СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность рабочая программа по Доноведению

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к курсу «Доноведение» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов «Доноведение» Е.Ю. Сухаревской, М.Н. Бакревой и др.

Программа третьего  класса реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность рабочая программа по Доноведению»

г. Азов, Ростовская область

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

города Азова

Утверждаю

Приказом директора МБОУ СОШ № 13

№_127-о_от «_30_» _08__2018__г.

__________ /Г.И.Черкесова/


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Доноведение» (социальное направление внеурочной деятельности)

Уровень общего образования (класс):

начальное общее образование , 3 – А класс

Количество часов:

1 час в неделю, 33 часа в год

Учитель:

ГЛУЩЕНКО ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА














СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей №1

МБОУ СОШ № 13 г. Азова

от 24 августа 2018 г.

руководитель ШМО

Добряк С.Н.. /________/



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Глущенко Л.В. /________/


29 августа 2018 года












ПРИНЯТО

Решение педагогического совета

МБОУ СОШ № 13 г. Азова

протокол № 1 от 30.08.2018 г.









Пояснительная записка




Краткое описание

Рабочая программа к курсу «Доноведение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов «Доноведение» Е.Ю. Сухаревской, М.Н. Бакревой и др.

Программа третьего класса реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.№ 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

  • Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576);

  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р

  • Региональный компонент стандарта исторического образования Ростовской области (Образовательный стандарт по региональной истории: История Донского края. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 24.12.2004 приказ № 9/1)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).

  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

  • Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672

  • Положение о внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 13 г. Азова

  • Авторская программа «Доноведение», Е.Ю.Сухаревской, М.Н.Бакревой, И.Ю.Величко, М.М.Вюнниковой и др. Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2008

  • Приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2018 – 2019 учебный год (от 25.04.2018 № 24/4.1-5705.).

  • Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2018-2019 уч.год ( приказ № 127-о от 30.08.2018г.)

Общие цели и задачи программы внеурочной деятельности с учетом ее специфики

Цель изучения курса является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи.

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

Характеристики объема (количество часов) по классам


В школьном учебном плане на 2018 - 2019 учебный год на преподавание внеурочного курса «Доноведение» в 3 а классе предусматривается 1 час в неделю, продолжительность учебного года составляет 34 недели, с учетом годового календарного плана-графика и расписания занятий на 2018-2019учебный год – 33 часа в год.

Календарно - тематическое планирование составлено с учетом плана - графика работы школы и расписания внеурочных занятий и обеспечивает рациональное распределение внеучебного материала:

I четверть – 8 ч.

IIчетверть – 7 ч.

IIIчетверть – 10 ч.

IVчетверть – 8 ч.

Итого - 33 часа



Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты


В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;


могут научиться:

регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

могут научиться:

личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;



















Содержание учебного предмета, курса



п/п


Наименование разделов учебной программы

Кол-во часов


Характеристика основных содержательных линий

Формы организации внеурочной деятельности

Основные виды внеурочной деятельности

  • Модели инструментария для оценки достижений планируемых результатов внеурочной деятельности

1

Я и окружающий мир

5

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Города Ростовской области. История села (города): Достопримечательности. Знакомство с известными людьми

Работа с картой Ростовской области

Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области.

Экскурсии по городам Ростовской области.

Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»

Экскурсия.

Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Досуговое общение


тестирование,

написание сочинений, подготовка рефератов, устных сообщений, выставки творческих работ,

защита проектов.

Экскурсии,

Зарисовки, практическая работа,

Составление коллажей,

Исследование,

Викторины.

Праздничные мероприятия.


2

Природа Донского края


11

Природные условия, процессы и явления, характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода. Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, Озеро Маныч – Гудило. Природная экосистема водоёма. Рельеф родного края: холмистая равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождение в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различие).

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

Конкурс рисунков

Работа с картой Ростовской области .

Исследовательские работы.

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.

Исследовательские работы учащихся


Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»

Работа с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых

Практическая работа «Почвы родного края»

Экскурсия.

Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»

Конкурс рисунков

Викторины, кроссворды





Проблемно-ценностное общение

Социальное творчество

Игровая

Познавательная

Художественное творчество

Трудовая (производственная)

Туристко-краеведческая


























Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.


3

Человек и природа


3

Профессия — метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3—4 профессиях).

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

Праздничное мероприятие. Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда

Викторина. Экскурсия по мини-музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год).

Проблемно-ценностное общение

Художественное творчество

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.


4

Жизнь на Дону


10

Тайны донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис — древний город.
Донской край — казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремесла), их традиции и праздники. Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Разнообразие куреней. Основной строительный материал. Правила строительства. Отличия в планировочной структуре и внешнем оформлении куреней. Особенности круглых куреней. Крестовый курень, характерные черты его планировки. Резные украшения постройки. Основные мотивы казачьего прикладного искусства. Окраска дома. Гармония цвета и природы. Природосообразность казачьего зодчества.

