МОУ Воздвиженская СШ
Учитель математики Братчикова Е. В.
Внеклассное мероприятие по математике
«Математическое поле - чудес»
(для учащихся 9-11 классов)
Цели игры:
• Расширить знания учащихся.
• Развивать познавательный интерес, внимание, сообразительность, находчивость.
• Заинтересовать историей развития математики, историей жизни и научной деятельности ученых-математиков.
• Развивать культуру общения и культуру ответа на математический вопрос.
• Формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать командой.
Оборудование: презентация, экран с вращающимся волчком, табло отгадываемых слов, 2 шкатулки, таблица с названием призов, секундомер.
План проведения мероприятия:
Правила игры.
Первый отборочный тур.
1 тур.
Второй отборочный тур.
2 тур.
Третий отборочный тур.
3 тур.
Игра со зрителями.
Финальная игра.
Суперигра.
Подведение итогов.
Ход игры.
1 вед. Математика – наука
она – гимнастика ума!
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и … игра.
2.Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна,
Так как в трудной жизни нашей
Без неё никак нельзя:
1. Математика – повсюду,
Математика везде.
Тот, кто учит, понимает…
И порядок в голове.
2.Наше мероприятие посвящено самой точной, самой важной, самой нужной из наук – математике!
1.Итак мы начинаем игру капитал – шоу «Поле математических чудес».
2.Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся.
1.Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики, гости.
Правила игры.
Игра похожа на телевизионную версию игры «Поле чудес». Только эта игра полностью посвящена математике.
Учащиеся крутят барабан, отгадывают отдельные буквы и слова в целом. На экране с вращающимся волчком отмечены сектора:
- числа – количество очков;
- «П» - приз — игрок может выбрать: продолжить игру или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике;
- «+» - плюс — игрок может открыть любую букву по счёту (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все);
- «Б» - банкрот, все очки сгорают;
- «Ш» - шанс — игрок может просить помощь зрителя для получения ответа или подсказки. Если зритель отвечает правильно, то ему выдается приз;
- «×2» - набранные игроком очки удваиваются.
В каждом туре участвуют по 3 игрока. Всего туров – 3. Победители туров участвуют в финальной игре. Для победителя финальной игры приготовлены призы по количеству набранных очков. Победитель участвует в суперигре. В суперигре устанавливаются указатели призов, победитель крутит волчок, выбирает приз.
Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – приз.
Первый отборочный тур:
1. Три туриста из Качканара направляются в Тагил. На перекрёстке они увидели, что столб с указателем упал. Однако туристы всё же узнали, по какой дороге надо продолжать путь. Каким образом они это определили?
Ответ: Установив указатель «Качканар» в направлении Качканара, легко определить, где Тагил.
2. Название числа,
в котором столько же
букв, сколько цифр в его записи.
Ответ. сто
3. Сколько букв Г надо взять, чтобы получилась большая копна сена.
Ответ. стоГ
1 тур.
Ведущий представляет первую тройку игроков, рассказывает об их математических успехах, увлечениях.
Задание для первого тура.
Задание первой тройке.
Древнегреческий ученый философ, живший в 6 веке до н. э., которому приписывают высказывание «Все есть число». Согласно философскому мировоззрению этого ученого и его последователей, числа управляют не только мерой и весом, но так же всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа- 1,2,3,4- означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел-10, изображало весь мир. Ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, впервые открыл математическую теорию музыки. Кто он? [Пифагор]
Игроки крутят барабан. Называют буквы, передают приветы.
Когда слово угадано, от ведущего все участники получают призы.
Ведущий: Еще раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя громкими аплодисментами. (Участники занимают места в зале)
Второй отборочный тур.
1. Древнегреческий учёный,
его именем названа таблица умножения. (Пифагор)
Сколько горошин может войти в стакан? (Нисколько)
2. Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневные часы. (Солнце)
Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах - голубые? ( В самолетах нет стоп-кранов).
3. В какой стране самое большое население? (Китай)
Воспитывая своего сына – двоечника, папа изнашивает в год 2 брючных ремня. Сколько ремней износил папа за 8 классов, если известно, что в 5 классе сын дважды оставался на второй год? (1)
2 тур.
Игроки 2 тура занимают места возле экрана с вращающимся волчком. Ведущий представляет участников игры, читает задание.
Задание для второго тура.
Задание второй тройке.
Старинная русская мера веса (массы). С конца 16 века он служил мерой веса драгоценных металлов и камней. Он же - устройство, служащее для автоматического управления потоком пара (дикости, газа) в тепловых гидравлических машинах. Назовите эту меру веса (массы). [Золотник - около 4,3 г.]
(игра проходит по сценарию игры с первой тройкой).
Послесловие. Предполагается, что это слово произошло от слова Злотник - названия монеты во время правления князя Владимира Святославовича. С конца 16 века золотник служил единицей массой всех драгоценных металлов и камней. Поговорки: Мал золотник, да дорог. Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами. Мал золотник, да золото на нем весят, велик верблюд, да воду на нем возят. Свой золотник чужого пуда дорог.
Третий отборочный тур.
Ведущий зачитывает начало пословиц, в которых встречаются цифры, а зрители должны завершить ее.
1. В известной сказке «Поди, туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что» царь послал стрелка Андрея за « тридевять земель». Вопрос! Тридевять – это сколько? (27)
Семеро одного (не ждут).
2. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?
