Класс 5. Урок № 78: Тема: «Треугольники и их виды» Тип и особенности: урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений. Урок в форме эвристической беседы Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), на каждой парте 2 транспортира, 2 циркуля, 2 линейки, 2 карандаша, ластик, листы нелинованной бумаги; по 1 листу с изображенными треугольниками различных видов (3), заготовленные таблицы обработки результатов экспериментов. На столе учителя лежат заготовленные плашки-фиксики и распечатки проектного задания на дом.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организации | Определить цель занятия | На доске дата и название темы: «Виды треугольников. Периметр» На столах учащихся открыт учебник с. 116 «Вы узнаете» (учитель просит вначале урока открыть) | - Ребята, мы уже с вами изучили вопрос о том, какими бывают углы. Кто может напомнить? | - Углы бывают прямыми, острыми и тупыми | Целеполаганиепредметная рефлексия (повторение ранее изученного) |
- А каким инструментом мы можем измерять углы. Чем отличаются величины прямого, острого и тупого угла? | - С помощью транспортира. - Прямой угол равен 90 градусам - Острый меньше, а тупой – больше 90 градусов. |
- Слева на странице учебника 116 обозначена цель сегодняшнего занятия – понять, как отличают треугольники по видам углов в них. Как вы считаете, какими будут их названия? | Читают рубрику. Отвечают: - тупоугольные, - прямоугольные - остроугольные. |
Актуализации знаний и умений | Продемонстрировать необходимость знания точного определения | Заготовленные в лаборатории ЭП различного вида (по углам) треугольников | - Совершенно верно, однако многие из вас могут предполагать, что в остроугольном все углы - какие? в тупоугольном – все углы какие? а в прямоугольном – все углы какие? | острые, тупые, прямые. | Прогнозирование и саморегуляция на основе ложной аналогии. Формирование представления роли примера для подтверждения или опровержения предположения |
Деформируются треугольники и в них меняются величины углов | - Давайте проведём эксперимент, рассмотрим деформации треугольника так, чтобы все углы стали одного вида, что наблюдается? | В одном треугольнике углы могут быть все острыми, а тупой или прямой угол в одном треугольнике может быть только один |
- Может кто-то построит треугольник хотя бы с двумя тупыми углами? - если хотя бы один треугольник нарисуете с двумя тупыми углами, то этого достаточно для доказательства существования тупо-тупоугольных треугольников. | На нелинованной бумаге чертят |
Целеполагания | Объяснение материала | Флеш-определение ЭП стр. 117 классификации треугольников по углам. | - Давайте с помощью паузы прослушаем определения каждого вида и отметим особенности. Какие вы можете назвать? | - Тупоугольные и прямоугольные в своем определении имеют выражение «имеет тупой» или «имеет прямой угол», а в остроугольном – «все углы острые». | Работа с определениями, с контрпримерами. Работа с гипотезами. Анализ речевых конструкций |
- А можно ли в определении остроугольного аналогично тупо- и прямоугольным заменить слово «все» на слово «имеет» острый угол? Объясните, почему можно или нельзя? | - Нет, нельзя! Так как у тупоугольного треугольника есть острый угол, но тогда такой треугольник будет еще называться и остроугольным. |
Применение ранее изученного, повторение (измерение углов транспортиром) в новой теме. | Демонстрация этапов проведения эксперимента | На доске появляется надпись «Есть гипотеза!» и рубрика «В фокусе» учебника стр. 117. Ответим на вопрос экспериментом по проверке гипотезы: Сумма углов треугольника равна 180 градусам. На доске появляется надпись: «сумма углов треугольника равна 180 градусам» | Ребята, если два тупых угла с разных сторон отрезка не пересекаются, то давайте попробуем объяснить этот факт. Для этого нам поможет теория, а точнее утверждение, которое верно, но мы с вами проверим его все-таки практически. Итак, есть гипотеза, что сумма углов треугольника равна 180 градусам. Проведем эксперимент. | Слушают, принимают цель - проверить гипотезу. | Формирование необходимости теоретического обоснования (объяснения) или практической проверки факта, утверждения, свойства. Развитие навыка сотрудничества. |
