СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Учитель истории и обществознания МБОУ «Чувашскомайнская ООШ» Алексеевского района РТ Матвеев И.Н.   2019 г.

Учитель истории и обществознания МБОУ «Чувашскомайнская ООШ» Алексеевского района РТ Матвеев И.Н.

2019 г.

 Задачи: 1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой, 2) учить реферировать и рецензировать, 3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией, 4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках, 5) формировать потребность в самообразовании, 6) повысить уровень социализации школьника, 7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Задачи:

1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Методы и формы внеурочной работы по истории Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Методы и формы внеурочной работы по истории

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

 Основные формы внеурочной работы  по истории: Исторические вечера Лекции и беседы Исторические экскурсии Викторины и конкурсы Олимпиады Конференции Неделя истории Просмотр фильмов и пьес Исторический кружок Исторические общества и клубы Походы и экспедиции Выпуск исторических газет и журналов Лектории Факультативы Чтение исторической литературы Посещение архива Работа в музее Написание рефератов и докладов Выполнение творческих заданий.

Основные формы внеурочной работы по истории:

  • Исторические вечера
  • Лекции и беседы
  • Исторические экскурсии
  • Викторины и конкурсы
  • Олимпиады
  • Конференции
  • Неделя истории
  • Просмотр фильмов и пьес
  • Исторический кружок
  • Исторические общества и клубы
  • Походы и экспедиции
  • Выпуск исторических газет и журналов
  • Лектории
  • Факультативы
  • Чтение исторической литературы
  • Посещение архива
  • Работа в музее
  • Написание рефератов и докладов
  • Выполнение творческих заданий.
      Использование компьютеров и  телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет: • активизировать познавательную деятельность учащихся, • совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, • повышать уровень работы с информационными ресурсами, • развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, • развивать творческие и коммуникативные способности школьников. • оказывает помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ.

Использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:

• активизировать познавательную деятельность учащихся,

• совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,

• повышать уровень работы с информационными ресурсами,

• развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,

• развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

• оказывает помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ.

Компьютерные телекоммуникации обеспечивают возможность:

• доступа к различным источникам информации через Internet и работы с этой информацией;

• профессионального консультирования по любому интересующему вопросу через телеконференции;

• реализации методов дистанционного творчества, коллективные образовательные проекты, деловые игры, практикумы, виртуальные экскурсии др.

• сетевого общения с участниками дистанционных проектов;

• участие в различных форумах по обсуждению проблем истории в Интернете

Виды работ учащихся с применением ИТ

• Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.

• Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.

• Поиск нужной информации в Internet.

• Подготовка коллективных проектов, их презентаций.

• Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц, сайтов, блогов.

• Общение по компьютерным сетям.

• Внеклассные и внеурочные мероприятия с применением мультимедиа.

• Выпуск школьных и классных газет в электронном и печатном варианте.

• Участие в научно-практических конференциях учащихся с демонстрацией выступлений в форме презентаций.

• Участие в олимпиадах, конкурсах.

МБОУ «Чувашскомайнская ООШ»  Алексеесвского района Республики Татарстан

МБОУ «Чувашскомайнская ООШ» Алексеесвского района Республики Татарстан

«Без прошлого нет будущего»     « История моей семьи- страница многовековой истории Отечества» Номинация «Ратный подвиг дедов и отцов»

«Без прошлого нет будущего» « История моей семьи- страница многовековой истории Отечества»

Номинация «Ратный подвиг дедов и отцов»

          Презентация исследовательская работы   « Маша Кошкина - отважный снайпер Ленинградского фронта в годы Великой Отечественной войны»      Работа выполнена на базе семейного архива, школьных музейных материалов.   Работу выполнили: ученики 8  класса Чувашскомайнской ООШ  Алексеевского района РТ  Горбунов Сергей,  Горбунов Даниил

Презентация исследовательская работы « Маша Кошкина - отважный снайпер Ленинградского фронта в годы Великой Отечественной войны» Работа выполнена на базе семейного архива, школьных музейных материалов. Работу выполнили: ученики 8 класса Чувашскомайнской ООШ Алексеевского района РТ Горбунов Сергей, Горбунов Даниил

