г. Азов, Ростовская область
№_127-о_от «_30_» _08__2018__г.
МБОУ СОШ № 13 г. Азова
протокол № 1 от 30.08.2018 г.
| Краткое описание Рабочая программа к курсу «Доноведение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов «Доноведение» Е.Ю. Сухаревской, М.Н. Бакревой и др. Программа третьего класса реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом. |
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа | Федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.№ 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576); «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р Региональный компонент стандарта исторического образования Ростовской области (Образовательный стандарт по региональной истории: История Донского края. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 24.12.2004 приказ № 9/1) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81). Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 Положение о внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 13 г. Азова Авторская программа «Доноведение», Е.Ю.Сухаревской, М.Н.Бакревой, И.Ю.Величко, М.М.Вюнниковой и др. Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2008 Приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2018 – 2019 учебный год (от 25.04.2018 № 24/4.1-5705.). Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2018-2019 уч.год ( приказ № 127-о от 30.08.2018г.) |
Общие цели и задачи программы внеурочной деятельности с учетом ее специфики | Цель изучения курса является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. Задачи. Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края; 2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края. Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном. 2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. |
Характеристики объема (количество часов) по классам | В школьном учебном плане на 2018 - 2019 учебный год на преподавание внеурочного курса «Доноведение» в 3 а классе предусматривается 1 час в неделю, продолжительность учебного года составляет 34 недели, с учетом годового календарного плана-графика и расписания занятий на 2018-2019учебный год – 33 часа в год. Календарно - тематическое планирование составлено с учетом плана - графика работы школы и расписания внеурочных занятий и обеспечивает рациональное распределение внеучебного материала: I четверть – 8 ч. IIчетверть – 7 ч. IIIчетверть – 10 ч. IVчетверть – 8 ч. Итого - 33 часа |
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий | Формы организации внеурочной деятельности | Основные виды внеурочной деятельности | |
1 | Я и окружающий мир | 5 | Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Города Ростовской области. История села (города): Достопримечательности. Знакомство с известными людьми | Работа с картой Ростовской области Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области. Экскурсии по городам Ростовской области. Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области» Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей) | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досуговое общение | тестирование, написание сочинений, подготовка рефератов, устных сообщений, выставки творческих работ, защита проектов. Экскурсии, Зарисовки, практическая работа, Составление коллажей, Исследование, Викторины. Праздничные мероприятия. |
2 | Природа Донского края | 11 | Природные условия, процессы и явления, характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода. Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, Озеро Маныч – Гудило. Природная экосистема водоёма. Рельеф родного края: холмистая равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождение в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различие). | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» Конкурс рисунков Работа с картой Ростовской области . Исследовательские работы. Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды. Исследовательские работы учащихся Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края» Работа с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых Практическая работа «Почвы родного края» Экскурсия. Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края» Конкурс рисунков Викторины, кроссворды | Проблемно-ценностное общение Социальное творчество Игровая Познавательная Художественное творчество Трудовая (производственная) Туристко-краеведческая | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
3 | Человек и природа | 3 | Профессия — метеоролог. Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3—4 профессиях). | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» Праздничное мероприятие. Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда Викторина. Экскурсия по мини-музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год). | Проблемно-ценностное общение Художественное творчество Игровая деятельность Познавательная деятельность Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