Практическая коллективная работа «Строительство куреня»

Характер и особенности одежды на Дону. Сочетание русских и восточных черт в одежде. Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.

Практическая работа на тему «Казачий костюм»


Предметы кухонной утвари. Особенности названия и применения утвари. Воссоздание кухонной утвари в уменьшенном масштабе: лепка, рисунок. Викторина «Что это такое?» Конкурс «Кто больше?» - определение значения слов в современном русском языке и казачьем диалекте.

Практическая работа «Меню одного дня казака»

Виртуальная экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»

Экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История казачьих городков».

Рисование картин прошлого Дона.

Проблемно-ценностное общение

Художественное творчество

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.


5.

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону


4

Сретенье, пасха, вербное воскресенье.

Праздничное мероприятие

Праздничные мероприятия.

Изготовление скворечника

Праздничные мероприятия.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Досуговое общение


























Тематическое планирование




п/п

Раздел программы внеурочной деятельности

Кол-во часов

Тема занятия, практических работ, социальных проектов

Кол-во часов

Темы контрольных, практических, лабораторных работ, экскурсий, различных социальных акций, направления проектной деятельности обучающихся.

1

Я и окружающий мир

5

Край, в котором я живу

2

Экскурсия по городам Ростовской области.

Старочеркасск

Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области» ( Азов)

Экскурсия по историческим местам города Азова

Составление коллажа « Мой город прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

О городах и станицах родного

Края

1

С днём рождения, родной город (село)

1

У природы нет плохой погод

1

2

Природа Донского края


11

У природы нет плохой погоды

1

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

Конкурс рисунков «Природа родного края»

Экскурсия на водоем – река Дон (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем)

Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»

Практическая работа «Почвы родного края»

Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»


Живая вода.

1

Разнообразие водоемов родного

края. Главная река нашего края

2

Растения и животные водоёмов.

2

Природная поверхность нашего края

2

Из недр Донской земли

1

Почвы родного края

1

Природные экосистемы луга

1

Природные экосистемы леса

1

3

Человек и природа


3

Цвети, мой край родной! Природная

экосистема степи.

1

Экскурсия по мини-музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся).

Донская земля – житница России

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

Сельское хозяйство на Дону:

Животноводство

1

4

Жизнь на Дону


10

Тайны Донской земли


1

Практическая коллективная работа «Строительство куреня»

Практическая работа на тему «Казачий костюм»

Практическая работа «Меню одного дня казака»

Виртуальная экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»

Экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История казачьих городков».

Рисование картин прошлого Дона

Танаис – древний город

1

Дикое поле

1

Донской край – казачий край

1

Первые казачьи городки

1

Казачья семья

1

Жилище казака

1

История вещей. Одежда.

1

История вещей. Посуда.

1

Славен Дон!

1

5

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону


4

Сретение. Сороки.

1

Праздничное мероприятие


Изготовление скворечника


Встреча птиц

1

Вербное воскресенье. Пасха.


2


итого

33


33




Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема

Сроки

Кол-во часов

Формы организации внеурочной деятельности

Основные виды внеурочной деятельности

Планируемый результат

Продукт

деятельности

план

факт

1

Край, в котором я живу

03.09


1

Вводное занятие

Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области.

Индивидуальная и групповая работа

Познавательня, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Туристко-краеведческая деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

Художественное творчество.

Техническое творчество.

Иметь представления о Ростовской области как административной единице; познакомиться с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна;


2

Край, в котором я живу

10.09


1

Экскурсия по городу


Сформировать умение работы с картой (исторической, географической и контурной) Ростовской области

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

3

О городах и станицах родного края

17.09


1

Групповая форма

Экскурсия.

Знание истории образования нашего своего города


Библиотечный урок

4

С днём рождения, родной город (село)

24.09


1

Игра-путешествие

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; 
— научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Доклады-сообщения учащихся.

5

С днём рождения, родной город (село)

01.10


1

Групповая форма

Экскурсия.


Выставка рисунков и фотографий

6

У природы нет плохой погоды

08.10


1

Занятие по углублению знаний

Индивидуальная и групповая работа

Познавательня, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Туристко-краеведческая деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

Художественное творчество.

Техническое творчество.

Различать объекты живой и неживой природы. Умение наблюдать за сезонными изменениями в природе.

Выступление с сообщениями

7

У природы нет плохой погоды

15.10


1

Практическое занятие ( наблюдение)

Различать времена года. Умение наблюдать за изменениями в природе в Ростовской области.

кроссворд «Сезонные изменения в природе»

8

У природы нет плохой погоды

22.10


1

Практическое занятие

Знание профессии «метеоролога»


9

Живая вода.

12.11


1

Комбинированное

занятие

Понимать значение воды для жизни на Земле. Приводить примеры источников воды на Земле.

