СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие на тему "Никогда больше..."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия посвящена Холокосту. Данное мероприятиие направленно на актуализацию знаний учащихся о Великой Отечественной войне и о Холокосте. Оно рассказывает о причинах национализма, опасности форм его проявления и возрождения фашизма.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему "Никогда больше..."»



МОУ «Дубовская СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов

Белгородского района, Белгородской области»

учитель истории и обществознания

Дорошенко Наталья Владимировна




Внеклассное мероприятие на тему:



«Никогда больше…»

Цель: актуализировать знания учащихся о Второй мировой войне и Холокосте, показать причины национализма, опасность форм его проявления и возрождения фашизма, воспитывать у учащихся негативное отношение к любым формам насилия и стремление противостоять им в наше время.

Задачи:

 - формирование толерантного сознания и патриотизма;

- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

- формирование патриотизма и гражданственности.

Вступительное слово учителя:

Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с земли. И сегодня мы почтим память жертв Холокоста. В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост.  Это одна из причин,  по которой в России продолжается рост экстремистских настроений. Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России, в том числе и в нашем городе, Белгороде, появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением носят подчас напряженный характер. Проявление нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи. Существуют экстремистские группировки, часть из которых имеет националистическую окраску.

Наш урок называется «Никогда больше». «Никогда больше» - было написано на стене барака одного из лагерей смерти. «Никогда больше» - первый и главный урок, что вынес еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста. Никогда больше не может быть геноцида и рабства. Мы обязаны помнить все уроки Второй мировой войны и в том числе знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился.



Первый ученик:



Слово «Холокост» происходит от др.греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение». В Библии – это одна из форм жертвоприношения в храме.

Впервые термин «Холокост» появился в американской публицистике в 60 –х годах XX в. и символизировал крематории концлагеря Освенцима. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.


Второй ученик:

Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название “Хрустальная ночь”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены.

Третий ученик:

1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте. В период Великой отечественной войны на оккупированной нацистами и их союзниками территории СССР оказалось свыше 80 миллионов человек. Среди них - около 3 миллионов советских евреев. По разным оценкам, от 2,6 до 2,8 миллиона из них погибли. Это почти половина всех еврейских жертв нацизма в Европе. Именно на советской земле началось их тотальное истребление. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Гетто – это особые районы, где евреям предстояло теперь жить. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах.  В гетто погибало множество детей — из-за отсутствия еды, одежды, крыши над головой. Нацистское руководство равнодушно относилось к массовой смертности детей, так как считало, что дети из гетто непригодны для какой-либо полезной деятельности, то есть — тунеядцы. После прибытия в Освенцим или другой лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. На оккупированной Германией территории Польши и Советского Союза тысячи детей были расстреляны и брошены в общие могилы. 

Первый чтец (ученик читает стихотворение Тамары Ростоцкой «Дети гетто»)

    Дети, рожденные в гетто,
    Печальные дети войны,
    Нарушив невольно запреты -
    На свете вы быть не должны.

    Нельзя вам дышать кислородом,
    Нельзя в колыбели кричать -
    Своим незаконным приходом
    Под пули подставите мать.

    И мечутся матери, плачут,
    И помощи просят врачей,
    И прячут родимого, прячут
    Средь всяких ненужных вещей.

    Выносят в корзинах плетенных
    Под тусклым огнем фонарей
    Малюток, в неволе рожденных,
    На милость других матерей.

Четвертый ученик:

Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть. Самые крупные лагеря смерти были в Польше. Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Второй чтец (ученица читает стихотворение Наума Коржавина “Дети в Освенциме”)

Мужчины мучили детей. 
Умно. Намеренно. Умело. 
Творили будничное дело, 
Трудились – мучили детей. 
И это каждый раз опять, – 
Кляня, ругаясь без причины… 
И детям было не понять, 
Чего хотят от них мужчины. 
За что – обидные слова. 
Побои, голод, псов рычанье? 
И дети думали сперва, 
Что это за непослушанье. 
Они представить не могли 
Того, что было всем открыто: 
По древней логике земли, 
От взрослых дети ждут защиты. 
А дни всё шли, как смерть страшны, 
И дети стали образцовы, 
Но их всё били. Так же. Снова. 
И не снимали с них вины. 
Они хватались за людей. 
Они молили. И любили. 
Но у мужчин “идеи” были, 
Мужчины мучили детей.

