МОУ «Киришский лицей»
Внеклассное мероприятие по математике
Учитель: Толмачева Е. В.
Класс: 5
г. Кириши
КВМ – клуб веселых математиков для учащихся 5 классов.
Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания,
Надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс.
Данный материал позволит привлечь к математике не только учеников, любящих математику и умеющих мыслить, но также ребят желающих попробовать себя в небольших сценках, тем самым, помогая в проведении КВМ.
Цели проведения игры КВМ:
1. Развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики.
2. Пробудить математическую любознательность и инициативу; развивать устойчивый интерес к математике.
3. Воспитывать культуру математического мышления.
В КВМ принимают участие:
1. Двое ведущих (учащиеся старшего класса),
2. Ученик, который играет в исторической сценке,
3. Две команды У(игрек) (5А класс) и Х(икс) (5Б класс). Каждая команда готовит эмблемы.
Действие происходит в актовом зале на сцене. Команды сидят по обе стороны у сцены.
Оформление: математические газеты (накануне выпущенные учащимися), плакаты.
1 ведущий
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведём сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почёт,
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.
2 ведущий
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
1 ведущий
Какая лодка в море смеха,
Ложась порою в сильный крен,
Проводит свой маршрут с успехом наш КВМ.
Кто там медлителен и скучен,
Как лед сползающих морей,
Поближе сядьте к сцене лучше,
Сейчас начнется КВМ.
2 ведущий
Две команды есть у нас (Команды выходят)
А вы, болельщики, сейчас,
Кто болеет за букву Х те справа сидят,
В зале мест, конечно, много, болельщики за букву У слева помогут.
1 ведущий
Чтоб в КВМ не нарушать порядок – приветствия ваши мы выслушать рады.
На конкурс приветствия приглашается команда Х. Выход команд оценивается по 5-ти бальной системе, учитывается эмблема, внешний вид, приветствие.
Ученики (хором)
Сегодня будет КВМ,
Сегодня будет жарко.
Команда Х сейчас стоит,
Покрытая румянцем.
Пришли команды,
Стоят по флангам,
Мыслишки свои теребя.
Потому что в наших командах.
Здесь не должно быть унылых и мрачных,
Юмор и смех – это наши друзья.
2 ученик.
Жюри КВМ мы готовы заверить,
Что в их объективность всегда будем верить.
3 ученик.
Болельщиков наших попросим
Активней поддерживать нас.
Уверен, вы тоже хотите,
Чтоб мы победили сейчас.
4 ученик.
Соперников наших приветствовать рады
И им по секрету спешим сказать:
«Не надо, ребята, на КВМах
За пазухой камень держать!»
(Капитан вынимает из-за пазухи камни и отдает другой команде)
5 ученик.
Ну что же, ребята, команда готова,
Пора поединок теперь начинать.
Пусть каждый готовит смекалку и юмор
И курс на победу держать!
6 ученик.
И стар, и мал играют в КВМ,
Ему все возрасты покорны.
Седой профессор, выпускник, студент
В борьбе за первенство упорны.
7 ученик.
Мы вас приветствуем, друзья,
И шлем вам пожеланье:
Побольше думать в этот раз
И приложить все знанья!
Все хором.
Жюри КВМ мы попросим быть добрым,
Улыбки дарить как букеты цветов.
И нашей команде сегодня попросим
Давать, по возможности, больше очков.
1 ведущий
Приглашается команда У.
Ученики (хором)
Здесь вам не у сцены,
Здесь климат иной.
Идут команды одна за одной.
И здесь за остротами
Льется шуток град.
(Мы можем свернуть,
КВМ обогнуть,
Но мы выбираем этот путь,
Опасный тем, что
Можем мы проиграть.)
Идем мы к победе, ни шагу назад,
И пусть от волненья колени дрожат,
И пусть уже насквозь промокла одежда на нас,
(Надеемся только на юмор свой,
На сердце друга, ответ лихой.
И молимся, чтобы
Только не проиграть.)
1 ученик.
Сюда пришли мы с радостью
И с шутками прекрасными,
С веселым настроением,
Со страстями души.
2 ученик.
От всей души хотели бы
Соперников приветствовать
И очень бы желали им
Букет преподнести.
3 ученик.
Сейчас зима, кругом лежат сугробы,
Поэтому нас просим извинить,
Что вам букет колючее обычных.