Лаборатория ЭП «Вы узнаете» и таблица на доске угол треу | А | В | С | сумма углов | 1 | | | | | 2 | | | | | 3 | | | | | | К ИД вызываются два человека. Один будет проводить эксперимент с помощью э-циркуля, а второй - его описывать и обрабатывать. А остальные работают в парах. Учитель раздаёт каждой паре по три треугольника и одной таблице. | Работают в парах. У доски с помощью э-транспортира, на партах обычным измеряют углы; другой ученик –записывает и складывает. |
Рефлексии | Показать способ аргументирования ссылкой на верный факт | | - Ребята, многие из вас при измерении углов допускали погрешности (плюс-минус несколько градусов), тем не менее, большинство измерений нашу гипотезу подтвердили, что сумма углов треугольника равна 180 градусам, кто может теперь объяснить, почему не может быть два тупых угла в одном треугольнике? | - Если бы у треугольника были два тупых угла, то они в сумме уже давали бы больше 180 градусов, а как известно (мы это проверили), в любом треугольнике сумма углов равна 180 градусам. | Доказательство от противного, сведение к противоречию известного факта. Работа в парах. |
- То есть, если в треугольнике есть хотя бы один тупой или прямой угол, то все остальные углы должны быть острыми. Тогда для того, чтобы определить (доказать) вид треугольника, какой угол достаточно измерить? | - Наибольший из углов. |
Использование нового алгоритма и приведение аргументов Применение ранее изученного, применение (построение отрезков циркулем и линейкой) в новой теме. | Актуализировать необходимость выполнения правдоподобных, точных построений | На интерактивной доске появляется слайд с изображением трех отрезков, изображенных по отдельности и треугольник со сторонами, равными этим отрезкам. Под изображением надпись: «Построить треугольник по трем сторонам!» | - Я вам сейчас покажу, как с помощью циркуля и линейки построить треугольник со сторонами заданной длины (Показывает на доске). - Постройте аналогично треугольник со сторонами: а) (1, 2,3); б) (2, 3, 4); в) (3, 4, 5); г) (4,5,6). - Если какой-то случай не получается, пропускайте, приступайте к другому заданию. - Каждому треугольнику определите название (по углам) и объясните, почему вы так сделали. - Для этого дам подсказку: напротив большей стороны всегда лежит больший угол, достаточно измерить только его. | Строят, чертят. Измеряют больший угол, определяют вид треугольника: а) отрезок б) тупоугольный в) прямоугольный г) остроугольный | Формирование регуляторного опыта: прогнозирование, оценивание. Наблюдение, сравнительный анализ. Выполнять практическую работу с использованием нового теоретического факта. |
Надпись на доске: «Периметр треугольника – это сумма длин всех его сторон» рис. 7.7. стр. 118, учебник надпись: «Определите вид каждого из треугольников: BKE, DCK. Найдите периметр» | - Повторите определение периметра фигуры и выполните задание, написанное на доске. Помните, что длины некоторых отрезков мы можем найти только примерно! (Вызывает к доске желающих, помогает). | Все работают в тетрадях, а вызванные к доске ученики работают с помощью Э-линейки. |
