СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 7 классе "...что есть красота..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рекомендуется проводить в 7 классе. В основе - рассказ Ю. Яковлева "Игра в красавицу", стихотворения Н. Заболоцкого и высказывания философов о красоте человека. Урок не только знакомит учащихся с произведениями известных писателей и поэтов, он способствует нравственному и эстетическому воспитанию, учит размышлять и использовать в жизни тот материал, который будет услышан во время обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 7 классе "...что есть красота..."»

«…что есть красота…»

Урок литературы в 7 классе

(Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева «Игра в красавицу»)

Педагогические задачи: анализ рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу», художественное восприятие стихотворений Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих лиц», выявление связи между этими произведениями; рассуждение о человеческой красоте.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

повторить сведения о тематике и проблематике рассказа Ю Яковлева «Игра в красавицу», дать характеристику героям этого произведения; ознакомиться со стихотворениями Н. Заболоцкого о красоте человека; проанализировать мысли философов о единстве внешней и внутренней красоты

ориентироваться в художественных текстах; отвечать на вопросы учителя; принимать участие в диалогах, строить свои монологи, высказывать свою точку зрения; работать в группах; понимать задачи и цели урока; оценивать свои достижения на уроке

понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики



Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Оргмомент

Проверяет готовность к уроку.

Демонстрируют готовность к уроку.

Организация собственной деятельности

Сообщение целей и темы урока

Слово учителя: Недавно мы познакомились с рассказом Ю. Яковлева «Игра в красавицу». О чём он?

Для чего автор написал это произведение, что хотел нам дать понять?

Какое слово ключевое в ваших ответах?

А теперь скажите, какова тема нашего урока?

Кратко пересказывают содержание рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу».

Отвечают на вопросы учителя.

Выделяют ключевое слово «красота».

Называют тему и цели урока.

Владение навыком пересказа, умение отвечать на вопросы учителя.

Умение находить ключевые слова.

Материал урока. Актуализация знаний.

Давайте пока поговорим о рассказе Ю. Яковлева.

Беседа:

  1. Кто действующие лица этого произведения?

  2. Почему для дворовых ребят Нина была самой красивой девочкой?

  3. Была ли она на самом деле такой? Как её описывает автор?

  4. Какое событие испортило всё?

  5. Расскажите о матери Нины.

  6. Чем кончается рассказ?

  7. Можно ли назвать Нину красивым человеком? Сильна ли она?

  8. Какие качества души делают её красивой?

Отвечают на вопросы учителя по рассказу Ю. Яковлева «Игра в красавицу», высказывают свою точку зрения, принимают участие в диалоге.

Обобщают сведения об изученном произведении.

Умение вступать в диалоги, владение навыком давать характеристику литературному персонажу, выявлять позицию автора, обобщать изученный материал

Групповая работа

Деление на группы.

1 группа: прочитать стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» и проанализировать его;

2 группа: прочитать стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и проанализировать его;

3 группа: работа с высказываниями философов об истинной красоте человека.


Каждая группа выполняет полученное задание и выступает перед одноклассниками.

Для ответа на вопрос каждой группе необходимо составить монологическое высказывание, подготовить вопросы для учащихся других групп.

Умение анализировать литературный материал, составлять вопросы, готовить предполагаемые ответы на них, строить монологи

Творческий проект

Пофилософствуйте и вы. Ответьте письменно на вопрос: «Какого человека можно назвать красивым?»

Выполняют письменную работу, отвечают на вопрос.

Владение письменной речью

Итоги урока

Какая связь существует между всеми изученными произведениями на уроке?

Чем обогатил вас урок?

Нужен ли вам разговор о красоте человека?

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы.

Подводят итоги услышанному и прочитанному на уроке.


Обобщают материал.

Оценивают свою деятельность.

Умение обобщать изученное и подводить итоги, оценивать адекватно свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

найти произведения поэтов или изречения философов о красоте, записать в тетрадь





Ресурсный материал

Николай Заболоцкий

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?





Николай Заболоцкий

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

1955 г.



Высказывания философов

Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней. (В. Гюго, великий французский писатель)

Истинная красота заключает в себе нечто такое, чем не способны восхищаться низкие души; но никакая грязь и лохмотья не могут скрыть это нечто от душ, не отмеченных печатью низости. (Конгрив, представитель комедии XVIII века)

Красота настоящая – это прелесть человеческой души, это общее очарование личности. (В. О. Тонорков, заслуженный артист СССР)

Красота – один из видов Гения, она ещё выше Гения, ибо не требует понимания. Она – одно из великих явлений окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в тёмных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает. (О. Уайльд, великий английский писатель)