Хотим его вручить.
(вручают горшочек с кактусом другой команде)
4 ученик.
Но что же мы наделали?
Жюри мы не поздравили!
Уже неблагосклонно
Глядит оно на нас.
Все хором.
Ошибку исправляем,
Сердечно поздравляем,
От всей души желаем
Нас честно рассудить.
1 ученик.
А вы, болельщики, родные,
Поддержите ли до конца вы нас?
Хор из зала. Да!!!
1 ученик.
Не освистаете ли нас на этой сцене?
И не отправите ль на гильтиону нас?
Хор из зала. Нет!!!
2 ученик.
Поэтому хотим мы вас заверить,
Что за победу будем драться лучше львов.
При этом мы достоинство не потеряем
И никогда до драки не дойдем.
Все хором.
И разрешите нам закончить тем,
Что вас приветствует команда У!
2 ведущий.
Чтоб в КВМ все прошло без заминки – его мы начнем, ну конечно, с разминки.
(каждая команда получает задания на карточках)
Команда У
1. Сумма трех чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Найдите эти числа. (1, 2, 3.)
2. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)
3. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? ( 5)
Команда Х
1. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
2. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)
3. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см.)
На выполнение командам отводится 2–3 мин.
Пока команды готовятся, жюри подводит итоги приветствия.
Ответы команд.
Жюри подводит итоги.
1 ведущий.
Третий тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку всем награды.
Шла старуха в Москву и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?
Что легче: пуд ваты или пуд железа?
В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? ( 4)
7 + 5. Как правильно записать : ( одиннадцать) или ( одинадцать) .
1 ведущий.
Третий тур мы продолжаем
И сейчас мы все узнаем,
Кто же лучше вычисляет!
Мне - задачки прочитать,
Вам же думать и считать!
Задача 1.
На озере росли лилии, Каждый день их число удваивалось, и на двадцатый день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?
( На 19-й)
Задача 2.
В мешке три пуда муки. Сколько нужно заплатить за муку, если 1 кг муки стоит 7 р.?
1 пуд = 16 кг
( 336 р.)
Жюри подводит итоги.
2 ведущий.
Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным!
Наш конструктор числовой поработай головой.
Приложение №1
Наш конструктор числовой поработай головой.
1.Число 100 изобразить 1. Число 100 изобразить пятью
шестью девятками пятерками
(99 + 99 / 9 =100) (5*5*5-5*5=100)
2. Сколько треугольников в 2. Сколько треугольников в
квадрате? 44
квадрате? 44
3. Найдите закономерность. 3.Найдите закономерность.
Что здесь лишнее? Что здесь лишнее?
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13,14, 15, 17 64, 32, 16, 12, 8, 4, 2
(14) (12)
(Каждому капитану выдаются карточки). Пока работают капитаны:
1 ведущий.
Сейчас для болельщиков конкурс у нас,
Они покажут смекалку и класс,
Команды свои пусть поддержат хоть баллом,
Ведь им от команд отставать не пристало.
1 ведущий задает вопросы командам. За правильный ответ – один балл.
Спасаясь от таксы Дуськи, 40 бабушек забрались на ветвистое дерево. У дерева – 18 веток, на каждой ветке сидит по 2 бабушки. Сколько бабушек качается на самой верхушке? (4)
40 бабушек вошли в автобус. 3/4 всех бабушек купили билеты, а остальные закричали, что у них проездной. На самом деле проездной был только у 7 бабушек. Сколько бабушек проехали «зайцами»? (3)
В доме – 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек? (4)
Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он орал 5 мин, когда его укусила оса, он орал на 3 мин больше, но когда собственная мать набросилась на него и начала мыть с мылом, Кузя орал в два раза дольше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 11 мин. Сколько минут орал уже вымытый Кузя? (5)
У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала и между братьями наступило равенство? (5)
Коля мечтает о шоколадке, длина которой 2 метра, а ширина 1 метр. Толя мечтает о шоколадке такой же длины, но втрое большей площади. На сколько метров ширина шоколадки, о которой мечтает Толя, длиннее ее собственной длины? (1)
Капитаны отдают свои задания ведущему, который говорит сколько балов получил каждый капитан. Жюри подводит итоги обоих конкурсов.
1 ведущий.