Постановка эксперимента (этап не обязателен для всех) | Применение ранее изученного, повторение (построение окружности циркулем) | На ИД нарисованы три равные окружности. В каждой окружности вписан треугольник: в первую остроугольный, во вторую – тупоугольный, в третью - прямоугольными треугольники (нарисованы заранее учителем с помощью Э-лаборатории гиперссылка рубрики «Вы узнаете»). На доске надпись: «Треугольник – это тело геометрии, окружность – ее душа!» | - Начертите с помощью циркуля три окружности. Постройте произвольно, аналогично как на доске, вписанные в окружности треугольники различных видов. Проверьте себя, определите вид треугольника, доказав это измерением наибольшего угла. (Вызывает трех добровольцев к доске по очереди помогает, обсуждает с классом проблемы и результаты выполнения.) - Подпишите под рисунками доказательства правильности построений. | Пишут в тетрадях «Треугольник ‑ прямоугольный, больший угол – прямой. Или «Треугольник ‑ тупоугольный, больший угол равен 135 градусам. | Развитие морально-этического сознания на основе проверки. |
Информирования о домашней работе | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Три окружности (пронумерованы №1, №2, №3), в каждой из которых по три треугольника одного вида (пронумерованы №1.1, №1.2, №1.3; . №2.1, №2.2, №2.3; . №3.1, №3.2, №3.3; и нарисованы заранее учителем с помощью Э-лаборатории гиперссылка рубрики «Вы узнаете»). | - На дом задание – начертить три окружности. В каждой из них построить по три треугольника одного вида. Составить таблицу для занесения результатов измерения наибольших углов и для записи выводов. Выдвинуть гипотезу о расположении центра описанной окружности относительно контура, границ треугольника. (Кто не понял, перечертите аналогичные с доски или учитель дает заготовленные свои). | Записывают задание (если на уроке разбирался аналогичный эксперимент) | Развитие навыков нахождения за закономерностей. Знакомство с табличными способами систематизации. |
Сестра-Треа | Ребята, мы с вами будем четыре урока изучать самые главные фигуры: треугольники и четырехугольники. Через три урока вы должны сдать задания, выполненные в тетради-тренажере, номера задач, которых приведены на двух человечках: сестре Треа и братце Квадро. Мне на проверку выполненные задания вы можете сдавать с завтрашнего дня. Если задание выполнено верно, то вы можете закрасить часть человечка, на которой написан номер задания. Цель - раскрасить всего человечка к концу изучения всей темы. | Дежурные раздают рисунки (если на класс закуплены тетради-тренажеры) | Планирование и прогнозирование, самоопределение через выбор |
| 1) В подарок маме (бабушке) нужно из треугольных лоскутков (всего – больше десяти) сшить (выкроить) квадратной формы прихватку-хваталку на кухню. 2) Для того, чтобы к задней стороне прихватки пристрочить каждый треугольный лоскутик, надо подсчитать общую длину ниток (в см). Для этого надо посчитать периметр каждого треугольника-лоскутка в см и мм, сложить значения и округлить до целого числа см. 3) В одной катушке ниток – десять метров, сколько таких катушек надо купить, чтобы пристрочить все лоскутки по периметру к прихватке-хваталке. (Считать, без учета петель захвата и т. п.) | Дежурные раздают инструкцию задания | Приобщение к заботливому отношению к близким. Эстетическое восприятие геометрических форм. Работа с инструкцией. Применение знаний в решении практической задачи. Округление по смыслу. |
Рефлексии | Инициировать предметную рефлексию | На партах открыты стр. 116-117 учебника, на экране тоже -рубрика «Вопросы и задания» | - На какой из вопросов «Вы узнаете» вы получили ответ сегодня на уроке, а на какие вопросы раздела «Вопросы и задания» вы можете теперь ответить. | Указывают, читают и отвечают на вопросы рубрики (3, 5 сверху) | Давать оценку проделанной работе, оценивать, целесообразность, объяснять причины успехов и неудач. |
- Из рубрики «Вы узнаете»: как различают треугольники по их видам | Если все углы острые, то остроугольный, если есть прямой угол, то прямоугольный, если есть тупой, то тупоугольный |
Из рубрики «Вопросы и задания»: Найдите на рисунке 7.4 треугольники: а) остроугольные; б) тупоугольные; в) прямоугольные | а) 3; 4 б) 2; 5 в) 1; 6; 7. |