Предмет | География |
Класс | 8 |
Учитель | Казберова Евгения Федоровна |
Дата проведения урока | 29.11.2019 |
Тема урока | Внутренние воды России |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель урока | Систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить номенклатуру, определить уровень приобретенных универсальных учебных действий по изученной теме и возможности их использования в новой ситуации; |
Планируемые результаты | Предметные: закрепить и систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить номенклатуру, определить уровень приобретенных УУД по изученной теме и возможности их использования в новой ситуации; Личностные: воспитание бережного отношения к воде, природе. Метапредметные: Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал, выделять главное и развивать внимание, память, речь, творческие способности, коммуникативные умения Регулятивное УУД: выполнять учебные задания в соответствии с целью, самостоятельно определять цель и тему урока, соотносить учебные действия с известным алгоритмом, оценивать результаты учебной деятельности. Познавательное УУД: применять знания на практике, обосновывать свое суждение. Коммуникативное УУД: пользоваться речью для регуляции своего действия, согласовывать позиции и находить общее решение, представлять результат деятельности. |
Основные понятия | Река, падение реки, уклон реки, типы озерных котловин, сточное, бессточное озеро, ледники, подземные воды. |
Межпредметные связи | География, литература, история, музыка |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - учебник: И. И. Баринова География России: Природа. - презентация; - раздаточный материал. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах |
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты УУД |
I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) | Настроить учащихся на активную работу на уроке, включить их в учебную деятельность Создать положительный эмоциональный настрой | (слайд 1) Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне. Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на нашем открытом уроке, который называется ….. | Готовят рабочее место. Внимательно слушают учителя. | Познавательные, общеучебные, коммуникативные. |
II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие (2 мин) | Повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания. Определить индивидуальные затруднения, указывающие на недостаточность имеющихся знаний | А как называется наш урок нам предстоит сейчас выяснить... Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? Да, каждый из вас прав по-своему а теперь послушайте шуточную песенку (Звучит песенка Водовоза) Сформулируйте тему урока? Действительно тема нашего сегодняшнего урока: (слайд № 3): «Внутренние воды и внутренние ресурсы России» | Думают, предлагают варианты ответов и сами называют тему урока. Перечисляют виды внутренних вод. | Регулятивные, целепологание, коммуникативные. |
Выявление места и причины затруднения целеполагания (2 мин) | Организация коммуникации, в ходе которой фиксируется затруднение. Согласовывается цель урока | Учитель предлагает исходя из темы определить значение цели и задачи урока для каждого ученика по теме и помогает им наводящими вопросами, если это будет необходимо (слайд 4) | Ставят цели и задачи к уроку | Коммуникативные, регулятивные |
III этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач | 1.Создание благоприятной атмосферы, заинтересованности. | Сегодня вы будете работать в парах. Не стесняйтесь советуйтесь и помогайте друг другу. Учитель в ходе беседы активизирует опорные знания школьников о внутренних водах. | Ведут беседу с учителем | Познавательные, коммуникативные, регулятивные |
III этап. Обобщение и систематизация знаний | 1.Повторение и закрепление пройденного материала, 2.Корректировка полученных знаний | Приступаем к обобщению и систематизации полученных знаний, и так, Задание №1 Составьте схему «Типы внутренних вод» (3мин) Учитель организует деятельность учащихся по применению новых знаний. | 1.Учащиеся заполняют схему, затем ее озвучивают | Познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Задание № 2 «Найди меня» (10 мин) Определите географический объект по его краткому описанию и отметьте на контурной карте. Учитель предлагает определить по описанию о каком географическом объекте, идет речь (Ответы: 1 – река Енисей, 2 – река Волга, 3 – озеро Байкал, 4 — Эльтон, 5 — Каспийское море, 6 — Амур, 7 — Чудское озеро, 8 — река Лена, 9 — Ладожское озеро ). | Обучающиеся выполняют самостоятельную работу; на контурной карте подписывают объекты пользуясь географическим атласом. | Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные, |
Физкульт-минутка | Психологическая разгрузка | Дети встают, учитель открывает балкон и проводит дыхательную гимнастику (3 мин) | Обучающиеся внимательно слушают учителя, дыхательная гимнастика-это не просто расслабление, это путь к здоровью | |
| | Задание № 3: «Третий лишний» (10 мин) В цепочке, состоящей из трёх названий, вычеркнуть лишнее и подпишите на контурной карте. 1 (Волга – река бассейна внутреннего стока). 2 (Ладожское – озеро, другие – водохранилища). 3(Рыбинское – водохранилище, Байкал и Ханка – озёра). 4 ( Ангара – приток Енисея, Вилюй и Витим – притоки Лены). 5 (Иртыш – приток Оби, Кама и Ока – притоки Волги). 6(Каспийское – солёное озеро, Онежское и Байкал – пресные). | Обучающиеся работают с тестовыми задания, работают с источниками географической информации. | Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные |
| | Задание № 4: «Математика в географии» (5 мин) Определите падение и уклон реки 1.Уклон реки составляет 1 м на километр длины. 2.Падение реки составляет 280 метров, а уклон реки равен 9,3 см на километр длины. 3.Уклон реки равен 31 см/км. | Обучающиеся используя разные источники географической информации определяют географический объект, обучающиеся задают наводящие вопросы. | Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные |
V этап. Информация о домашнем задании. Домашнее задание (2 мин) | | 1.Учитель предлагает провести интернет –расследование и раздает учащимся стихотворный текст с заданиями (приложение) | Обучающиеся получают стихотворный текст с заданием, дома проводят исследование готовят выступление | |
VI этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия учебной деятельности (2 мин) | Учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. Соотнести цели и результаты деятельности и наметить дальнейшие цели. | Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими. На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство» Учитель благодарит своих учеников за совместную работу и говорит о том, что они были активными, было приятно слушать их умные ответы. Работал весь класс. Умеете ставить вопросы и отвечать на них, вести диалог, отбирать из материала нужную информацию. Просто молодцы! Спасибо вам! А сейчас я предлагаю вас оценить свою деятельность, пройдите к лесенке успеха, 1-если у вас сегодня на уроке ничего не получилось, вы ничего так и не запомнили и ничему не научились нарисуйте свою капельку на самой нижней ступеньке, 2-если у вас еще есть проблемы и вам, что то надо подучить на вторую 3-если вам все удалось, и у вас не осталось никаких проблем на верхнюю. | Отвечают на вопросы учителя Определяют уровень достижения своих результатов Делятся впечатлениями об уроке | |