Внедрение круговой тренировки на уроках физической культуры.
Часть №5
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры у учащихся 9-10 классов
2.1. Развитие скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры у учащихся 9-10классов методом круговой тренировки
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается двигательный дефицит в режиме дня, недостаточная физическая активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Желание сделать многое за минимальный промежуток времени на деле приводит к низкому качеству учебного процесса. В ряде известных источников недостаточно полно освещены теоретико-методические основы занятий, в других источниках содержится мало сведений по их практическому применению по использованию круговой тренировки на уроках физической культуры с детьми младшего подросткового возраста.
Применение метода «круговой тренировки» имеет следующие преимущества, а именно:
позволяет избежать монотонности урока, за счет быстрой смены физических упражнений и дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления;
включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест занятия;
создает условия для самостоятельной работы и позволяет учащимся регулярно проверять свои физические возможности;
наличие соревновательного элемента заставляет ребят концентрировать свои усилия и внимание на выполнении упражнений;
значительно повышается двигательная активность учащихся, поскольку урок отличается значительной моторной плотностью.
Основанная идея, использования метода круговой тренировки, заключается в том, что благодаря достижению высокой моторной плотности урока, способствует не только совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, но и повышает их устойчивость.
В виде схемы, представим использование упражнений для развития скоростно-силовых качеств движений по методу круговой тренировки на уроках физкультуры (рис.1.).
Особенности методики круговой тренировки
Серии упражнений
15 сек на выполнение 1 упражнения
Интервал отдыха между упражнениями 30 сек
Интервал отдыха между сериями 1 мин
Количество занятий - по 2 урока в неделю
Длительность выполнения комплекса 8-10 мин
Применение в основной части урока
Рис. 1. Особенности методики развития скоростно-силовых качеств
Предложенная нами методика включала в себя выполнение двух серий упражнений по методу круговой тренировки (в течение 15 с каждое), интервал отдыха между ними составлял 30 с и 1 мин между сериями упражнений, продолжительность применения данной методики - 8 недель по 2 урока еженедельно.
Цель: создание условий для улучшения физического развития и физического состояния учащихся и развития скоростно-силовых качеств.
Задачи:
Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
Создавать условия для самостоятельного развития скоростно-силовых качеств.
Создавать условия для выполнения упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств.
Развитие скоростно-силовых качеств методом «круговой тренировки».
Для различных моделей физической подготовки необходимо определить конечную цель развития физических качеств на конкретном этапе обучения. Комплекс упражнений обязательно должен вписаться в запланированную часть урока.
Рис.1. Комплекс упражнений для развития скоростно-силовой подготовки, силовой выносливости
Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для «круговой тренировки», следует помнить, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, ловкостью на занятиях «круговой тренировки» очень тесна.
Сила. Для воспитания силы на занятиях «круговой тренировки» мною используются упражнения с отягощением (набивные мячи, гантели, скамейки), с сопротивлением (амортизаторы, эспандеры). Часто упражнения на развитие силы применяют с малыми отягощениями, так как легко осуществляется контроль над правильностью выполнения упражнения, особенно при занятиях девочек. Для развития динамической силы на станциях «круговой тренировки» упражнения должны выполняться в среднем темпе и большим повторением упражнений. Комплексы упражнений составляются так, чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц. При этом некоторые упражнения носят характер общего воздействия, другие направлены на развитие определенной группы мышц, а третьи специально связаны, например, с определенными задачами урока, комплекс упражнений круговой тренировки, представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития силы
Упражнения с небольшими отягощениями, а также с преодолением собственного веса включаются мною в домашнее задание, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку на уроках. Силовая выносливость развивается при большом количестве повторений на одной станции, например: если число повторений было 15–20 раз за 30 сек., то развивается сила, если же более 20–25 раз – силовая выносливость (по рекомендациям М. Шолихина). Работоспособность при выполнении силовых упражнений повышаю за счет их рационального распределения на станциях. В паузах часто использую упражнения на расслабления, растягивания.
