МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка»
Выступление на районном методическом объединении на тему: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Подготовила: воспитатель
Иноходцева Людмила Станиславовна
Рыльск
2023г
«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»
Сухомлинский Василий Александрович.
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе.
Нравственные качества — это нравственные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и определяющие ее привычные формы. Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения. В дошкольном возрасте базисными понятиями нравственной сферы являются такие понятия, как: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения - одна
из острых проблем общества на современном этапе.
Наблюдая за детьми во время занятий, бесед и в их свободной деятельности, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование сказки.
Именно это произведение входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного периода и может оставаться с ним на всю жизнь. Содержание, композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, что является незаменимым инструментом в воспитании нравственно здоровой личности ребенка. Народные сказки — это древнейший способ передачи жизненной мудрости от поколения к поколению.
Для себя я обозначила следующую цель: формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Исходя из цели, я поставила перед собой такие задачи:
1. Пробуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
2.Формировать у детей нравственные качества (милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь).
3.Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Для себя я выделила этапы работы по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок:
1этап- это знакомство со сказкой. Цель этапа – формирование эмоционального отношения к действиям и героям сказки через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей.
2 этап- эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе закрепляю с воспитанниками содержание произведения. Посредствам наблюдения делаю вывод, как дошкольники поняли суть прочитанного, какой нравственный поступок героя восприняли наиболее ярко и выраженно, какое чувство возникло к персонажу по отношению к действиям и событиям через пересказ, настольный театр, подвижные игры у детей.
3 этап- это отражение отношения ребенка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности. Цель этапа- развить навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношение к героям и воплощая свои переживания через продуктивные виды деятельности.
4 этап- подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр, драматизаций, театрализованных, творческих игр, что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.
Для реализации поставленной цели необходима развивающая предметно - пространственная среда.
В группе создана функциональная, доступная и безопасная обстановка. Оформлен уголок книги, в котором размещены различные сказки: волшебные, социально-бытовые, кумулятивные, докучные, о животных, не менее двух экземпляров каждого произведения.
В группе размещен уголок театрализованной деятельности, где дошкольники играют в кукольный, пальчиковый, настольный театр и т., д. Например, дети любят самостоятельно разыгрывать сценки, используя куклы би-ба – бо. Когда ребенок управляет персонажами, то мысленно отождествляет себя с героем и действует за него. Такие виды самостоятельных игр позволяют мне ясно видеть недостатки и достижения во нравственном развитии ребенка, наметить дальнейшие задачи.
К нам на занятия «приходят» герои сказок. Они «просят» детей помочь им в разрешении возникших конфликтов. Воспитанники охотно помогают нашим «гостям», рассказывая правила поведения, о пользе хороших поступков, что нужно жить дружно, быть добрее и внимательнее к окружающим.
В непосредственно образовательной деятельности активно использую сказки и сказочных героев. На начальном этапе своей работы, я столкнулась с проблемой детской неусидчивости вовремя слушанья. И познакомила своих непосед с куклой «Сказкослушательницей», которую мы ласково назвали «Варенька». Чтобы не обидеть и не мешать кукле, нужно сидеть спокойно. Ребята стали более внимательными, меньше отвлекаются, проявляют усидчивость, лучше запоминают сюжет сказки, активнее пересказывают.
Так же для формирования нравственных качеств использую дидактические игры: «Ступеньки доброты», «Волшебный кубик со сказками», «Угадай и собери сказку», «Оцени поступок», и др. Больше всего детям нравится игра «Сказки на кубиках». В ней могут принимать участие сразу несколько ребят, у каждого — свой кубик, на котором изображены картинки с сюжетами сказок. Каждый по очереди подкидывает свой кубик и рассказывает о произведении, которое выпало на нем, выражает своё отношение к персонажу, даёт характеристику. Например, лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка» хитрая и бессовестная, а зайчик – добрый, отзывчивый и доверчивый.
Воспитание нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Ведь важную роль в воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста играют родители. Именно в семье формируются такие важные нравственные качества личности, как трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, доброта, чуткое отношение к окружающим людям.
Для того, чтобы работа по формированию нравственных качеств у детей была более эффективной, провожу работу с родителями:
- беседы, консультации на темы: «Почитай мне, мама, сказку», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Рисуем сказку», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка» и др;
- привлекаю родителей к оформлению группы к праздникам, пополнению книжного уголка сказками разных жанров, изготовлению подделок с детьми;
- постоянно обновляю информацию в уголке для родителей, в котором они могут ознакомиться с советами и пожеланиями как правильно воспитать в ребенке нравственную личность. Например, «С чего начинается воспитание», «Что влияет на воспитание детей», «Формирование нравственных качеств через новую эмоцию».
Проведенная мною работа по воспитанию нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок позволила добиться положительных результатов:
- Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и своих товарищей.
-У детей сформировалось представления о добре и зле, о пользе добрых поступков и их необходимости в жизни людей.
- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль.
-Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей.
Вывод:
Главное достоинство народной сказки в формировании нравственных качеств дошкольников, заключается в том, что посредством событий в сказке дети усваивают такие нравственные нормы как позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и самому себе, доброжелательность, умение и желание трудиться, проявления уважения к старшим, не обижать слабых, помогать нуждающимся, не обманывать, выполнять обещания.Поэтому, чем раньше сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Спасибо за внимание!