Буклет о бережном использовании воды.

10

Разнообразие водоемов родного

края. Главная река нашего края

19.11


1

Занятие по углублению знаний, Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем)

Понимать значение воды для жизни на Земле. Приводить примеры источников воды на Земле. Называть водоёмы Ростовской области

Общественно-полезная практика

11

Растения и животные водоёмов.

26.11


1

Практическое занятие

Знание о разнообразии растений, их значение в природе и жизни человека. Умение определять и называть несколько растений водоёмов

Исследовательская работа «Растения и животные моего края»

12

Тайны Донской земли


03.12


1

Занятие по углублению знаний

Индивидуальная и групповая работа

Познавательня, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Туристко-краеведческая деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

Художественное творчество.

Техническое творчество.

Знание детей о первых поселениях на Дону. Сравнивать орудие труда.

Чтение стихов о Родном крае. Рисование пейзажей Родного края.

13

Танаис – древний город

10.12


1

Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»


Знание истории основания древнего города.

Поездка в Танаис

14

Дикое поле

17.12


1

Практическое занятие

Индивидуальная и групповая работа

Познавательня, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Туристко-краеведческая деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

Художественное творчество.

Техническое творчество.

Понимание понятия «Дикое поле». Жители Дикого поля.


Выставка рисунков

15

Донской край – казачий край

24.12


1

Экскурсия в краеведческий музей

Версии происхождения казачества. Сравнение одежды и вооружения воинов.

1.Экскурсия в краеведческий музей.

2. Исследовательская работа «История казачьей семьи»

16

Первые казачьи городки

14.01


1

Занятие по углублению знаний

Знание первых казачьих городков и их характерные особенности

17

Казачья семья

24.01


1

Занятие по углублению знаний

Знания обязанностей для каждого члена казачьей семьи и правила отношения в семье.

Практическая работа

18

Жилище казака

28.01


1

Занятие по углублению знаний

Знание понятия «казачий курень» и его характеристика.

Проект «Жизнь казаков» (изготовление поделок)

19

История вещей. Одежда.

04.02


1

Практическое занятие

Знание истории вещей (одежды).

Поездка в Старочеркасск

20

История вещей. Посуда.

11.02


1

Практическое занятие

Знание истории вещей (посуда).

21

Славен Дон!

18.02


1

Ролевая игра

Индивидуальная и групповая работа

Познавательня, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Туристко-краеведческая деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

Художественное творчество.

Техническое творчество.

Знание пословиц, поговорок о Донской земле.

Чтение пословиц, поговорок о Донской земле.

22

Сретение. Сороки.

25.02


1

Деловая игра

Знание весенних обрядов на Дону. Умение приводить примеры обрядов.

Праздничные мероприятия.

23

Встреча птиц

04.03


1

Практическое

занятие

Разнообразие птиц родного края


Изготовление

скворечника

24

Вербное воскресенье .Пасха.

11.03


1

Ролевая игра

Знание весенних обрядов на Дону. Пасха.

Праздничные мероприятия.

25

Казачьи посиделки

18.03


1

Ролевая игра

Знание обрядов на Дону

Праздничное мероприятие

26

Природная поверхность нашего края

01.04


1

Практическое занятие. Экскурсия.

Индивидуальная и групповая работа

Познавательня, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Туристко-краеведческая деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

Художественное творчество.

Техническое творчество.

Поверхность нашего края.

Исследовательская работа

27

Из недр Донской земли

08.04


1

Занятие по углублению знаний

Знание полезных ископаемых Ростовской области. Приводить примеры полезных ископаемых

Практическая работа «Полезные ископаемые моего края»

28

Почвы родного края

15.04


1

Практическое занятие

Индивидуальная и групповая работа

Познавательня, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Туристко-краеведческая деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

Художественное творчество.

Техническое творчество.

Понимание понятия «почва». Знание состава почвы. Понимание взаимосвязи почвы с растениями и животными.

Выступление с сообщениями

29

Природные экосистемы луга


22.04


1

Практическое занятие

Понятие слова «луг». Образование луга.

Выставка рисунков

30

Природные экосистемы леса

29.04


1

Практическое занятие

Понятие слова «лес». Образование леса.

Выставка рисунков

31

Цвети, мой край родной! Природная

экосистема степи

06.05


1

Практическое занятие

Понятие слова «степь». Образование степи.

Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.

32

Донская земля – житница России

Сельское хозяйство на Дону: земледелие..

13.05


1

Занятие по углублению знаний

Индивидуальная и групповая работа

Познавательня, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Туристко-краеведческая деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

Художественное творчество.

Техническое творчество.

Понятие «земледелие».

Знание зерновых растений.

Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

33

Сельское хозяйство на Дону:

Животноводство

20.05.


1

семинар

Познавательня, социальная работа.

Понятие «животноводство».


Выступление с сообщениями