Быстрота. Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений. В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения относятся к скоростно-силовым. Примерный комплекс упражнений на развитие быстроты, нами показан на рисунке 3.
Рис.3. Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития быстроты
Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Это достигается включением в «круговую тренировку» упражнений с малыми отягощениями. Воспитание быстроты в «круговой тренировке» достигается следующими упражнениями: бег на скорость, челночный бег, выполнение упражнений с элементами спортивных игр и игрового характера, различных прыжков и т. д. С психологической точки зрения проявление быстроты во многом зависит от мотиваций, которыми руководствуются учащиеся. Поэтому мною применяется соревновательный или игровой метод выполнения упражнения.
2.2. Педагогический контроль и анализ результатов исследования скоростно-силовых у учащихся 10-12 лет
В последнее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий, для повышения уровня физической подготовленности обучающихся. Основная из них – так называемая круговая тренировка. Большую роль в выборе этого метода сыграло и то, что при переполненной школе – один спортивный зал, и на наш взгляд традиционные уроки, не совсем эффективны в развитии скоростно-силовых качеств, см. приложение 2.
Учащиеся 9-х классов составил экспериментальную группу, где использовался комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств.
Таблица 1
Характеристика выборки исследования
| Кол-во ч-к | % |
Гендерный состав |
Девушки | 11 | 53 |
Юноши | 10 | 47% |
Успешность учебной деятельности |
Средняя успеваемость | 5 | 23,5 |
Хорошая успеваемость | 10 | 47 |
Отличная успеваемость | 6 | 29,5 |
Исследование проводилось в 4 этапа:
этап – изучалось состояние исследуемой проблемы по данным научно-методической литературы. Подготавливалась материально-техническая база для проведения педагогического эксперимента.
этап – разработка комплекса упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры у учащихся 9-х классов.
Этап – проведение педагогического эксперимента. В экспериментальной группе у учащихся на уроках физической культуры использовался комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры у учащихся 9-х классов.
этап – обработка полученных результатов.
Контрольные испытания (тестирования) – проводились с помощью контрольных упражнений, или тестов. Контрольные испытания помогают: выявить уровень развития двигательных качеств, оценить степень технической и тактической подготовленности, сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп, выявить преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятия.
Для статистической обработки результатов, нами был использован критерий t Стьюдента направлен на оценку различий величин средних X и Y двух выборок Х и Y, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.
Существует несколько способов расчета данного критерия, например: t-критерий Стьюдента вычисляется по формуле [3 c. 25 – 30]:
t =
где х1 и х2 – соответственно среднее арифметическое в выборках, а m1 m2 – их ошибки.
После расчета t, его сравнивают с табличным критическим значением, при числе степеней свободы df = n1-n2 – 2. Если вычисленное значение равно или превышает критическое для t0,05, то принимается альтернативная гипотеза Н1 (р≤0,05), если меньше, то гипотеза Н0.
Расчет производился в полуавтоматическом варианте вычисления первичных статистик. Затем, также в полуавтоматическом варианте вычислялся t-критерий Studenta для независимых выборок – этот критерий предназначен для того, чтобы выяснить, насколько достоверно различаются показатели одной выборки испытуемых от другой.
Диагностические процедуры не требуют высоких подготовительных умений и навыков, достаточно просты в использовании, а также имеют высокую надежность и валидность. Все это и обусловило выбор данного диагностического инструментария.
В приложении 3 представлен протокол исследования оценке уровня скоростно-силовых качеств учащихся.
Баллы, полученные в результате диагностики по предложенным методикам, были занесены в сводные таблицы в математическую электронную программу «Excel».
Первоначально были вычислены первичные статистические данные:
М – среднее арифметическое вычисляемого признака;
S – Стандартное отклонение показателей;
m – Ошибка средней арифметической.