(часы, которые остановились)
Один в поле не (воин).
3. Название промежутка времени, в течении которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.(год)
Семь раз отмерь (один отрежь).
4. Не имей сто рублей, а (имей сто друзей) и т. д.
3 тур.
Участники третьей тройки занимают места возле экрана с волчком. Ведущий представляет участников игры, читает задание.
Задание для третьего тура.
Он был задумчив и спокоен, Загадкой круга увлечен. Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим плечом. Прошли столетий вереница, Научный подвиг не забыт. Никто не знает, кто убийца, Но знают все, кто убит. Формулу S=√p(p-a)(p-b)(p-c) называют формулой Герона. Она позволяет вычислить площадь любого треугольника, если известны его стороны. Но в действительности первым ее доказал другой математик древности, который погиб от меча римского солдата, горда воскликнув: «Отойди, отойди, не трогай моих чертежей!» [Архимед]
Послесловие. Архимед - греческий ученый, основатель гидростатики, создатель мощных катапульт, гигантских кранов, защитник Сиракуз. И сегодня известны: спираль Архимеда, закон Архимеда, аксиома Архимеда и т.д. Это он определил приближенное значение числа p. Осталось имя Архимеда и в физике: закон Архимеда, винт Архимеда. Крылатой стала фраза: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю!» Игра проходит по сценарию игры с предыдущими тройками.
Математическая пауза (музыкальная)
I. По утрам шурша листами, 2.К вечеру им всем не спится, Собирается народ. В логарифмы Бриг глядит, Пифагор штаны стирает, Брадис возится с таблицей, Эйлер интеграл берет. Измеряет мир Евклид. Гаусс корни извлекает, Сам Безу там без остатка Ньютон делает бином, Делит сложный многочлен. Кто-то оси расставляет, Архимед сидит с числом.
Ведущий. И стоит в стране чудесной Новый город со дворцом, А в дворце златоглавом Знаки дружно там живут, Знаки терем стерегут, Вместе песенку поют.
1. Плюсик ты мой, я - твой минус. Косинус ты, я – твой синус. Ты аксиома, я – теорема. Следствие ты, а я - лемма. Ма-те-ма-ти-ка моя… | 2. Знание - ты, я - шпаргалка, Если ты ноль, то я палка, Ты - ордината, я - абсцисса. Ты - уголок, я - биссектриса. Частное - ты, я - делитель, Ты - знаменатель, я - числитель, Ты - мой кружок, я- твой сектор, Ты- модуль мой, я- твой вектор, Ма-те-ма-ти-ка моя… |
Припев. Я ночами плохо сплю, Математику я так давно люблю. Я и днем теперь не сплю, Я и вечером не сплю, Ма-те-ма-ти-ку, математику люблю. | Припев: Сумма моя, а я разность, Дольная ты, а я - кратность, Гипотенуза ты, я - твой катет. Терминов нам с тобой хватит. Ма-те-ма-ти-ка моя. |
Финальная игра.
Приглашаем финалистов.
Задание финалистам. Любая область знаний - физика, химия, биология, социология, лингвистика, геодезия и т.д. – имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи этих объектов. Как называется «связь» в математике? Подсказка. Синонимы этого термина: соответственно, отображение, преобразование, оператор и т.д. [Функция]
Призы
Общие тетради | 500 |
Сладкий приз | 350 |
Дневник | 250 |
Линейка | 50 |
Диск СД | 200 |
Победитель выбирает на набранное количество очков призы.
Ведущий предлагает суперигру. Предложение принимается.
Супер игра.
Устанавливаются указатели призов, победитель крутит волчок, выбирает приз.
Ведущий. Итак, начинаем суперигру.
Суперпризы: отметка «5» по математике; отметка «5» по математике (две); ручка;
Победитель выбирает на набранное количество очков призы. Ведущий предлагает супер игру победителю. Предложение принимается. Пока победитель отдыхает перед суперигрой, объявляется игра со зрителями.
Игра со зрителями. Задание 1.Что легче: пуд воды или пуд железа? [Одинаковы] Задание 2. Многие термины, которые используются в школьном курсе математики, имеют греческое или латинское происхождение. Что означает в переводе с греческого языка математический термин «хорда»? [Струна]
Задание супер игры: Однажды учитель начальных классов, чтобы занять детей на продолжительное время самостоятельной работой, предложил им такое задание: вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Но один мальчик, ставший потом знаменитым математиком, выполнил это задание моментально. Ему принадлежать слова «Математика - царица наук, арифметика - царица математики». Назовите имя мальчика - будущего математика. [Гаусс]
Разрешается назвать 3 буквы. На обдумывание дается 1 мин.
Ведущий поздравляет победителя и подводит итоги игры «Поле математических чудес».
Подведение итогов игры. Вручаются призы и награды.
Поздравляем победителя суперигры.
(Жюри определяет победителя среди болельщиков.)
Подведение итогов игры.
Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас _
Будут в вашей жизни успехи
И победы ещё не раз.
Главное не забывайте:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Нужно прежде всего
Математику знать
Литература. 1. Лиман, М.М. Школьникам о математике и математиках. Просвещение, 1981. 2.Глейзер, Г.И. История математики в школе. Просвещение, 1981. 3.Олехник, С.Н. и др. Старинные занимательные задачи. Наука, 1985. 4. Балк, М.Д., Математика после уроков./ Балк Г.Д. / Просвещение, 1971.