Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
Срок реализации – 1 год
Разработала учитель начальных классов
Лбова Л.А.
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы». И.С. Хомякова, В.И. Петрова «Этика: азбука добра»
Факультатив «Этика: азбука добра» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Основные задачи программы:
1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;
2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;
3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и
вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Общая характеристика факультатива
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.
Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место факультатива «Этика: азбука добра» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Ценностные ориентиры содержания учебного занятия «Этика: азбука добра»
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность ( потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Планируемые результаты освоения программы.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Обучающийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»,»Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
1. Обучающийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Обучающийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Обучающийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Обучающийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся выучит:
- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,
- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- слова вежливости,
- основные правила общения, правила работы в группе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
-работать в паре и в группе,
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе
-ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
Содержание факультатива
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
-Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор,драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Календарно - тематическое планирование факультатива «Этика: азбука добра»
3 класс
№ | дата | Тема занятия | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
| Теоретические занятия | Практические занятия |
| | Школьный этикет |
1 | | Правила поведения в школе. | Беседа | Урок знакомств | Дать представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. |
2 | | Дисциплина в школе и классе.. | Познавательная беседа. | Игра |
3 | | Мы пришли в библиотеку | Познавательная беседа. | Игра |
4 | | В библиотеке: люби книгу. | Ответы на вопросы. | Игра |
5 | | В библиотеке: люби книгу. | Познавательная беседа. | Сценки-миниатюры |
6 | | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | Познавательная беседа. | Викторина |
7 | | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | Беседа | Игра |
8 | | Сбор информации и выпуск газеты о школьной жизни | Ответы на вопросы. | Практикум |
| | Правила общения |
9 | | Сопереживание, помощь друзьям. | Беседа | Игра | Получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком |
10 | | Чтение произведение А.Гайдара «Тимур и его команда» | Урок-обсуждение | Игра |
11 | | Чтение произведение А.Гайдара «Тимур и его команда» | Беседа | Ролевая игра |
12 | | Чтение произведение А.Гайдара «Тимур и его команда» | Беседа | Ролевая игра |
13 | | Дал слово — держи его. | Ответы на вопросы | Ролевая игра |
14 | | Диалоги со сверстниками. | Ответы на вопросы | Ролевая игра |
15 | | Диалоги со сверстниками. | Ответы на вопросы | Ролевая игра |
16 | | Без друга в жизни туго. | Ответы на вопросы | Песенный конкурс |
17 | | Дружба – чудесное слово. | Ответы на вопросы | Просмотр мультфильма |
18 | | Сбор информации для книжки-малышки «Добрые дела» | Ответы на вопросы | Практикум |
19 | | Работа над книжкой-малышкой | Ответы на вопросы | Практикум |
| | О трудолюбии |
20 | | Учусь всё делать сам. | Ответы на вопросы | Просмотр мультфильма | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. |
21 | | Взаимопомощь дома и в школе. | Беседа | Викторина |
22 | | Взаимопомощь дома и в школе. | Ответы на вопросы | Игра. Путешествие по станциям. |
23 | | Беречь результаты труда. | Ответы на вопросы | Игра. |
24 | | Пословице о труде и трудолюбии | Ответы на вопросы | Мини зарисовки | |
| | Культура внешнего вида |
25 | | Правила личной гигиены. | Ответы на вопросы | Мини зарисовки | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. |
26 | | Правила личной гигиены. | Беседа | Ролевая игра. |
27 | | Бережное отношение к своей одежде. | Ответы на вопросы | Ролевая игра |
28 | | Свод правил о культуре внешнего вида для школьников в рисунках | Ответы на вопросы | Практикум Мини зарисовки |
29 | | Свод правил о культуре внешнего вида для школьников в рисунках | Беседа | Мини зарисовки Практикум |
| | Внешкольный этикет |
30 | | Правила поведения в общественных местах. | Беседа | Ролевая игра | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
31 | | Правила поведения в общественных местах. | Беседа | Ролевая игра |
32 | | Бережное отношение к природе. | Ответы на вопросы | Экскурсия в парк |
33 | | Составление правил о бережном отношении к природе | Ответы на вопросы | Практикум |
34 | | Итоговое занятие | | | |
4 класс
№ | дата | Тема занятия | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
| Теоретические занятия | Практические занятия |
| | Школьный этикет |
1 | | Взаимопомощь: учёба и труд. | Беседа | Урок знакомств | Дать представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. |
2 | | Взаимопомощь: учёба и труд. | Познавательная беседа. | Игра |
3 | | Составление рассказа или сказки о взаимопомощи | Ответы на вопросы. | Практикум |
4 | | Чтение художественной литературы с примерами взаимопомощи. | Беседа. | Игра |
5 | | Подбор пословиц и поговорок о взаимопомощи. | Познавательная беседа. | Практикум |
6 | | Что такое бережливость? | Познавательная беседа. | Викторина |
7 | | Школьное имущество надо беречь. | Беседа | Практикум |
8 | | Как сохранить школьное имущество? | Ответы на вопросы. | Игра |
| | Правила общения |
9 | | Время надо беречь. | Беседа | Игра | Получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком |
10 | | Сказка «Потерянное время» | Урок-обсуждение | Просмотр сказки |
11 | | Сказка «Потерянное время» | Беседа | Просмотр сказки |
12 | | Слово лечит, слово ранит. | Беседа | Ролевая игра |
13 | | Чтение художественной литературы на тему «Слово лечит, слово ранит» | Ответы на вопросы | Ролевая игра |
14 | | Чтение художественной литературы на тему «Слово лечит, слово ранит» | Ответы на вопросы | Ролевая игра |
15 | | Что такое справедливость? | Ответы на вопросы | Ролевая игра |
16 | | Я и мои друзья. | Ответы на вопросы | Песенный конкурс |
17 | | Трудно ли быть справедливым? | Ответы на вопросы | Практикум |
18 | | Что такое коллективизм? | Ответы на вопросы | Практикум |
19 | | Коллективная работа (Сказочное панно) | Ответы на вопросы | Практикум |
| | О трудолюбии |
20 | | Труд кормит, а лень портит. | Ответы на вопросы | Просмотр мультфильма | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. |
21 | | Сбор информации «Пословицы о труде» | Ответы на вопросы | Викторина |
22 | | Как организовать свой труд. (режим) | Ответы на вопросы | Игра. Путешествие по станциям. |
23 | | Как организовать свой труд. | Ответы на вопросы | работа в школьной библиотеке |
24 | | Выпуск плаката «Правильная организация своего труда» | Ответы на вопросы | Мини зарисовки | |
| | Культура внешнего вида |
25 | | Уход за своими вещами. | Ответы на вопросы | Мини зарисовки | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. |
26 | | Портфель и его содержимое | Беседа | Ролевая игра. |
27 | | Бережное отношение к своим вещам в школе и дома. | Ответы на вопросы | Ролевая игра |
28 | | Одежда будничная и праздничная. | Ответы на вопросы | Практикум Мини зарисовки |
29 | | Оденем своих кукол в будничную и праздничную одежду | Беседа | Мини зарисовки Практикум |
| | Внешкольный этикет |
30 | | Разговор по телефону | Беседа | Ролевая игра | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
31 | | Поведение в гостях. | Беседа | Ролевая игра |
32 | | Я пишу письмо. | Ответы на вопросы | Практикум |
33 | | Поведение на природе. | Ответы на вопросы | Экскурсия в парк |
34 | | Итоговое занятие | | | |
Литература
1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
2. Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011
3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010
5. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009..
6.Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.
9