Используемая литература С.Бардин , рассказ; «Штатские надели шинели» В.Дементьев , рассказ; «Молодежь на защите Ленинграда» Н.Кострова, рассказ; «Девушка с винтовкой» Антип Николаев, документальная повесть «Маша Кошкина - снайпер» Лениниздат,1944г , Рассказы и очерки о женщинах Ленинграда в дни блокады; «Женщины города Ленина» Санкт –Петербург, 2005 «В память о Великой Победе»

Используемая литература

  • С.Бардин , рассказ; «Штатские надели шинели»
  • В.Дементьев , рассказ; «Молодежь на защите Ленинграда»
  • Н.Кострова, рассказ; «Девушка с винтовкой»
  • Антип Николаев, документальная повесть «Маша Кошкина - снайпер»
  • Лениниздат,1944г , Рассказы и очерки о женщинах Ленинграда в дни блокады; «Женщины города Ленина»
  • Санкт –Петербург, 2005 «В память о Великой Победе»
Цель работы :  - Изучить родословную, историю семьи и родственников, и их жизнь в годы Великой отечественной войны  - Расширить кругозор и научиться самостоятельно работать с научно-популярной и справочной литературой

Цель работы :

- Изучить родословную, историю семьи и родственников, и их жизнь в годы Великой отечественной войны

- Расширить кругозор и научиться самостоятельно работать с научно-популярной и справочной литературой

Содержание Вечная слава – городу герою Ленинграду Узелки памяти Заветные мечты Мария Кошкина –«Девушка с винтовкой» Мирная жизнь

Содержание

  • Вечная слава – городу герою Ленинграду
  • Узелки памяти
  • Заветные мечты
  • Мария Кошкина –«Девушка с винтовкой»
  • Мирная жизнь
 « …Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!... Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя, за вас… Пусть эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами !»  (Ю. Фучик)

« …Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!... Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя, за вас… Пусть эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами !»

(Ю. Фучик)

 Четыре страшных года, 1418 дней шла на нашей Земле самая кровопролитная,  страшная война в истории человечества … Легенды седой старины, трагические страницы не столь далёкого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества , стойкости, самоотверженного  патриотизма , какой была 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Четыре страшных года, 1418 дней шла на нашей Земле самая кровопролитная, страшная война в истории человечества

… Легенды седой старины, трагические страницы не столь далёкого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества , стойкости, самоотверженного патриотизма , какой была 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

                 Никто из нас не свалился с луны. Все мы-ветви и листья  огромного переплетенного обще-человеческого дерева     Составляя и изучая свою родословную по линии матери, узнали, что Мария Бикулова - Кошкина приходится нам родственницей и по линии дедушки Горбунова Валентина Васильевича, и по линии бабушки – Островской Риммы Михайловны. Много нового узнали о своих родных. У нас появилось гордость за них и близких, благодарная память о тех, кто защищал и спас нашу Родину. Среди них: Мария Кошкина - «девушка с винтовкой», первый снайпер среди девушек Ленинградского фронта. Изучая жизнь Марии Кошкиной, я ещё раз подобно изучили историю осажденного Ленинграда.

Никто из нас не свалился с луны. Все мы-ветви и листья огромного переплетенного обще-человеческого дерева Составляя и изучая свою родословную по линии матери, узнали, что Мария Бикулова - Кошкина приходится нам родственницей и по линии дедушки Горбунова Валентина Васильевича, и по линии бабушки – Островской Риммы Михайловны. Много нового узнали о своих родных. У нас появилось гордость за них и близких, благодарная память о тех, кто защищал и спас нашу Родину. Среди них: Мария Кошкина - «девушка с винтовкой», первый снайпер среди девушек Ленинградского фронта. Изучая жизнь Марии Кошкиной, я ещё раз подобно изучили историю осажденного Ленинграда.