Таблица 1
Сравнение средних значений скоростно-силовых качеств учащихся в начале эксперимента
Показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | t-Stud |
М ± m | S | М ± m | S |
Метание набивного мяча из-за головы двумя руками из положения лежа | 3,62±0,11 | 0,52 | 3,71±0,15 | 0,76 | 0,44 |
Прыжок в длину с разбега | 3,30±0,04 | 0,16 | 3,33±0,03 | 0,15 | 0,68 |
Прыжки на скакалке за 30 с (кол-во раз) | 59,67±1,21 | 5,56 | 58,04±1,22 | 6,00 | 0,93 |
Подъем туловища из положения лежа за 30 с (кол-во раз) | 25,38±0,55 | 2,52 | 26,04±0,58 | 2,82 | 0,82 |
Примечание. М - среднее значение, m - ошибка средней арифметической, S - стандартное отклонение. *t-критерий Стьюдента (2,01) при α = 0,05 |
Представим полученные данные, в виде гистограммы.
Рис.1. Сравнение показателей скоростно-силовых качеств учащихся на начало эксперимента
Итак, показатели замеру «Метание набивного мяча из-за головы двумя руками из положения, лежа» в контрольной группе 3,62 балла, в экспериментальной группе 3,71 балла. При помощи t критерия Стьюдента было установлено, что различия статистически не достоверны (tэксп = 0,44, tкрит = 2,01, при p≤0,05).
Показатели замеру «Прыжок в длину с разбега» в контрольной группе 3,30 балла, в экспериментальной группе 3,33 балла. При помощи t критерия Стьюдента было установлено, что различия статистически не достоверны (tэксп = 0,68, tкрит = 2,01, при p≤0,05).
Показатели замеру «Прыжки на скакалке за 30 с (кол-во раз)» в контрольной группе 59,67 балла, в экспериментальной группе 58,04балла. При помощи t критерия Стьюдента было установлено, что различия статистически не достоверны (tэксп = 0,93, tкрит = 2,01, при p≤0,05).
Показатели замеру «Подъем туловища из положения лежа за 30 с (кол-во раз)» в контрольной группе 25,38 балла, в экспериментальной группе 26,04 балла. При помощи t критерия Стьюдента было установлено, что различия статистически не достоверны (tэксп = 0,82, tкрит = 2,01, при p≤0,05).
Таким образом, проведенное исследование на начало эксперимента, показало, что уровень развития скоростно-силовых качеств учащихся двух групп, находится на одном уровне, об этом свидетельствуют полученные данные, представленные на рисунке 1 и в таблице 1.
Далее, проанализируем, замеры скоростно-силовых качеств учащихся по окончанию эксперимента, таблица 2, рисунок 2.
Таблица 2
Сравнение средних значений скоростно-силовых качеств учащихся по окончанию эксперимента
Показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | t-Stud |
М ± m | S | М ± m | S |
Метание набивного мяча из-за головы двумя руками из положения лежа | 3,65±0,12 | 0,52 | 4,07±0,12 | 0,56 | 2,93* |
Прыжок в длину с разбега | 3,30±0,03 | 0,16 | 3,66±0,04 | 0,21 | 2,45* |
Прыжки на скакалке за 30 с (кол-во раз) | 59,95±1,19 | 5,32 | 63,17±0,82 | 3,93 | 2,07* |
Подъем туловища из положения лежа за 30 с (кол-во раз) | 25,40±0,51 | 2,28 | 28,57±0,49 | 2,37 | 4,21* |
Примечание. М - среднее значение, m - ошибка средней арифметической, S - стандартное отклонение. *t-критерий Стьюдента (2,01) при α = 0,05 |
Представим полученные данные, в виде гистограммы.