Пятый ученик:

На территории бывшего СССР таким страшным символом Холокоста стал Бабий Яр в городе Киевe.  Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тыс. жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали.

Третий чтец: (ученица читает стихотворение Нателлы Болтянской «Бабий Яр»)
Мама, отчего ты плачешь,
Пришивая мне на платье
Желтую звезду?
Вот такое украшенье
Хорошо б щенку на шею -
Я его сейчас же приведу.
А куда уводят наших,
Может, там совсем не страшно,
Может, там игрушки и еда?
Мне сказал какой-то дядя,
Сквозь очки в бумажку глядя,
Что назавтра нас возьмут туда.
Посмотри, какая прелесть,
Вот оркестр играет фрейлехс,
Отчего так много здесь людей?
Мама, ну скажи мне, мама,
Кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?
Что ты плачешь, ты не видишь -
Их язык похож на идиш,
Ну почему все пьяные с утра?
Может быть, в войну играют,
Раз хлопушками стреляют...
Мама, это вовсе не игра.
Мама, отчего ты плачешь,
Мама, отчего ты пла...

Учитель:

 В память 6 миллионов евреев- жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Ва-шем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста  в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме. Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста.

Четвертый чтец (ученица читает стихотворение Шуламиты Чепела )

Я не знаю, как писать о Холокосте, 
Чтобы не было потом страшно. 
Ведь взывают из земли кости, 
И не чьи-нибудь они – наши… 

Как в горящее взглянуть гетто, 
Что б не вздрогнули от слез руки, 
Эти дети навсегда – где-то… 
А могли бы быть уже внуки… 

Как с улыбкой показать печи 
В распахнувшихся вратах ада? 
Догорают в тишине свечи… 
Лучше, молча, посидим рядом…



Учитель:

«Никогда больше» - было написано на стене барака одного из лагерей смерти. Мы обязаны в один голос заявить нынешним и будущим поколениям: никто не может и не имеет права быть равнодушным к антисемитизму и другим проявлениям расовой или религиозной нетерпимости.

Если люди верят, что закон предпочтительнее, чем война, они должны сделать все возможное для укрепления власти первого и прекратить прославлять второе.

Понимание, сострадание и терпение могут дать гораздо больше, чем ядерное уничтожение или современные боевые действия. Память о тех, кто погиб в Холокосте и бесчисленных последующих войнах, взывает к мирному будущему для всех нас.



Пятый чтец: (ученица читает стихотворение Шуламиты Чепела )

Я, как и многие из нас, 
живу тогда, как и сейчас. 
Я, как и многие сейчас, 
живу за них, живу за нас. 
Шесть миллионов мертвых глаз 
зовут меня – смотри за нас, 
Шесть миллионов мертвых рук 
зовут меня – «бери, мой друг! 
Бери снега, бери цветы, 
рисуй прекрасные мечты, 
Черты любимые ласкай 
и другу руку пожимай. 
И ты живи в любви своей – 
в шесть миллионов раз сильней. 
В шесть миллионов больше сил потрать, 
чтоб мир нас не забыл!» 
И, принимая эту роль, 
не заглушая в сердце боль, 
В вечерней мирной тишине 
мы загораемся в огне. 
Сливаясь с памятью иной, 
к печам за страшною стеной 
Мы возвращаемся опять, 
Чтоб вместе с Ними - умирать…







Список литературы

1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.

2)Уроки холокоста // Наша власть: дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.

3) www.holofond.ru/

4) www.yadvashem.org/

5)http://holocaust.ioso.ru/