 «Узелки памяти»- так называлось, декоративное изделие, которое вызвало всеобщее восхищение на выставке «Символы и звуки» в Доме Союза художников Санкт – Петербурга несколько лет тому назад. Автор, Вера Ткалич, своё художественное произведение посвятила светлой памяти матери – Марии Кошкиной

«Узелки памяти»- так называлось, декоративное изделие, которое вызвало всеобщее восхищение на выставке «Символы и звуки» в Доме Союза художников Санкт – Петербурга несколько лет тому назад. Автор, Вера Ткалич, своё художественное произведение посвятила светлой памяти матери – Марии Кошкиной

Мария Алексеевна Бикулова - Кошкина  (ее муж погиб впервые дни войны)  - Родилась 21 декабря 1922 года в деревне Чувашская  Майна Алексеевского района ТАССР  - В 1938 году окончила Саврушскую среднюю  школу Аксубаевского района ТАССР   - В том же году поздней осенью уехала в  Запорожье - Трудовую деятельность в Ленинграде начала в мясокомбинате, где проработала всю жизнь   - 5 июля 1941 года Мария Кошкина добровольцем  ушла на фронт  - 15 марта 1943 года Мария убила 85-го фашиста. Это был ее последний снайперский выстрел. В этот день её тяжело ранило в правый глаз   - Через год ,1944 году тяжело раненную Машу из поля вынес командир разведроты старший лейтенант Гаврилов

Мария Алексеевна Бикулова - Кошкина (ее муж погиб впервые дни войны)

- Родилась 21 декабря 1922 года в деревне Чувашская

Майна Алексеевского района ТАССР

- В 1938 году окончила Саврушскую среднюю

школу Аксубаевского района ТАССР

- В том же году поздней осенью уехала в

Запорожье

- Трудовую деятельность в Ленинграде начала в мясокомбинате, где проработала всю жизнь

- 5 июля 1941 года Мария Кошкина добровольцем

ушла на фронт

- 15 марта 1943 года Мария убила 85-го фашиста. Это был ее последний снайперский выстрел. В этот день её тяжело ранило в правый глаз

- Через год ,1944 году тяжело раненную Машу из поля вынес командир разведроты старший лейтенант Гаврилов

Мария мечтала жить и работать в Ленинграде  Когда она приехала в Ленинград, город наяву показался ей ещё красивее, еще чудесней, чем в рассказах… Она стала работницей мясокомбината. Первое время возила на тачках строительный песок, позже стала штукатуром, маляром. Ее не покидала одна заветная мечта: стать медицинской  сестрой . Часто думала о той минуте, когда наденет белый халат и станет ухаживать за больными. Идя к намеченной цели Маша поступила на курсы медицинских сестер.  Полученные на курсах знания вскоре пригодились. Но совсем не там и не так, как она себе представляла. Вместо белого халата пришлось надеть серую солдатскую шинель…

Мария мечтала жить и работать в Ленинграде

  • Когда она приехала в Ленинград, город наяву показался ей ещё красивее, еще чудесней, чем в рассказах…
  • Она стала работницей мясокомбината. Первое время возила на тачках строительный песок, позже стала штукатуром, маляром.
  • Ее не покидала одна заветная мечта: стать медицинской сестрой . Часто думала о той минуте, когда наденет белый халат и станет ухаживать за больными. Идя к намеченной цели Маша поступила на курсы медицинских сестер.
  • Полученные на курсах знания вскоре пригодились. Но совсем не там и не так, как она себе представляла. Вместо белого халата пришлось надеть серую солдатскую шинель…
 Сестра милосердия, снайпер, разведчик. Мария стала первой-девушкой снайпером в дивизии

Сестра милосердия, снайпер, разведчик. Мария стала первой-девушкой снайпером в дивизии

