МОУ «Дубовская СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов
Белгородского района, Белгородской области»
учитель истории и обществознания
Дорошенко Наталья Владимировна
Внеклассное мероприятие на тему:
«Никогда больше…»
Цель: актуализировать знания учащихся о Второй мировой войне и Холокосте, показать причины национализма, опасность форм его проявления и возрождения фашизма, воспитывать у учащихся негативное отношение к любым формам насилия и стремление противостоять им в наше время.
Задачи:
- формирование толерантного сознания и патриотизма;
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
- формирование патриотизма и гражданственности.
Вступительное слово учителя:
Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с земли. И сегодня мы почтим память жертв Холокоста. В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Это одна из причин, по которой в России продолжается рост экстремистских настроений. Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России, в том числе и в нашем городе, Белгороде, появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением носят подчас напряженный характер. Проявление нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи. Существуют экстремистские группировки, часть из которых имеет националистическую окраску.
Наш урок называется «Никогда больше». «Никогда больше» - было написано на стене барака одного из лагерей смерти. «Никогда больше» - первый и главный урок, что вынес еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста. Никогда больше не может быть геноцида и рабства. Мы обязаны помнить все уроки Второй мировой войны и в том числе знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился.
Первый ученик:
Слово «Холокост» происходит от др.греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение». В Библии – это одна из форм жертвоприношения в храме.
Впервые термин «Холокост» появился в американской публицистике в 60 –х годах XX в. и символизировал крематории концлагеря Освенцима. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.
Второй ученик:
Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название “Хрустальная ночь”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены.
Третий ученик:
1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте. В период Великой отечественной войны на оккупированной нацистами и их союзниками территории СССР оказалось свыше 80 миллионов человек. Среди них - около 3 миллионов советских евреев. По разным оценкам, от 2,6 до 2,8 миллиона из них погибли. Это почти половина всех еврейских жертв нацизма в Европе. Именно на советской земле началось их тотальное истребление. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.
Гетто – это особые районы, где евреям предстояло теперь жить. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. В гетто погибало множество детей — из-за отсутствия еды, одежды, крыши над головой. Нацистское руководство равнодушно относилось к массовой смертности детей, так как считало, что дети из гетто непригодны для какой-либо полезной деятельности, то есть — тунеядцы. После прибытия в Освенцим или другой лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. На оккупированной Германией территории Польши и Советского Союза тысячи детей были расстреляны и брошены в общие могилы.
Первый чтец (ученик читает стихотворение Тамары Ростоцкой «Дети гетто»)
Дети, рожденные в гетто,
Печальные дети войны,
Нарушив невольно запреты -
На свете вы быть не должны.
Нельзя вам дышать кислородом,
Нельзя в колыбели кричать -
Своим незаконным приходом
Под пули подставите мать.
И мечутся матери, плачут,
И помощи просят врачей,
И прячут родимого, прячут
Средь всяких ненужных вещей.
Выносят в корзинах плетенных
Под тусклым огнем фонарей
Малюток, в неволе рожденных,
На милость других матерей.
Четвертый ученик:
Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть. Самые крупные лагеря смерти были в Польше. Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.
Второй чтец (ученица читает стихотворение Наума Коржавина “Дети в Освенциме”)
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый раз опять, –
Кляня, ругаясь без причины…
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы,
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин “идеи” были,
Мужчины мучили детей.
Пятый ученик:
На территории бывшего СССР таким страшным символом Холокоста стал Бабий Яр в городе Киевe. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тыс. жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали.
Третий чтец: (ученица читает стихотворение Нателлы Болтянской «Бабий Яр»)
Мама, отчего ты плачешь,
Пришивая мне на платье
Желтую звезду?
Вот такое украшенье
Хорошо б щенку на шею -
Я его сейчас же приведу.
А куда уводят наших,
Может, там совсем не страшно,
Может, там игрушки и еда?
Мне сказал какой-то дядя,
Сквозь очки в бумажку глядя,
Что назавтра нас возьмут туда.
Посмотри, какая прелесть,
Вот оркестр играет фрейлехс,
Отчего так много здесь людей?
Мама, ну скажи мне, мама,
Кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?
Что ты плачешь, ты не видишь -
Их язык похож на идиш,
Ну почему все пьяные с утра?
Может быть, в войну играют,
Раз хлопушками стреляют...
Мама, это вовсе не игра.
Мама, отчего ты плачешь,
Мама, отчего ты пла...
Учитель:
В память 6 миллионов евреев- жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Ва-шем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме. Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста.
Четвертый чтец (ученица читает стихотворение Шуламиты Чепела )
Я не знаю, как писать о Холокосте,
Чтобы не было потом страшно.
Ведь взывают из земли кости,
И не чьи-нибудь они – наши…
Как в горящее взглянуть гетто,
Что б не вздрогнули от слез руки,
Эти дети навсегда – где-то…
А могли бы быть уже внуки…
Как с улыбкой показать печи
В распахнувшихся вратах ада?
Догорают в тишине свечи…
Лучше, молча, посидим рядом…
Учитель:
«Никогда больше» - было написано на стене барака одного из лагерей смерти. Мы обязаны в один голос заявить нынешним и будущим поколениям: никто не может и не имеет права быть равнодушным к антисемитизму и другим проявлениям расовой или религиозной нетерпимости.
Если люди верят, что закон предпочтительнее, чем война, они должны сделать все возможное для укрепления власти первого и прекратить прославлять второе.
Понимание, сострадание и терпение могут дать гораздо больше, чем ядерное уничтожение или современные боевые действия. Память о тех, кто погиб в Холокосте и бесчисленных последующих войнах, взывает к мирному будущему для всех нас.
Пятый чтец: (ученица читает стихотворение Шуламиты Чепела )
Я, как и многие из нас,
живу тогда, как и сейчас.
Я, как и многие сейчас,
живу за них, живу за нас.
Шесть миллионов мертвых глаз
зовут меня – смотри за нас,
Шесть миллионов мертвых рук
зовут меня – «бери, мой друг!
Бери снега, бери цветы,
рисуй прекрасные мечты,
Черты любимые ласкай
и другу руку пожимай.
И ты живи в любви своей –
в шесть миллионов раз сильней.
В шесть миллионов больше сил потрать,
чтоб мир нас не забыл!»
И, принимая эту роль,
не заглушая в сердце боль,
В вечерней мирной тишине
мы загораемся в огне.
Сливаясь с памятью иной,
к печам за страшною стеной
Мы возвращаемся опять,
Чтоб вместе с Ними - умирать…
Список литературы
1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.
2)Уроки холокоста // Наша власть: дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.
3) www.holofond.ru/
4) www.yadvashem.org/
5)http://holocaust.ioso.ru/