Мероприятие составила: учитель начальных классов
МБОУ Соленоозерная СШ №12
Степанюк Мария Николаевна
Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся четвертого класса
по теме: «Дружба – чудесное слово»
Цель:
Дать понятие дружбы.
Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятие “дружба”,
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
- приобретут навыки работы в сотрудничестве,
- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Ход внеклассного мероприятия
I. Организация класса. Эмоциональный настрой.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать. Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Может, вы определите её сами? А вот о чём пойдёт речь, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
1. В школьной сумке я сижу, Как ты учишься, скажу. (дневник ) | 2. Чёрный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом пройдёт - Там заметку кладёт.( карандаш) |
3. Стальной конёк по белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет. (ручка ) | 4. У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (подснежник ) |
5. На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой, Нам показывая страны, Реки, горы, океаны. ( глобус) | 6. Первая книжка Для всех ребятишек, Учит- мучит А научит радует. ( азбука) |
Итак, тема нашего классного часа “Дружба – чудесное слово”
- Какое прекрасное слово – “дружба”!
- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, простые крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.
Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.
- Как вы, ребята, понимаете что такое дружба “ДРУЖБА”(высказывания детей).
- Зачем она нужна людям?(высказывания детей).
В Толковом словаре приводится такое определение дружбы: Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос:
«А есть ли у меня друг?»
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда,
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.
- У всех у вас есть друг, друзья? А с какими словами ассоциируется слово друг? Так давайте разберемся, чем отличаются понятия“друг”, “товарищ”, «знакомый», «приятель».
-Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?
Работа в группе.
- Выполнение задания 1: «Вставь правильное слово»
Учитель: расположите слова по степени их возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)
Друг– человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ– человек, близкий кому-нибудь по взглядам, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.
Приятель- близкий и дружески расположенный знакомый. Приятельские отношения - временные узкие связи, нет взаимной заинтересованности в судьбе, личные симпатии.
Знакомый – человек, который с кем-нибудь состоит в знакомстве.
- А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить.
(читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете… приятель.
Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете… товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.
- Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки по смыслу. Но от обычного приятельства дружба отличается тем, что друзья имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости, и в горе. Приятелей много, а друг – один.
-Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас. Берегите друзей.
Работа в парах .
Выполнение задания 2: Собери пословицы:
Нет друга – ищи,… | а нашел – береги. |
Один за всех … | и все за одного. |
Человек без друзей,… | что дерево без корней. |
Дружба – как стекло: … | разобьешь – не сложишь. |
Один в поле…. | не воин. |
Старый друг лучше….. | новых двух |
Друг познается… | в беде. |
Крепкую дружбу и … | топором не разрубишь |
Выполнение задания 3: А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл:
Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).
Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).
Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба - словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).
- Тема дружбы отражена в произведениях многих писателей: А.Барто, Н.Носова, В.Осеевой, В.Драгунского, А.Гайдара, Л.Воронковой.
– Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
Проведём небольшую Литературную викторину « Мой друг».
1. Назовите друзей Винни-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Сова, Кролик).
2. Малыш и … (Карлсон).
3. Добрая Белоснежка и … (семь гномов).
4. Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка).
5. Доверчивый Буратино и (Пьеро, Мальвина, Артемон, Арлекин).
6. Кто сможет назвать друзей коротышек Незнайки? (Знайка, Цветик,Гунька, Тюбик, Гусля, Сиропчик, Пончик)
7. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили, не тужили. Назовите этих друзей музыкантов. (Осёл, кот, собака, петух «Бременские музыканты» братья Гримм)
8. Герои сказки Андерсена «Снежная королева» (Кай и Герда).
9. Повесть А.Гайдара о команде, которая помогает людям, особенно опекают семьи бойцов Красной Армии. Но они это делают втайне от взрослых. («Тимур и его команда»)
Решение проблемных ситуаций:
Друг не пришел в школу. Что ты будешь делать?
а) Не буду волноваться. Если что-то случилось, он позвонит.
б) Подожду до завтра. Если и завтра не придет – позвоню.
в) Пойду к нему и узнаю в чем дело.
Вы договорились поиграть, но другу нужно еще помочь маме, помыть посуду. Что ты сделаешь?
а) Буду играть, и ждать его.
б) Подожду его у него дома.
в) Помогу помыть посуду, и вместе пойдем гулять.
В школе у друга сломалась ручка. Как ты поступишь?
а) Дам свою.
б) Не буду огорчаться: попросит у кого нибудь.
в) На перемене помогу найти запасную ручку.
- Чтобы вы не ссорились с вашими друзьями, надо соблюдать законы дружбы. Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно помнить о них. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
Сбор « Законы Дружбы ».
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их.
6. Не предавайте, не обманывайте.
7. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.
8. Старый друг лучше новых двух.
9. Останови друга, если он делает что – то плохое.
10. Не нарушайте своих обещаний.
- А теперь давайте закрепим эти правила: поиграем.
Игра "Да-да-да, нет-нет-нет".
-Будем крепко мы дружить?
-Да-да-да.
-Нашей дружбой дорожить?
-Да-да-да.
-Мы научимся играть?
-Да-да-да.
-Друг другу будем помогать?
-Да-да-да.
-Друга нужно разозлить?
-Нет-нет-нет.
-А улыбку подарить?
-Да-да-да.
-Друга стоит обижать?
-Нет-нет-нет.
-Чай с друзьями будем пить?
-Да-да-да.
-Будем крепко мы дружить?
ДА-Да-ДА.
- Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз вам слова эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То желанье любое исполнится.
(Читают стихи ученики.)
Подведение итога. (Звучит фонограмма песни "Если с другом вышел в путь")
- Вот и подходит к концу наш путь длиною всего то 45 минут. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем пути встречаются только такие друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, взаимоуважением, бескорыстием.
А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки - это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудную минуту. Песня « Если с другом вышел в путь» исполняют хором
Рефлексия.
Учитель: Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.
СПАСИБО
(Памятка) Правила Друзей.
Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь..
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
Умей принять помощь, советы и замечания других ребята.