СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды творческих заданий на уроках русской литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному преподавателю необходимо  формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление.

Еще Макаренко А.С. утверждал, что “к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой”.

Просмотр содержимого документа
«Виды творческих заданий на уроках русской литературы»

Виды творческих заданий на уроках русской литературы

(из опыта работы)

Тюлендина А. Е.

г. Костанай

Современному преподавателю необходимо формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление.

Еще Макаренко А.С. утверждал, что “к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой”.

Сейчас ценна ярко индивидуальная личность. Гуманизации отношений без возможности самовыражения личности обучающегося не достичь. Обучение должно способствовать развитию. Развитие – это внутренний процесс, личный, частный. Развиваться в процессе обучения должны не столько умения и навыки, сколько внутренний мир человека, который в итоге определяет все остальное.

Благодатной почвой для реализации творческого потенциала обучающихся являются уроки литературы.

Важно на уроках воздействовать не только на чувства ребенка, но и на потребностно- мотивационную сферу, чтобы вызвать у них желание поиска новой информации.

Вот некоторые виды творческих заданий, используемых мною на уроках русской литературы:

  1. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»(выпуск газет «Я- молодой!», «Костанайские вести», «Панорама») . Обучающиеся пробуют свои силы в публицистике, пишут статьи, оформляют и выпускают свои газеты. Предварительно группу делю на 3 мини –группы и каждая получает задание.

  2. «Проба пера». Это задание по подготовке и выпуску сборников стихотворений. (Сборники стихотворений начинающих поэтов). Обучающиеся приносят свои стихотворения, которые в зависимости от тематики распределяются в различные рубрики. Например, «Тихая моя родина» ( стихотворения о родном крае), «Моим родным и близким…»(стихотворения родным, друзьям, любимым).

  3. «Восторженные читатели»(письма читателей автору понравившегося произведения). Например: письмо А.С. Пушкину, И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и т.д.

  4. «Письмо литературному герою».(Письмо Евгению Онегину, Татьяне Лариной, Родиону Раскольникову и т.д.)

  5. Моделирование (создать модель сказки, рассказа, моделирование художественного мира, пространства, модель текста)

  6. Ассоциативные рисунки.

  7. Создание гербов, визиток главных героев произведений.

  8. Создание опор, таблиц, кластеров, кроссвордов, ребусов, литературного лото и домино, презентаций.

  9. Написание синквейнов.

  10. Иллюстрирование произведений и многое другое…

Одним из самых интересных заданий, считаю, иллюстрирование произведений. Обучающиеся готовят обложки к рассказам, повестям и романам, также иллюстрируют различные эпизоды из произведений и стихотворения.

К.Д. Ушинский говорил: «Давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности». Когда творческие задания поглощают душу подростка, тогда он получает удовлетворение от своей деятельности и от приобретенных новых знаний, а учеба становится радостью.

Творческие задания всегда помогают обучающимся высказать свои мысли, собственную точку зрения, развивают воображение.

Предлагаю некоторые из творческих заданий, подготовленных обучающимися.

  • Синквейны:

В.Маяковский

1. Поэт, жертва.

2. Дерзкий, яркий, закаленный

3. Бунтовал, увлекался, любил, ненавидел

4. Интересная личность, талантливый поэт

5. Личность

Радищев А.Н.

1.Писатель, философ.

2. Смелый, неподкупный, принципиальный

3. Защищает, пишет

4. выдающийся писатель, гениальный философ.

5. Образец.

  • Письма восторженных читателей:

Уважаемый Александр Сергеевич!

Ваши стихи глубоко затронули мою душу. Они откровенны и искренны, очень красивые.

В моей библиотеке есть любимый томик - это ваши стихи. Они всегда со мной: и в радости, и минуты «душевной невзгоды». Вы научили меня любить и радоваться жизни…

Спасибо Вам за ваш бесценный дар!

С глубоким уважением к вам ваша поклонница Мария.

16.10.2017г, г. Костанай, РК.

Уважаемый Федор Иванович! Здравствуйте!

Пишет Вам одна из почитательниц вашего таланта. Стихи ваши чудесны, красивы и нежны. С раннего детства знакомы мне они…

Я думаю, что без вас русская и мировая литература была бы бедна. Вы мой самый любимый поэт, стихи ваши всегда меня радуют.

Остаюсь с уважением к вам Асель.

16.09.2016г

  • Письмо литературному герою.

Здравствуй, Сонечка!

Жизнь к тебе очень сурова, я считаю.

Я – это Анна. Забыла представиться, извини.

«Не печалься и хмурь бровей», верь, что все будет хорошо в твоей нелегкой жизни. Ты сильная, ты очень сильная. Маленькая, хрупкая, но стойко ты переносишь все тяготы. Иногда просто поражаюсь: откуда черпаешь ты силы?

Хотелось бы иметь такую подругу как ты.

Я не люблю много писать. Просто хотелось поддержать тебя, чтобы ты знала, что есть люди, которые переживают за тебя и очень сочувствуют. Одна из них - я.

С уважением Анна.

Декабрь,2017г

Письма обучающихся очень добрые, искренние. В них чувствуется сердечность, радушие и уважение к поэтам, писателям и литературным героям.

Такой вид работы помогает лучше понять отношение обучающихся к героям, их поступкам.

Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы, содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, становится источником нравственного, эмоционального и эстетического опыта. Изучая литературное произведение, я стараюсь использовать любую возможность обратиться к личностному опыту ребенка, вовлечь его в размышление не только над литературными проблемами, но и над общечеловеческими.

Например, 1.Напишите сочинение – миниатюру «Мне поручена роль…» (Каким вы себе представляете данного героя и как бы вы его играли на сцене?) (По пьесе Островского «Гроза»).

2. «Какова роль художественной детали в раскрытии авторского замысла?» (При изучении рассказов А.П. Чехова)

3. Еще один из замечательных видов работ с обучающимися – это инсценирование. Например, один из заключительных уроков по творчеству Н.В.Гоголя завершается уроком –инсценирования. Начинаю урок словами: «Дорогие ребята! Сегодня идем в театр! В театр Гоголя на «Ревизор». В театр!

Задания к этому уроку даю опережающие. Выбираю наиболее интересные эпизоды. Так, например, инсценирование 1, 2 явления действия 5. 2. Инсценирование 3,4 явления 5 действия. 3. Инсценирование 12-15 явлений 4 действия.

После инсценировки обязательно проводится рецензирование:

  • Как актеру, исполняющему роль «Городничего», играть в данном эпизоде?

  • Удалось ли актеру передать ваши режиссерские задумки?

  • Как речь Городничего помогает раскрыть его переход в новое состояние?

-Обратите внимание на авторские ремарки, речь героев

-Триумф городничего.

- Роль ремарок в драматургическом произведении.

Обучающимся предстоит трудная обобщающая работа. Они не только показывают свой артистический талант, но и анализируют выступления своих однокурсников, предлагают, как, на их взгляд, нужно было сыграть.

Инсценирование использую также при изучении творчества Л.Н. Толстого (Изображение высшего света в романе «Война и мир»), А.Н. Островского «Гроза» и др.

«Знания, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными – это мертвый груз»,- говорят психологи. Обучающиеся, с удовольствием выполняя такого характера задания, приобретают жизненный опыт, знания, раскрывают свои творческие, индивидуальные способности.







Литература:


  1. Т. Дмитриева «Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы»

  2. Г. Красухин «Я иду на урок литературы» М, «Первое сентября», 2001

  3. Л.И. Пирогова Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. М., «Школьная пресса», 2004