4 | Жизнь на Дону | 10 | Тайны донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис — древний город. Донской край — казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремесла), их традиции и праздники. Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону. | Разнообразие куреней. Основной строительный материал. Правила строительства. Отличия в планировочной структуре и внешнем оформлении куреней. Особенности круглых куреней. Крестовый курень, характерные черты его планировки. Резные украшения постройки. Основные мотивы казачьего прикладного искусства. Окраска дома. Гармония цвета и природы. Природосообразность казачьего зодчества. Практическая коллективная работа «Строительство куреня» Характер и особенности одежды на Дону. Сочетание русских и восточных черт в одежде. Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда. Практическая работа на тему «Казачий костюм» Предметы кухонной утвари. Особенности названия и применения утвари. Воссоздание кухонной утвари в уменьшенном масштабе: лепка, рисунок. Викторина «Что это такое?» Конкурс «Кто больше?» - определение значения слов в современном русском языке и казачьем диалекте. Практическая работа «Меню одного дня казака» Виртуальная экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис» Экскурсия в краеведческий музей Исследовательская работа «История казачьих городков». Рисование картин прошлого Дона. | Проблемно-ценностное общение Художественное творчество Игровая деятельность Познавательная деятельность Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
5. | Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону | 4 | Сретенье, пасха, вербное воскресенье. | Праздничное мероприятие Праздничные мероприятия. Изготовление скворечника Праздничные мероприятия. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досуговое общение | |
№ п/п | Раздел программы внеурочной деятельности | Кол-во часов | Тема занятия, практических работ, социальных проектов | Кол-во часов | Темы контрольных, практических, лабораторных работ, экскурсий, различных социальных акций, направления проектной деятельности обучающихся. |
1 | Я и окружающий мир | 5 | Край, в котором я живу | 2 | Экскурсия по городам Ростовской области. Старочеркасск Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области» ( Азов) Экскурсия по историческим местам города Азова Составление коллажа « Мой город прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей) |
О городах и станицах родного Края | 1 |
С днём рождения, родной город (село) | 1 |
У природы нет плохой погод | 1 |
2 | Природа Донского края | 11 | У природы нет плохой погоды | 1 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» Конкурс рисунков «Природа родного края» Экскурсия на водоем – река Дон (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края» Практическая работа «Почвы родного края» Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края» |
Живая вода. | 1 |
Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края | 2 |
Растения и животные водоёмов. | 2 |
Природная поверхность нашего края | 2 |
Из недр Донской земли | 1 |
Почвы родного края | 1 |
Природные экосистемы луга | 1 |
Природные экосистемы леса | 1 |
3 | Человек и природа | 3 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 | Экскурсия по мини-музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся). |
Донская земля – житница России Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 |
Сельское хозяйство на Дону: Животноводство | 1 |
4 | Жизнь на Дону | 10 | Тайны Донской земли | 1 | Практическая коллективная работа «Строительство куреня» Практическая работа на тему «Казачий костюм» Практическая работа «Меню одного дня казака» Виртуальная экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис» Экскурсия в краеведческий музей Исследовательская работа «История казачьих городков». Рисование картин прошлого Дона |
Танаис – древний город | 1 |
Дикое поле | 1 |
Донской край – казачий край | 1 |
Первые казачьи городки | 1 |
Казачья семья | 1 |
Жилище казака | 1 |
История вещей. Одежда. | 1 |
История вещей. Посуда. | 1 |
Славен Дон! | 1 |
5 | Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону | 4 | Сретение. Сороки. | 1 | Праздничное мероприятие Изготовление скворечника |
Встреча птиц | 1 |
Вербное воскресенье. Пасха. | 2 |
| итого | 33 | | 33 | |
№ п/п | Тема | Сроки | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | Основные виды внеурочной деятельности | Планируемый результат | Продукт деятельности |
план | факт |
1 | Край, в котором я живу | 03.09 | | 1 | Вводное занятие Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области. | Индивидуальная и групповая работа Познавательня, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Туристко-краеведческая деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Техническое творчество. | Иметь представления о Ростовской области как административной единице; познакомиться с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; | |
2 | Край, в котором я живу | 10.09 | | 1 | Экскурсия по городу | Сформировать умение работы с картой (исторической, географической и контурной) Ростовской области | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» |
3 | О городах и станицах родного края | 17.09 | | 1 | Групповая форма Экскурсия. | Знание истории образования нашего своего города | | Библиотечный урок |
4 | С днём рождения, родной город (село) | 24.09 | | 1 | Игра-путешествие | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; — научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. | Доклады-сообщения учащихся. |
5 | С днём рождения, родной город (село) | 01.10 | | 1 | Групповая форма Экскурсия. | | Выставка рисунков и фотографий |
6 | У природы нет плохой погоды | 08.10 | | 1 | Занятие по углублению знаний | Индивидуальная и групповая работа Познавательня, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Туристко-краеведческая деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Техническое творчество. | Различать объекты живой и неживой природы. Умение наблюдать за сезонными изменениями в природе. | Выступление с сообщениями |
7 | У природы нет плохой погоды | 15.10 | | 1 | Практическое занятие ( наблюдение) | Различать времена года. Умение наблюдать за изменениями в природе в Ростовской области. | кроссворд «Сезонные изменения в природе» |