Как хороша игра у нас, задачки порешаем мы сейчас «Заморочки из бочки»
(Всего 10 заморочек, среди них «счастливая» –5, за нее 2 балла, не отвечая на вопрос. Верный ответ – 1 балл. По очереди из каждой команды берут задания из бочонка.)
Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
Пять лет назад брату и сестре вместе было 8 лет. Сколько лет им будет вместе через 5 лет? (18)
У мышиной норки выстроилась очередь. Тяпа ближе к норке, чем Ляпа, но дальше, чем кот Васька. Васька с Буськой не заняли очередь рядом, а Муська не стоит рядом ни с Васькой, ни с Тяпой, ни с Ляпой. Кто за кем стоит? (Васька, Тяпа, Ляпа, Буська, Муська)
Сегодня у Ани с Ваней день рожденье. Ваня стал вдвое старше Ани, а в прошлом году Ваня был на 5 лет старше Ани. Сколько лет каждому? (10 и 5)
Счастливая
Коля и Толя разделили яблоко пополам и увидели, что вместе с ими это яблоко собираются есть еще два червяка. Толя отделил от своего яблока половину и уступил ее червяку. То же самое сделал Коля. Какую часть яблока получил каждый червяк? (1/4)
Первое – предлог, второе – летний дом. А целое порой решается с трудом. (задача)
У каких двух натуральных чисел частное равно их разности? (4 и 2)
Жили – были три натуральных числа: делимое, делитель и частное. Пришел пятиклассник Петя, перемножил эти числа и получил 36. Чему равно делимое? (6)
Одно уравнение увидело в зеркале свое отражение: 81=88-х. Чему равен корень уравнения, посмотревшегося в зеркало, и чему равен корень его отражения? (7 и 106 : х-88=18)
Жюри подводит итоги.
2 ведущий.
Помни всегда, что без труда
В учебе побед не добиться.
Раздает карточки с буквами, и команда должна показать слово, которое у нее окажется после слов ведущего.
У нас всего, всего,
У нас всего по три,
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
Крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
Жюри подводит итоги
1 ведущий.
Мы очень рады снова видеть вас.
Мы будем петь и веселиться,
Смешить других, шутить, острить.
Последний наш конкурс – домашнее задание.
Частушки. (Х)
1. Мы частушки вам споем
Про нашу математику,
Про задачи, теоремы
И про сложные примеры.
2. Я с Виталиком дружу,
В гости я к нему хожу,
Он задачи мне решает,
А я рядышком сижу.
3. Начинается урок, математика идет,
Стоит Слава у доски,
Мучает свои мозги,
Дорешал большой пример,
Повернулся и запел.
4. Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач,
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет,
Но нашел я способ верный
Сразу посмотреть в ответ.
5. В наше время, чтобы строить
И машиной управлять,
Прежде нужно только в школе
Математику познать.
6. На войне ли современной,
В годы ль мирного труда,
При расчетах непременно
Математика нужна.
7. Математика – наука,
Без тебя нам жизни нет.
Так сказали все ребята
В нашем классе наконец.
2. Сценка про математику.(У)
Стоит Олег задумавшись.
Лена (входя): Олег, о чем ты задумался?
Олег: Знаешь, о чем я задумался? Средние арифметическое – гениальное изобретение математики. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим по полам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.
Лена: Но ты даже не спросил, устраивает это меня?
Олег: Подожди, это не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на пятнадцать минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!
Лена: Ты же гений! (в сторону). Ну я тебя проучу. (Олегу).
Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Олег: Да.
Лена: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (уходит)
Олег: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Роман Борисович, не будет меня ругать. (делает несколько гимнастических упражнений)
Лена: (входит с пакетом) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!
Олег: (с нетерпением) Давай быстрее, покажем их. (раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький). Что это?
Лена: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер. Да здравствует среднее арифметическое!
(Олег с ужасом хватается за голову и убегает)
Жюри подводит итоги.
2 ведущий.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
1 ведущий.
Вот закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Слово жюри.
1 ведущий.
Везде математика: в шуме моторов,
В вращении размеренном мощных турбин,
Она в показаньях точных приборов,
В расчетах и планах, в работе машин,
Корабль с ней в море дорогу находит,
С ней штурман по трассе ведет самолет,
Строитель плотину для ГЭС возводит
И спутники свой совершают полет.
Учитель говорит заключительные слова и заканчивает словами Анатоля Франса, которые сделаны эпиграфом к игре.