга в своей изменчивости. Николай Иванович Вавилов признавал значительную роль внешней среды в эволюции растений. Но первостепенное значение он придавал внутренним чертам самого растительного организма. Несмотря на большое многообразие форм живого, изменчивость укладывается в определенные закономерности.

Н.И. Вавилов активно организовывал экспедиции и сам участвовал в них. В итоге с1923 по 1940гг. Н. И. Вавиловым и другими сотрудниками ВИРа было совершено 180 экспедиций, из них 40 в 65 зарубежных стран. После поездок, выходит в свет его вторая важнейшая работа « Центры происхождения культурных растений». Стало очевидным, что, как и где искать в растительном мире планеты.

Согласно Вавилову культурная флора возникла и формировалась в относительно немногих очагах. Вавилов выделил семь первичных центров:1. Южно- Азиатский тропический центр. 2. Восточно- Азиатский центр, 3.Юго- западноазиатский центр, 4. Средиземноморский центр, 65 Абиссинский или Эфиопский центр, 6. Центрально- Американский центр, 7. Андийский центр.


Критерии оценивания. Приведено 4 верных тезиса – 5 баллов, три тезиса – 4 балла, 2 тезиса -3 балла, Выставление в оценочные листы



Основные направления деятельности Н.И. Вавилова:

1.Применил новый глобальный подход к изучению растительного мира как единого целого в масштабах всей планеты.2. Выход в свет фундаментальной работы Н.И. Вавилова « Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. Формулировка закона гомологических рядов.

3. Организация экспедиций в разные страны мира, создание работы «Центры происхождения культурных растений».4. Выделение основных центров происхождения растений.



Задание для группы 3.

Составьте таблицу. « Центры происхождения культурных растений.

Название центра происхождения


Культурные растения


























Задание для группы 4

4. Дополни предложения, записав пропущенные слова: «селекция», «порода», генетическое разнообразие, искусственно, физиологические.



1.Селекция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании и улучшении существующих А_______животных, _Б_______ растений.


2.Порода - совокупность животных одного вида, ______ созданная человеком и отличающаяся генетически устойчивыми морфологическими, Г ______________ и хозяйственными признаками.

3.Це́нтры (очаги́) происхожде́ния культу́рных расте́ний — географические центры __Д____________ культурных растений.

Критерии оценивания

«Дополни предложения» ( 0- 5 баллов). Верно указаны все слова в предложении -5 баллов.

1.Селекция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании и улучшении существующих А___пород____животных, _Б___сортов____ растений.


2.Порода - совокупность животных одного вида, ___исусственно___ созданная человеком и отличающаяся генетически устойчивыми морфологическими, Г физиологическими и хозяйственными признаками.

3.Це́нтры (очаги́) происхожде́ния культу́рных расте́ний — географические центры __Д_генетического разнообразия культурных растений.

Тест

1.Возникновение новых пород животных и сортов растений стало возможным вследствие существования у диких видов

1)      фенотипической изменчивости

2)      модификационной изменчивости

3)      комбинативной наследственной изменчивости

4)      ненаследственной изменчивости

2.Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называется

1)      дрессировкой

2)      одомашниванием

3) приручением

4)      окультуриванием

3.Какого центра происхождения культурных растений не существует?

1)     Европейско – сибирский

2)      Средиземноморский

3)     Абиссинский

4)      Юго-западноазиатский


4.Согласно закону гомологических рядов Н.И. Вавилова, генетически близкие роды и виды

1)      характеризуются сходным фенотипом

2)      требуют сходных условий жизни

3)      характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости

4)      не скрещиваются друг с другом


5.Породой или сортом называют популяцию организмов, искусственно созданную человеком, которая характеризуется

1)      особыми генофондом, морфологическими, физиологическими признаками, нормой

реакцией, уровнем продуктивности

2)      определенным количеством, фенотипом, приспособлением к условиям среды

3)      определенным уровнем изменчивости, нормой реакции, особыми морфологическими

признаками

4)      определенным циклом изменчивости и набором морфологических признаков

Верные ответы:

1 -3;

2- 1;

3-3;

4- 1;

5-1. Критерии оценивания: нет ошибок «5»;1 ошибка «4»;2 ошибки «3», более 2 ошибок «2»