СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В мире слов. Синонимы и антонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью этой разработки является совершенствование умения правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в письменной и устной речи. 

Просмотр содержимого документа
«В мире слов. Синонимы и антонимы»


Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «В мире слов. Синонимы и антонимы»

Цель урока: Совершенствовать умение правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в письменной и устной речи. Повторение по теме «Части речи».

Задачи:

1.Помочь осознать необходимость о синонимах и антонимах.

2.Развивать языковой и речевой опыт учащихся; развивать умения наблюдать, делать выводы, обобщать; развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки;

3. Воспитывать культуру речи через употребление синонимов и антонимов; стремление к познанию, трудолюбию; внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки для учащихся, презентация к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Расскажу я вам рецепт

Крепких знаний и побед

Будь серьезен на уроках и старательно вникай,

Не спеши, будь аккуратен,

Наблюдай и подмечай.

Приложи ты трудолюбие, просто время не теряй,

Сравнивай и обобщай, и почаще отвечай!!!

Сегодня мы отправимся в путешествие в мир слов (слайд 1)

2.Минутка чистописания.

Подпишите в тетрадях число, классная работа.

Поиграем в игру « Правильно - неправильно»

Если мое утверждение правильное – пишите букву П, а если неправильное - пишите букву Н.

1.Существительное - это часть речи, обозначающая предмет.

2. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3. Имена прилагательные не изменяются по числам.

4. Глагол обозначает действие предмета.

5. Имя существительное в И.п употребляется с предлогом.

6. Глагол в предложении часто является подлежащим.

Назовите получившуюся цепочку из букв. П НН П НН (в тетради)


- проверка, дописать строчку (П НН П НН на слайде 2)

-дайте характеристику звуков для прописанных букв ( п- согласный, глухой, парный; н- согласный, звонкий, непарный)

3.Словарная работа.

Запишите слова-отгадки. Подчеркните орфограммы:

Алфавит , ворона – в слове-отгадке третий слог ударный.

Завод, пенал- в слове-отгадке на конце парный согласный.

Ученик, ягода- в слове-отгадке звуков больше чем букв.

Пальто, платок – в слове-отгадке согласный звук [л] мягкий.

Петух, посуда - в слове-отгадке все согласные звуки твердые.

Проверка:

Алфавит, завод, ягода, пальто, посуда. (слайд 3)

4.Введение в тему урока.

На слайде даны имена прилагательные: (слайд 4)

Трусливый, храбрый, робкий, смелый, нерешительный, отважный.

Работа в группах.

Задание первой группе: Выписать имена прилагательные, обозначающие хорошие качества человека ( храбрый, смелый, отважный)

Задание второй группе: Выписать имена прилагательные, обозначающие плохие качества человека ( трусливый, робкий, нерешительный)

Что мы можем сказать о словах каждой группы? ( это слова близкие по значению; их можно заменять друг другом) Как называются такие слова? ( синонимы)

(Слайд 5) Город «Словарик»

А теперь давайте потренируемся в нахождении синонимов.

(Слайд 6) Мы с приятелем вдвоем дружно, весело живем.

Я иду, и он шагает, я смеюсь, хохочет он.

Если грустно мне бывает, он печалится со мной.

- Объедините пары синонимов.

  1. Шалун, лежать, сладкоежка, птичка, клейкий, лягушка, зевака.

  2. Липучий, квакушка, озорник, валяться, ротозей, реветь, лакомка, птаха.

- Прочитайте текст и найдите в предложениях однородные глаголы.

Затужили старик со старухой, загоревали. Иван лежит в избушке – не спится ему, не дремлется. Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мощь храпит. Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом.


- Сделаем вывод: Слова одной части речи, различные по значению и написанию, но имеющие очень близкое значение – синонимы. (слайд 16)


-Физминутка.

Давайте отдохнем. Попробуем выполнить работу, которую успевает выполнить глагол в нескольких словах.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Покачайте-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Все в порядок приведите,

Вновь трудиться вы начните!

А теперь посмотрите, кто пришел к нам в гости. Сценка «Два друга»

Выходят два друга. На улице было прохладно, но два друга были одеты по-разному.

Филя - Ну и жарко!

Кузя - Да ты что? Холодно!

Филя - Да я весь покраснел от жары!

Кузя - А я побелел от холода!

Филя - Ты, что такой кислый?

Кузя - А ты что такой сладкий?

Филя - Нет! Я бодрый! А что это мы все время с тобой спорим? Жарко - холодно, покраснел-побледнел, кислый - сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может они как-нибудь называются?

Кузя - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой.

Ребята, как по-другому можно назвать слова-спорщики? (антонимы)

Мы вернулись в город «Словарик». Здесь живут слова – неприятели. Давайте с ними познакомимся. Они говорят и делают все наоборот.

Минус - плюс,

Огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда – противоположны. (Слайды 17,18)

Найти антонимы в стихах. (Слайды 19-24)


Прочитайте. Запишите в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову.

  1. В книге есть вопросы и ______.

  2. Кто хочет много знать, тому надо ______ спать.

  3. Живут в соседстве ______ и радость.

  1. Лучше горькая _______, чем красивая ложь.

  2. Ученье - свет, _______ - тьма.

  3. Приятелей много, а _______ нет.


Сделаем вывод.


-Вывод: ( слайд 25)

Слова одной части речи, различные по звучанию, противоположные по значению - антонимы.

Закрепление изученного материала.

Творческая работа с пословицами:

1 группа. Собери пословицы.

Легко сказать,…. да трудно доказать

Мир строит, а ….. война разрушает

Добро помни, а ….. зло забывай

2 группа. Собери пословицы:

Ученье свет, а ….. неученье-тьма

Вперед беги, а ….. назад оглядывайся

Смелые побеждают, а ….. трусливые погибают

Проверка у доски ( собрать пословицы по карточкам)

Работа по группам: ( карточка каждому)

1 группа: Подберите к данным словам антонимы. Используйте слова для справок.

Ссориться, мокрый, быстро, вред.

Слова для справок: Медленно, польза, сухой, мириться.

2 группа: Подберите к данным словам синонимы. Используйте слова для справок.

Артист, аплодировать, будущий, истратить.

Слова для справок: Рукоплескать, актер, предстоящий, израсходовать.

Проверка.(Слайд 27-28)

1 группа. 2 группа

Ссориться – мириться Артист-актер

мокрый – сухой аплодировать - рукоплескать

быстро – медленно будущий - предстоящий

вред - польза. истратить – использовать

Домашнее задание (по выбору):
1. Подобрать как можно больше синонимов к словам: работать, смеяться.

2 Изобразить пословицу ( рисунок): Вместе тесно, а врозь скучно.

3. Антипословица. Долог день до вечера, коли делать нечего.

Задание: подбери к каждому слову антоним.( Коротка ночь до утра, если дел много)

Итог урока:

  • Какие слова называются синонимами?

  • Какие слова называются антонимами?

  • Для чего нужны в нашей речи слова синонимы и антонимы? (речь должна быть яркой, точной, более выразительной)

Рефлексия

Пока мы выполняли задание, в саду у наших героев выросло удивительное дерево – яблоня. Благодаря ему каждый из вас может выразить своё отношение к уроку. Возьмите яблоко. Если вы работали на уроке с желанием, вам было интересно, вы легко справлялись со всеми заданиями, то нарисуйте яблоку улыбку. Если вы работали с желанием, но возникли затруднения, то прямой ротик. Если вы часто испытывали трудности, работали без желания, вам было скучно, то грустный ротик.

Спасибо за урок!!! (слайд 29)