СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по педагогике «Ситуация успеха в процессе воспитания трудных детей»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит характеристику училища полной занятости, изучение индивидуальных особенностей трудных детей, формы и методы воспитательной работы с трудными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Материал по педагогике «Ситуация успеха в процессе воспитания трудных детей»»

Контрольная работа по педагогике:







«ситуация успеха в процессе воспитания трудных

детей»













































СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ




  1. Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3

  2. Аналитическая часть:

а) характеристика училища полной занятости_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4

б) изучение индивидуальных особенностей трудных детей_ _ _ _ _ _ _ 6

в) формы и методы воспитательной работы с трудными детьми_ _ _ _ 9

3. Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14

4. Приложения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _15

5. Использованная литература_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 16






































ВВЕДЕНИЕ


В методических рекомендациях последних лет подчёркивается необходимость организации досуга молодёжи, создания условий, обеспечиваю- щих разумное использование свободного времени.

На решение этих проблем направлена деятельность педагогического и учени- ческого коллективов профтехучилищ - во внеурочной работе по второму расписанию (плану воспитательной работы). Чёткий распорядок внеурочных занятий на каждый день недели обеспечивает учащимся здоровый образ жизни, регулярную смену видов деятельности, труда и отдыха, умственной и физичес- кой активности. Училище – это центр, откуда идут связи с семьёй учащегося, базовым предприятием, учереждениями культуры, школой. Вся работа, запланированная в плане воспитательной работы, должна быть нацелена на создание единого коллектива в училище, воспитание гордости за своё училище как у педагогов, так и у учащихся. Через организацию идейно-воспитательной работы с учащимися должен утверждаться нормальный образ жизни как идеал и реальность для подростков, как арена борьбы со всеми чуждыми и негативными явлениями.

В этом плане необходимо усилить воспитательную работу с трудными подростками. От педагогов требуются специальные знания по своевременному выявлению и всестороннему изучению этой категории учащихся, а также по методике фронтальной и индивидуальной воспитательной работы с ними.

Преподавателем в профессиональном училище № 53 я работаю 9 лет. На протяжении этих лет мне приходилось и приходится работать с разным контингентом учащихся: это дети из нормальных и неблагополучных семей, из детских домов и приютов, из коррекционных школ, педагогически запущенные дети. Тем более наше училище является специализированным учебным заведением, где обучаются в основном дети-сироты. Последние 2 года я являюсь классным руководителем группы № 161, где обучаются именно трудные подростки (80 % из группы – дети-сироты). Поэтому цель моей работы – оказать помощь таким детям в решении данных вопросов.

В своей работе я рассматриваю особенности училища, работающего по режиму полного дня и его возможности в перевоспитании педагогически запущенных и трудных учащихся; указываю доступные методы изучения индиви- дуальных особенностей учащихся в целях дифференцированного подхода к ним; описываю некоторые пути такого подхода; раскрываю формы и методы организации разумного досуга трудных подростков в целях коррекции их личности и поведения.









АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


ХАРАКТЕРИСТИКА УЧИЛИЩА ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ:


В материалах о реформе профессиональной школы большое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. В решении данной проблемы большая роль принадлежит училищам. Ведущей особенностью этих училищ является деятельность педагогов, которые участвуют в организации досуга, режима труда и отдыха учащихся. Для этого необходима материально-техническая база: наличие кабинетов, помещений для занятий кружков, спортивных секций, мероприятий с большим количеством участников и зрителей, стадиона и тд. Кроме помещений необходимо иметь музыкальный и спортивный инвентарь, костюмы, материалы и инструменты для технического творчества и т.п. Общественно-полезный труд учащихся на субботниках и воскресниках, заработанные ими средства должны идти на совершенствование базы училища.

При организации внеурочной занятости учащихся мастерам производствен- ного обучения и преподавателям приходится работать с полной отдачей. Для того чтобы не было перегрузок, лучше всего работать по скользящему графику. Мастера п/о, в дни проведения внеурочных мероприятий, посещения квартир, выходили бы на работу не к 8 часам утра, а во вторую половину дня. Преподавателям в дни таких мероприятий (занятия в кружках, молодёжные вечера и тд.) последние уроки в расписании занятий должны планироваться так, чтобы не было «окон», непроизводительных затрат времени. Скользящий график работы позволяет равномерно распределять нагрузку между всеми членами педагогического коллектива.

