Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Курорта муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании МО нач. кл. протокол № ___ от «____» _________20 г. руководитель ШМО ____________ Садыкова Л.М. | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР МОБУ ООШ с. Курорт ____________ Беляев Ю.Н. «____» __________20 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОБУ ООШ с. Курорта Цыбин К.А.. ___________________ Приказ№ «____» ____________20 г. |
Программа курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«В мире цифр»
Срок реализации:
Возрастная категория обучающихся: 9-10 лет
Автор – составитель: Садыкова Л.М.
2019
1.Результаты освоения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате реализации программы будут достигнуты следующие результаты:
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
-Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
-Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
-Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
-Анализировать правила игры.
-Действовать в соответствии с заданными правилами.
-Включаться в групповую работу.
-Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
-Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
-Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
-Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
-Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
-Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
-Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
-Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
-Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
-Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
-Воспроизводить способ решения задачи.
-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
-Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
-Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
-Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
-Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
-Конструировать несложные задачи.
-Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
-Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
-Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
-Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
-Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
-Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
-Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
-Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
-Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
-Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
-Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «В мире цифр» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2.Содержание учебного курса
№ | Наименование раздела | Содержание |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. |
2 | Мир занимательных задач. | Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. |
3 | Геометрическая мозаика. | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 13 |
2 | Мир занимательных задач. | 11 |
3 | Геометрическая мозаика. | 10 |
Всего | | 34 |
4.Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы на 2019/2020 учебный год
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
1.Числа. Арифметические действия. Величины.( 13часов) |
1-2 | Числа от 1 до 1000. | 2 | | |
3 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. | 1 | | |
4 | Числа-великаны (миллион и др.). | 1 | | |
5-6 | Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. | 2 | | |
7 | Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). | 1 | | |
8 | Занимательные задания с римскими цифрами. | 1 | | |
9 | Время. | 1 | | |
10 | Единицы времени. | 1 | | |
11 | Масса. | 1 | | |
12 | Единицы массы. | 1 | | |
13 | Литр. | 1 | | |
2.Мир занимательных задач. (11часов) |
14 | Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. | 1 | | |
15-16 | Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | 2 | | |
17-18 | Обоснование выполняемых и выполненных действий. | 2 | | |
19-20 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 2 | | |
21-22 | Воспроизведение способа решения задачи. | 2 | | |
23-24 | Выбор наиболее эффективных способов решения. | 2 | | |
3. Геометрическая мозаика.(10часов) |
25-27 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. | 3 | | |
28-29 | Моделирование из проволоки. | 2 | | |
30-34 | Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | 5 | | |