СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание трудных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание трудных детей»

Воспитание трудных детей

Воспитание трудных детей

Кто такие трудные дети?  Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Поэтому используется также синоним “трудновоспитуемые дети”, так как они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.  Термин трудные дети часто употребляют наряду с таким термином, как дети группы риска, трудновоспитуемые дети. Довольно распространено и понятие “дети, находящиеся в особо трудных условиях”, которое пришло в педагогическую науку и практику из документов ООН.

Кто такие трудные дети?

Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Поэтому используется также синоним “трудновоспитуемые дети”, так как они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.

Термин трудные дети часто употребляют наряду с таким термином, как дети группы риска, трудновоспитуемые дети. Довольно распространено и понятие “дети, находящиеся в особо трудных условиях”, которое пришло в педагогическую науку и практику из документов ООН.

 В современном толковом словаре русского языка Ефремовой даётся такое определение:  « Трудновоспитуемый - такой, которого трудно воспитывать».  Толковый словарь Ожегова даёт почти такое же определение:  « Трудновоспитуемый  – с трудом поддающийся воспитанию».  Трудные дети – широкое обобщённое понятие, используемое в научной и научно-популярной литературе.  Трудные или трудновоспитуемые дети  – категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.

В современном толковом словаре русского языка Ефремовой даётся такое определение:

« Трудновоспитуемый - такой, которого трудно воспитывать».

Толковый словарь Ожегова даёт почти такое же определение:

« Трудновоспитуемый  – с трудом поддающийся воспитанию».

Трудные дети – широкое обобщённое понятие, используемое в научной и научно-популярной литературе.

Трудные или трудновоспитуемые дети  – категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.

 Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.  Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к трудным детям относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.

Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к трудным детям относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Причины появления трудных детей: отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность; усиление влияния псевдокультуры; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

Причины появления трудных детей:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; большое количество разводов; потеря эмоциональных контактов с детьми.
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • большое количество разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.
Методы и приемы педагогического воздействия  В повседневной практике педагогу приходится постоянно корректировать поведение учеников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях учитель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.  Г руппы педагогических приемов  Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между учителем и учеником, установлению душевного контакта: проявление доброты, внимания, заботы; просьба;

Методы и приемы педагогического воздействия

В повседневной практике педагогу приходится постоянно корректировать поведение учеников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях учитель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Г руппы педагогических приемов

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между учителем и учеником, установлению душевного контакта:

  • проявление доброты, внимания, заботы;
  • просьба;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).  «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик.
  • поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).
  • «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
  • обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик.
прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; проявление огорчения; проявление умений учителя, его мастерство.
  • прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать;
  • проявление огорчения;
  • проявление умений учителя, его мастерство.
Правила применения поощрения  Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями: поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях; любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции; форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

Правила применения поощрения

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

  • поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
  • любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
  • форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
  награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок; поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды; помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды; никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день; ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
  •   награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
  • поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
  • помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
  • никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
  • ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно; всегда учитывайте состояние ребенка; не унижайте ребенка; соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
  • если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
  • всегда учитывайте состояние ребенка;
  • не унижайте ребенка;
  • соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
Приёмы, способствующие формированию у ребенка правильного поведения Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога. Доверие. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы. Вовлеченность в интересную деятельность. Пробуждение гуманных чувств. Нравственное упражнение.

Приёмы, способствующие формированию у ребенка правильного поведения

  • Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
  • Доверие.
  • Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
  • Вовлеченность в интересную деятельность.
  • Пробуждение гуманных чувств.
  • Нравственное упражнение.

Приёмы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена. Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

Приёмы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика

  • Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
  • Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
  • Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие приемы Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен. Необычный подарок. Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм. Приказание. Предупреждение.

Прямые и косвенные тормозящие приемы

  • Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
  • Необычный подарок.
  • Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
  • Приказание.
  • Предупреждение.
Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание. Возбуждение тревоги о предстоящем наказании. Проявление возмущения.
  • Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
  • Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
  • Проявление возмущения.
Вспомогательные приёмы Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения. Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Вспомогательные приёмы

  • Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
  • Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.