Весь уклад жизни в училище определяется распорядком дня и недели. Он является важным организующим и дисциплинирующим фактором. Основные его элементы носят традиционный характер. Фиксируется время сна, рационально организовано питание. В одно и тоже время проводятся линейки и пятнадцатими- нутки. Двигательная активность учащихся обеспечивается занятиями в спортивных секциях, участием в соревнованиях и оздоровительных мероприятиях. Выбор деятельности определяется возможностями и культурной средой училища. Отдых в течение недели должен быть разнообразным. Мероприятия организуются по учебным группам. Самоподготовка учащихся проводится в два приема: один час – в училище и дополнительно в общежитии или дома (время – в зависимости от успеваемости и индивидуальных особенностей учащихся). Подростки, проживающие в семье или на квартире, бывают заняты в училище до 18-19 часов.

Во внеурочной работе учащиеся заняты ежедневно. Три дня в неделю отводятся на мероприятия по плану воспитательной работы. В эти дни учащиеся заняты на на групповых и общеучилищных мероприятиях. В остальные дни учащиеся занимаются по интересам в кружках, спортивных секциях.

Культурная программа выходного дня должна быть разнообразной. Мероприятия выходного дня должны обеспечивать подросткам получение полезной информацией, а организация отдыха – снятие накопившейся за неделю усталости, повышение работоспособности, укрепление здоровья. В воскресных мероприятиях в основном принимают участие проживающие в общежитии.

Основу внеурочной деятельности учащихся составляют мероприятия просвещенческого характера и мероприятия, имеющие целью формирование умений и навыков правильного поведения, самоорганизации (мероприятия, посвящённые знаменательным датам; циклы лекций о культуре, здоровье и тд.). Участие в таких мероприятиях является обязательным для каждого учащегося. Однако при планировании внеурочной деятельности учащихся необходимо учитывать желания и интересы самих учащихся. Поэтому ежегодно, в первых числах сентября, я провожу со своими учащимися небольшое анкетирование (см. приложение № 1) , чтобы выявить их способности и узнать, какие мероприятия они хотели бы провести в группе. На основании анкетных данных и общеучилищного плана воспитательной работы (см. приложение № 2), я и составляю план воспитательной работы в группе на каждый месяц (см. приложение № 3).

































ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ:


Знание психологических особенностей трудных подростков необходимо для осуществления целенаправленных педагогических воздействий на них, а также для того, чтобы помочь этим учащимся разобраться в себе, правильно организовать самовоспитание и тем самым сделать их союзниками по перевоспитанию. Особенности личности подростков проявляются в их суждения, действиях и поступках. Анализ способов поведения, диагностические интервью, анкеты позволяют раскрыть потребности и интересы детей, их планы и идеалы, жизненные перспективы, опасения и надежды, представления о будущем, комплексы переживаний и отношений, представления о собственном «Я».

Наблюдение является методом изучения подростка на основе непосредствен- ного его восприятия. Преимущество данного метода заключается в том, что изучение осуществляется без вмешательства в естественную деятельность подростка. Поэтому руководителям группы необходимо разобраться в отношениях, которые сложились у учащегося в группе. Для этого в различных ситуациях (на уроке, на перемене, во время производственной практики, в общежитии) надо следить за тем, с кем из учащихся данный подросток вступает в контакт, каковы формы, длительность устойчивость контактов, их цели, как подросток взаимодействует с товарищами, как реагирует на их поступки и действия по отношению к нему.

Изучение подростка начинается с наблюдения за внешними его проявлениями. Надо обращать внимание на то, как он входит в класс: смело или не нерешительно, скованно или свободно; как он держится во время беседы, легко ли вступает в разговор; какая мимика у подростка. Учащегося характеризует и то, в каком положении находятся его руки при разговоре, эмоциональность и выразительность речи.

При установлении контакта и выборе средств воздействия необходимо учитывать состояние, в котором находится подросток.

Следует иметь в виду, что в училище многие качества ребёнка могут не проявляться. Для того чтобы обогатить представление об учащемся и проверить достоверность собственных наблюдений, следует обратиться за помощью к родителям или воспитателям. Желательно наряду с обобщённой характеристикой получить информацию о конкретных проявлениях того или иного качества ребёнка. Обобщённую характеристику можно получить, попросив у родителей или воспитателей детских домов составить портрет своего ребёнка или воспитанника из наиболее характерных для него качеств. Информацию о мнениях, настроениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах учащегося можно получить с его слов, умело используя метод опроса.