8 | У природы нет плохой погоды | 22.10 | | 1 | Практическое занятие | Знание профессии «метеоролога» | |
9 | Живая вода. | 12.11 | | 1 | Комбинированное занятие | Понимать значение воды для жизни на Земле. Приводить примеры источников воды на Земле. | Буклет о бережном использовании воды. |
10 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края | 19.11 | | 1 | Занятие по углублению знаний, Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) | Понимать значение воды для жизни на Земле. Приводить примеры источников воды на Земле. Называть водоёмы Ростовской области | Общественно-полезная практика |
11 | Растения и животные водоёмов. | 26.11 | | 1 | Практическое занятие | Знание о разнообразии растений, их значение в природе и жизни человека. Умение определять и называть несколько растений водоёмов | Исследовательская работа «Растения и животные моего края» |
12 | Тайны Донской земли | 03.12 | | 1 | Занятие по углублению знаний | Индивидуальная и групповая работа Познавательня, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Туристко-краеведческая деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Техническое творчество. | Знание детей о первых поселениях на Дону. Сравнивать орудие труда. | Чтение стихов о Родном крае. Рисование пейзажей Родного края. |
13 | Танаис – древний город | 10.12 | | 1 | Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис» | | Знание истории основания древнего города. | Поездка в Танаис |
14 | Дикое поле | 17.12 | | 1 | Практическое занятие | Индивидуальная и групповая работа Познавательня, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Туристко-краеведческая деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Техническое творчество. | Понимание понятия «Дикое поле». Жители Дикого поля. | | Выставка рисунков |
15 | Донской край – казачий край | 24.12 | | 1 | Экскурсия в краеведческий музей | Версии происхождения казачества. Сравнение одежды и вооружения воинов. | 1.Экскурсия в краеведческий музей. 2. Исследовательская работа «История казачьей семьи» |
16 | Первые казачьи городки | 14.01 | | 1 | Занятие по углублению знаний | Знание первых казачьих городков и их характерные особенности |
17 | Казачья семья | 24.01 | | 1 | Занятие по углублению знаний | Знания обязанностей для каждого члена казачьей семьи и правила отношения в семье. | Практическая работа |
18 | Жилище казака | 28.01 | | 1 | Занятие по углублению знаний | Знание понятия «казачий курень» и его характеристика. | Проект «Жизнь казаков» (изготовление поделок) |
19 | История вещей. Одежда. | 04.02 | | 1 | Практическое занятие | Знание истории вещей (одежды). | Поездка в Старочеркасск |
20 | История вещей. Посуда. | 11.02 | | 1 | Практическое занятие | Знание истории вещей (посуда). |
21 | Славен Дон! | 18.02 | | 1 | Ролевая игра | Индивидуальная и групповая работа Познавательня, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Туристко-краеведческая деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Техническое творчество. | Знание пословиц, поговорок о Донской земле. | Чтение пословиц, поговорок о Донской земле. |
22 | Сретение. Сороки. | 25.02 | | 1 | Деловая игра | Знание весенних обрядов на Дону. Умение приводить примеры обрядов. | Праздничные мероприятия. |
23 | Встреча птиц | 04.03 | | 1 | Практическое занятие | Разнообразие птиц родного края | | Изготовление скворечника |
24 | Вербное воскресенье .Пасха. | 11.03 | | 1 | Ролевая игра | Знание весенних обрядов на Дону. Пасха. | Праздничные мероприятия. |
25 | Казачьи посиделки | 18.03 | | 1 | Ролевая игра | Знание обрядов на Дону | Праздничное мероприятие |
26 | Природная поверхность нашего края | 01.04 | | 1 | Практическое занятие. Экскурсия. | Индивидуальная и групповая работа Познавательня, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Туристко-краеведческая деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Техническое творчество. | Поверхность нашего края. | Исследовательская работа |
27 | Из недр Донской земли | 08.04 | | 1 | Занятие по углублению знаний | Знание полезных ископаемых Ростовской области. Приводить примеры полезных ископаемых | Практическая работа «Полезные ископаемые моего края» |
28 | Почвы родного края | 15.04 | | 1 | Практическое занятие | Индивидуальная и групповая работа Познавательня, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Туристко-краеведческая деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Техническое творчество. | Понимание понятия «почва». Знание состава почвы. Понимание взаимосвязи почвы с растениями и животными. | Выступление с сообщениями |
29 | Природные экосистемы луга | 22.04 | | 1 | Практическое занятие | Понятие слова «луг». Образование луга. | Выставка рисунков |
30 | Природные экосистемы леса | 29.04 | | 1 | Практическое занятие | Понятие слова «лес». Образование леса. | Выставка рисунков |
31 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи | 06.05 | | 1 | Практическое занятие | Понятие слова «степь». Образование степи. | Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил. |
32 | Донская земля – житница России Сельское хозяйство на Дону: земледелие.. | 13.05 | | 1 | Занятие по углублению знаний | Индивидуальная и групповая работа Познавательня, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Туристко-краеведческая деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Техническое творчество. | Понятие «земледелие». Знание зерновых растений. | Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». |
33 | Сельское хозяйство на Дону: Животноводство | 20.05. | | 1 | семинар | Познавательня, социальная работа. | Понятие «животноводство». | Выступление с сообщениями |