 Постепенно Мария Алексеевна овладела важнейшим качеством снайпера - выдержкой. Росло число убитых ею врагов. Хорошо знали Марию и фашисты. Их снайперы начали охотиться за ней. Узнав об очередном награждении Кошкиной орденом, фашисты кричали в нашу сторону:«Машу – кошку поймаем, звезду вырежем на теле!»  Однажды она сторожила пленного гитлеровца. Он поинтересовался :  - Кто вы есть?  - Мария Кошкина.  - Найн, найн…Ваша – Маша Кошка - во!  И широким жестом немец показал, что она огромного роста.  - А глаза у неё - во!  Он сравнил их с большим биноклем
  • Постепенно Мария Алексеевна овладела важнейшим качеством снайпера - выдержкой. Росло число убитых ею врагов. Хорошо знали Марию и фашисты. Их снайперы начали охотиться за ней. Узнав об очередном награждении Кошкиной орденом, фашисты кричали в нашу сторону:«Машу – кошку поймаем, звезду вырежем на теле!»
  • Однажды она сторожила пленного гитлеровца. Он поинтересовался :

- Кто вы есть?

- Мария Кошкина.

- Найн, найн…Ваша – Маша Кошка - во!

И широким жестом немец показал, что она огромного роста.

- А глаза у неё - во!

Он сравнил их с большим биноклем

О ней много писали в военных газетах, также сочиняли стихи :  Мария Кошкина, пусть враг тебя боится  Ты множишь славу Родины своей.  Отныне Родина, как мать тобой гордится,  Вписав в число отважных дочерей…  Лежит Маша врага карауля,  В окопе глубоком, одетом в снега.  Покажется немец – и меткая пуля,  Впивается в черное сердце врага…

О ней много писали в военных газетах, также сочиняли стихи :

Мария Кошкина, пусть враг тебя боится

Ты множишь славу Родины своей.

Отныне Родина, как мать тобой гордится,

Вписав в число отважных дочерей…

Лежит Маша врага карауля,

В окопе глубоком, одетом в снега.

Покажется немец – и меткая пуля,

Впивается в черное сердце врага…

 Она была среди тех тысяч солдат, что остановили врага и потом его гнали все дальше и дальше от Ленинграда. Снайпера Марию Кошкину знали на Ленинградском фронте. К дню прорыва блокады на ее боевом счету было 85 уничтоженных фашиста. Зоркий глаз, твердая рука - они не знали пощады к врагу, сердце вмешало ненависть к захватчикам и любовь к этой неяркой, но единственной Земле , которая зовется Родиной

Она была среди тех тысяч солдат, что остановили врага и потом его гнали все дальше и дальше от Ленинграда. Снайпера Марию Кошкину знали на Ленинградском фронте. К дню прорыва блокады на ее боевом счету было 85 уничтоженных фашиста. Зоркий глаз, твердая рука - они не знали пощады к врагу, сердце вмешало ненависть к захватчикам и любовь к этой неяркой, но единственной Земле , которая зовется Родиной

О чем она думала, стоя там, когда-то на огненных рубежах, с непокрытой головой

О чем она думала, стоя там, когда-то на огненных рубежах, с непокрытой головой

Её имя золотыми буквами вписано в число отважных дочерей Родины В Ленинграде выпускались посвященные ей дивизионные листовки, газеты. Она полный кавалер орденов Славы и Красной Звезды, награждена многими медалями Про нее писали рассказы, документальную повесть «Маша Кошкина – снайпер» Портрет Марии Кошкиной выставлен в зале музея города Екатеринбурга. ( Картину написал известный ленинградский живописец В.А.Серов)
  • Её имя золотыми буквами вписано в число отважных дочерей Родины
  • В Ленинграде выпускались посвященные ей дивизионные листовки, газеты.
  • Она полный кавалер орденов Славы и Красной Звезды, награждена многими медалями
  • Про нее писали рассказы, документальную повесть «Маша Кошкина – снайпер»
  • Портрет Марии Кошкиной выставлен в зале музея города Екатеринбурга. ( Картину написал известный ленинградский живописец В.А.Серов)
Девушка -снайпер