Рис.2. Сравнение показателей скоростно-силовых качеств учащихся по окончанию эксперимента
Итак, показатели замеру «Метание набивного мяча из-за головы двумя руками из положения, лежа» в контрольной группе 3,65 балла, в экспериментальной группе 4,07 балла. При помощи t критерия Стьюдента было установлено, что различия статистически достоверны (tэксп = 2,93, tкрит = 2,01, при p≤0,05).
Показатели замеру «Прыжок в длину с разбега» в контрольной группе 3,30 балла, в экспериментальной группе 3,66 балла. При помощи t критерия Стьюдента было установлено, что различия статистически достоверны (tэксп = 2,45, tкрит = 2,01, при p≤0,05).
Показатели замеру «Прыжки на скакалке за 30 с (кол-во раз)» в контрольной группе 59,95 балла, в экспериментальной группе 63,17балла. При помощи t критерия Стьюдента было установлено, что различия статистически достоверны (tэксп = 2,07, tкрит = 2,01, при p≤0,05).
Показатели замеру «Подъем туловища из положения лежа за 30 с (кол-во раз)» в контрольной группе 25,40 балла, в экспериментальной группе 28,57 балла. При помощи t критерия Стьюдента было установлено, что различия статистически достоверны (tэксп = 4,21, tкрит = 2,01, при p≤0,05).
Таким образом, проведенное исследование по окончанию эксперимента, показало, что уровень развития скоростно-силовых качеств учащихся экспериментальной группы, стали значительно выше, представленные на рисунке 2 и в таблице 2.
Вывод:
Проведённый анализ результатов педагогической деятельности позволяет сделать вывод об эффективности выбранного мною метода.
Уроки по круговой тренировке являются очень эффективными:
обеспечивают оптимальный уровень нагрузки, адекватный физическому состоянию учащегося, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности,
воспитывают устойчивый интерес учащихся к уроку физической культуры,
решают вопросы оздоровительной направленности,
помогают привить интерес к физическим упражнениям, желание не только увлеченно заниматься на уроках физкультуры, но и во внеурочное время, а также заниматься в секциях и вести здоровый образ жизни.
Заключение
Цель исследования, заключалась в научно-методическом обосновании форм и методов развития скоростно-силовых качеств у учащихся 9-10 классов.
Для достижения поставлено цели, была проанализирована и систематизирована специальная, психолого-педагогическая литература.
В данной работе мы рассмотрели:
особенности развития скоростно-силовых качеств у школьников; основные факторы, влияющие на их развитие;
описали средства и методы развития скоростно-силовых качеств школьников;
предложили метод круговой тренировки, для развития скоростно-силовых качеств у школьников младшего подросткового возраста на уроках физкультуры.
Данный метод, был выбран не случайно, а исходя их тех соображений, что большинство упражнений в комплексах «круговой тренировки» учащиеся могут выполнять, используя вес собственного тела. Поэтому использовать данный метод можно как в спортивном зале, так и при проведении уроков на открытом воздухе.
Применение метода «круговой тренировки» имеет следующие преимущества, а именно:
позволяет избежать монотонности урока, за счет быстрой смены физических упражнений и дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления;
включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест занятия;
создает условия для самостоятельной работы и позволяет учащимся регулярно проверять свои физические возможности;
наличие соревновательного элемента заставляет ребят концентрировать свои усилия и внимание на выполнении упражнений;
значительно повышается двигательная активность учащихся, поскольку урок отличается значительной моторной плотностью.
Результаты проведанного педагогического контроля, убедили нас в этом, поскольку по окончанию эксперимента, уровень развития скоростно-силовых качеств учащихся экспериментальной группы, стали значительно выше.
Следовательно, поставленная нами гипотеза, о том, что метод круговой тренировки, позволит существенно повысить уровень скоростно-силовых качеств у учащихся 9-х классов, чем традиционная методика физического воспитания, подтверждена.
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 1999.- 368с.
Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Омск., 1983. – 22 с.
Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей //Физическая культура в школе. – 2008. - № 3. – С.28-35.
