ГКУ ЗО "Долинская средняя общеобразовательная школа №20
Мелитопольского района"
Сценарий мероприятия
"Спор наук"
(Грамматика и Орфография)
Подготовила: Шикита Ю.А., учитель
русского языка и литературы
Цели мероприятия:
В игровой форме привить учащимся интерес к изучению русского языка, сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком.
Задачи:
повторить пройденный материал по различным разделам лингвистики;
использовать творческий потенциал учащихся;
формировать умение работать в группе;
воспитывать любознательность, любовь к родному языку.
Ход занятия
Там на неведомых дорожках в стране русского языка встретились две науки о языке Грамматика и Орфография и завели спор.
Есть такое Королевство-
Нам оно знакомо с детства.
В Королевстве том живёт
Многочисленный народ.
А народ тот необычный –
Из кирпичиков различных
Каждый житель сложен там.
Отгадать сумеешь сам,
Что за жители? Какие
В них кирпичики такие?
Тех кирпичиков, смотри.
В Королевстве 33.
Догадаться просто тут,
Что их буквами зовут.
Им скомандуют: «Раз, два!»-
Буквы строятся в слова.
Слов различных очень много!
Есть похожие немного,
Есть короче, есть длиннее,
Проще есть, а есть умнее.
Могут в группы собираться –
В предложения слагаться.
Будут друг за другом течь –
Так из них родится речь.
Королевою на троне
В красной мантии, в короне
Орфография сидит
И придирчиво следит,
Чтоб законы соблюдались,
Никогда не нарушались.
Орфография.
Как хорошо быть грамотным от Бога,
Слова лишь только правильно писать.
Безграмотность — печальна и убога.
Противно ведь ошибки замечать.
Желаю знать язык тебе отлично,
Старайся лексикон свой пополнять.
Ошибки делать просто неприлично,
Отчётливо ты должен понимать.
Ведущий. Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Это наука строгая, беспорядка или путаницы не терпит.
Грамматика.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни – у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!
Грамматику нужно учить и знать всем ребятам!
Поссоришься с Грамматикой - не будешь знать и математики.
Орфография.
Нет, орфография важнее, она царица языка!
Знанье свет, а не ученье – тьма!
Эта истина права.
Приглашаем всех ребят
С нами вместе поиграть!
Грамматика.
Вместе с юмором и шуткой,
Знаньям уделим минутку
И проверим, кто из вас
Больше знает в этот час.
Ведущий.
Не нужно ссориться, сейчас ученики нашей школы, знатные грамотеи, помогут во всем разобраться.
Грамматика.
Отлично, а мы подберем им для этого задания.
Орфография.
Моё задание будет первым. Перед вами группа слов. В них пропущена безударная гласная От каждой команды требуется по одному игроку. За каждое угаданное слово вы получите по красной фишке. Мы их повесим на веточку рябинки.
Грамматика.
А за угаданные задания по грамматике вы будете получать синие фишки. Мы их повесим на веточку смородинки. Чья веточка окажется более богатая на ягодки – та наука и победила!
Орфография.
Выбирайте делегата для первого задания.
Г…лоса | С…мья |
П…ляна | Р…ка |
В…лна | В…сна |
…кно | З…лёный |
С…лить | Зв…зда |
Грамматика.
Теперь моё задание. Но представят нам его известные всем герои мультфильма. Это Вупсень и Пупсень.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора
Если в кинахкенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут пальта выдавать.
Грамматика.
Ребята, помогите исправить ошибки в речи этих невежд. Назовите как можно больше слов, которые не изменяются. За каждое слово вы получите фишку.
Орфография.
Мое следующее задание представит Дед Всевед.
Дед Всевед.
Добрый день всем участникам веселой и познавательной игры! Попробуйте свои силы в следующей игре.
Изменив в слове только одну букву, нужно получить как можно больше новых слов.
1 команда. Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас и т.д).
2 команда. Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог, ром и т.д).
Дети получают фишки за слова.
Грамматика.
Следующее задание.
Конкурс“Знаешь ли ты…?”
Вопросы я буду задавать по очереди каждой команде.
Угадайте слово по шутливой характеристике:
1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)
2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)
3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)
4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)
5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)
6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)
Орфография.
Для команд новое задание.Помогите восстановить загадочную надпись.
Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись: …о…о …о…а…о…а…ь! (Добро пожаловать)
Грамматика.
Моё следующее задание будет непростым. Тут нужно подумать и посоветоваться. Слово сообразительным.
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна).
Орфография.
У нас с тобой так здорово все получается. Давай последний конкурс проведем вместе.
Грамматика.
Я согласна. К тому же я поняла, что нам нечего делить ребята уважают нас обеих.
А конкурс называется «Заморочки из бочки».
Ребята, от каждой команды мы будем выбирать представителя. Ему нужно вытащить вопрос и ответить на него.
В каком слове сорок “а”? (Сорока)
В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, сток)
Что надо делать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Кость - гость)
Как можно превратить слово семя в слово семья?
В названии какого дня надели есть удвоенная согласная?
В каком глаголе “нет” слышится 100 раз?
Орфография.
Ребята отлично справились с заданиями. На наших веточках рябинки и смородинки полным-полно ягод.
Ведущая. Да и вы, как я погляжу, уже держитесь за руки и улыбаетесь друг дружке. А это значит, что ВЫ обе очень важны.
Ученик 1.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Ученик 2.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житье!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рождения не поздравишь.
Ученик 3.
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Ученик 4.
И, соревнуясь, все же с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!