Девушка -снайпер

Мирная жизнь  Ощущение радости и праздника, охватившее Марию, когда впервые вступила на улицы города не покидало ее и в последующие годы жизни и работы в Ленинграде. Ленинградцы приняли ее как равную в свою семью. Она полюбила этот город. Он стал ей не менее дорог, чем родная Чувашская Майна в Татарии.  После войны, работая на мясокомбинате Маша встретилась Мефодием Юрьевичем Ткалич. Поженились. Вырастили и воспитали двоих детей: сын Юрий живет в Симферополе; дочь Вера(Капитолина) – петербурженка. Она –архитектор, вместе с дочерью Полиной делает еще краше город, который некогда защищала их мать, бабушка

Мирная жизнь

Ощущение радости и праздника, охватившее Марию, когда впервые вступила на улицы города не покидало ее и в последующие годы жизни и работы в Ленинграде. Ленинградцы приняли ее как равную в свою семью. Она полюбила этот город. Он стал ей не менее дорог, чем родная Чувашская Майна в Татарии.

После войны, работая на мясокомбинате Маша встретилась Мефодием Юрьевичем Ткалич. Поженились. Вырастили и воспитали двоих детей: сын Юрий живет в Симферополе; дочь Вера(Капитолина) – петербурженка. Она –архитектор, вместе с дочерью Полиной делает еще краше город, который некогда защищала их мать, бабушка

Семья Ткалич

Семья Ткалич

Вера ( Капитолина)-архитектор, живописец и график, также мастер театрального и декоративно – прикладного искусства.

Вера ( Капитолина)-архитектор, живописец и график, также

мастер театрального и декоративно – прикладного искусства.

Вера не забывает Родину своих предков

Вера не забывает Родину своих предков

В послевоенное время Мария Алексеевна часто приезжала в родные края  Но никогда – ни в будничные , ни в торжественные дни она не надевала орденов и орденских планок. На вопрос: «Почему?». Она отвечала, что эти награды ей дали за то, что убивала людей. Те, кто знал ее, знают -это была удивительная, скромная с мягким доброжелательным характером ЖЕНЩИНА! «…Она не любила вспоминать о войне»,-рассказывает дедушка. Но один раз тихо сказала :«Я видела, как ручейком текла кровь человеческая по мерзлой земле «Невского  Пятачка». И быстро перевела разговор на другую тему…

В послевоенное время Мария Алексеевна часто приезжала в родные края

Но никогда – ни в будничные , ни в торжественные дни она не надевала орденов и орденских планок. На вопрос: «Почему?». Она отвечала, что эти награды ей дали за то, что убивала людей. Те, кто знал ее, знают -это была удивительная, скромная с мягким доброжелательным характером ЖЕНЩИНА! «…Она не любила вспоминать о войне»,-рассказывает дедушка. Но один раз тихо сказала :«Я видела, как ручейком текла кровь человеческая по мерзлой земле «Невского Пятачка». И быстро перевела разговор на другую тему…

   Пройдет время. И все кто был взрослым , когда шла война умрут. Останетесь только  вы теперешние дети…И может случиться, что новые малыши забудут наше горе. Нашу радость. Наши слезы!  ( А. Лиханов ) В этих словах призыв: никогда не забывать войну и сохранить мир,- самое дорогое и святое, что у нас есть  Это призыв: не забывать погибших во имя жизни на земле, они должны жить в наших сердцах, в нашей памяти, сколько бы не прошло времени.

Пройдет время. И все кто был взрослым , когда шла война умрут. Останетесь только вы теперешние дети…И может случиться, что новые малыши забудут наше горе. Нашу радость. Наши слезы! ( А. Лиханов )

  • В этих словах призыв: никогда не забывать войну и сохранить мир,- самое дорогое и святое, что у нас есть

  • Это призыв: не забывать погибших во имя жизни на земле, они должны жить в наших сердцах, в нашей памяти, сколько бы не прошло времени.
 И все же мы должны сказать тем людям которые отстояли для нас мир огромное  Спасибо!

И все же мы должны сказать тем людям которые отстояли для нас мир огромное

Спасибо!

Достижения учащихся

Достижения учащихся

Спасибо  за  Внимание

Спасибо за Внимание