Асильбекова С.А.,Примбетов Ш.П. Некоторые периоды развития силовых и скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста // Актуальные проблемы детско-юношеского спорта: Сб. науч. Трудов. - Алма-Ата, 1981. - С. 93-96.
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с. 10.
Берштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Фис, 1991.– 288 с.
Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. – М: Знание, 1986. – 342с.
Власова И.И. Воспитание физического и духовного здоровья школьников на уроках и во внеурочное время // Классный руководитель. – 2009. - № 2. – С.30-37.
Властовский В.Г. Теория и методика физического воспитания. – М.: академия, 2009. – 284 с.
Годик А.М., Бальсевич В.К.. Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. – 1994. –№5–6. – С. 24 – 32.
Грантынь К.Х., Шитикова Г.Ф. Требования к уроку физической культуры // Физическая культура в школе. – 2003. - № 11. – С.23-29.
Донской Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика: Уч-к для ин-ов физ. культ. – М.: ФиС, 1979. – 264 с. 223 с.
Дьяконов В.В. Развитие выносливости, быстроты и силы у школьников и их воспитание на уроках физической культуры в 5 классах: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1982. – 203 с.
Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. - М.: Вентана-Траф, 2000. – 104с.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / Под ред. В.И.Ляха. – М.: просвещение, 2005. – с.621с.
Кряж В. Н. Методы тестирования физической подготовленности учащихся // Вестник спортивной Беларуси. – 1994. – №1 –5. – С. 42-45.
Куц А. С. Таблицы для оценки физического развития быстроты движений у школьников 9-13 лет: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1983. – 25 с.
Лукьяненко В.П. Педагогика физического воспитания – М.: Академия, 2002. – 240 с.
Лупандина Н.А., Якубовская В.Г. Методика урока физической культуры в 5 - 11 класса. – М.: Учитель, 2004. – 283с.
Лях В. И. Силовые способности школьников // Физическая культура в школе. - 1997. - № 1. - С. 6 - 13.
Мануйлов С. И. Возрастные особенности проявления и развития быстроты движений у школьников 9-13 лет: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 1983. – 25 с. Матвеев А.П. Особенности развития двигательных качеств у школьников на уроках физической культуры // Физическая культура в школе, 1982.-№5.-С.26-28.
Мехоношин С. А. Исследование ударных упражнений в развитии скоростно-силовых качеств школьников 9-11 лет // Педагогические и физиолого-гигиенические основы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. – М, 1988. – С. 11-12.
Нагаева Т.А., Ильиных А.А., Закирова Л.М. Особенности состояния здоровья современных школьников // Физическое воспитание. – 2009. - № 2. – С.32-38.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.- 442с.
Обухова Н.Б., Обухов С.М. Развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции«Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон» (21-23 сентября2000г.) / Сургут: Изд-во Сур-ГУ, 2000. - С. 259 – 261.
Обухова Н.Б. Методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников9-10 лет//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2002. №3. – С. 38
Петрова О. И. Роль учителя в укреплении здоровья школьников // Директор школы. – 2009. - № 1. – С.30-34.
Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений./ Сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1998. -359с.
Программы общеобразовательных учреждений: Физическая культура. Начальные классы / Сост. А.П.Матвеев. – М.: Просвещение, 2005. – 30с.
Теория и методика физического воспитания / Под ред. Н.А.Лупандина. – М.: Академия, 2005. – 448с.
Тихвинский С.П. Роль физического воспитания в здоровье подростка. - Л.: Знание, 1988. – 137 с.
Физическая культура: подготовка к экзамену /Авт.-сост. В.А.Шиширин. – Саратов: Лицей, 2003. – 73с.
Хан А.Н. Педагогические основы построения школьного урока физической культуры. – Саратов: Лицей, 2004. – 274с.
Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников./Под ред. З.И.Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1987. – С.153-177.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Изд-во Академия, 2000. – 480с.