Жизненный опыт каждого ребёнка уникален, так как он получен в результате общения с конкретными людьми, обусловлен конкретными событиями, имевшими место в его жизни, и собственным критическим их восприятием. Сведения о некоторых сторонах жизни ребёнка могут быть получены только из собственного рассказа (жизнеописания).

Жизнеописание показывает, как ребёнок представляет себе свою роль во взаимоотношениях с другими людьми и как оценивает условия, в которых живёт. В рассказе о себе проявляются свойственное ребёнку чувство уверенности или неуверенности, страхи и заботы, идеалы, психологические конфликты, предрассудки.

Сведения, полученные из рассказов ребёнка о себе, представляют основу для построения предположений о его дальнейшем развитии. Необходимо знать людей, оказывающих наибольшее влияние на подростка, важнейшие события жизни ученика и наиболее значимые его переживания. Обогащая представления о ребёнке конкретными сведениями, можно получить возможность полнее познать его и отыскать более точные и эффективные способы воздействия. Накопление этих сведений происходит постепенно, требует большого педагогического такта, умения задавать вопросы и слушать.

Для получения достоверной информации о ребёнке необходимо использовать разные приёмы изучения, а не полагаться только на высказывания самого учащегося. Если даже учащийся испытывает потребность в разговоре с мастером или классным руководителем, сам проявляет инициативу, о некоторых своих переживаниях, проблемах он часто не может говорить из-за возникающего стеснения или других причин. Поэтому при разговоре на интересующую ребёнка тему, учащиеся прибегают к своеобразному приёму. Этот приём заключается в том, что ребёнок рассказывает что-то якобы о своём приятеле, которому он желает помочь. Говорить о другом легче, чем о себе. Я понимаю эту особенность и стараюсь использовать её в своей работе по изучению доверенных мне учащихся.

Следует чаще привлекать учащихся к обсуждению книг, кинофильмов. Анализируя рассказ подростка о книге, необходимо обратить внимание на то, что особенно взволновало его, кому из героев он сочувствует, кого осуждает. Сам того не замечая, выражая отношения к героям, ребёнок раскрывает собственные мотивы, интересы, заботы.

Необязательно задавать прямые вопросы для того, чтобы выявить особенности имеющихся у ребёнка интересов, в беседе это можно обнаружить косвенным путём, если принять во внимание, что любой человек с большим удовольствием говорит о том, что его интересует. Отношение ребёнка к использованию своего времени является надёжным показателем его стремлений и потребностей. Через соотношение фактического и желательного распределения времени появляется предпочтительное отношение ребёнка к одним объектам и видам деятельности и отрицательное к другим, рассуждения об удовлетворённости ученика собственным образом жизни.

Важным методом изучения подростков является беседа. В ходе беседы я стараюсь задавать вопросы нескольких видов:

а) прямые ( касающиеся исследуемого предмета: «Тебе нравятся юноши (девушки), с которыми ты учишься?»);

б) косвенные (снижающие опасность внушения: «Что ты делаешь, когда видишь дерущихся учащихся?»);

в) проективные (связанные с отождествлением подростка с группой или каким-либо лицом: «Подростки часто дерутся?»).

В некоторых случаях отвечающие на проективные вопросы непроизвольно присоединяют комментарий о себе, его можно вызвать и дополнительным вопросом, например: «Ну, а как ты?».

Кроме этого я использую альтернативную форму вопроса: «Вы с мамой понимаете друг друга или у тебя с ней бывают недоразумения?» или общие вопросы: «Вы можете мне что-нибудь рассказать об училище?», «Представь себе, что уроки уже окончились, теперь ты свободен в выборе занятий… Как ты проведёшь свободное время?».

Обсуждение с учащимися многих тем (об отношении к спиртным напиткам, курению и др.) невозможно без предварительной стилизации вопросов, которая позволяет говорить о неприятных вещах (злоупотребление алкоголем, драки) более свободно. В этом случае создаются условия, позволяющие уменьшить неблагоприятное впечатление от возможного ответа. «Определённая часть молодёжи употребляет алкоголь. Как относятся к этому в твоей компании? А ты сам?»

Интервью оживляется при включении в него игровых ситуаций. Например, при изучении интересов учащегося вместо прямых вопросов («Что тебе нравится?») продуктивнее будет предложить подростку подумать, к примеру, над созданием современного молодежного центра и внести любые предложения, даже самые невероятные, каким он хотел бы видеть этот центр. Игровые приёмы помогают заинтересовать ребёнка, включить его в обсуждение. Записи могут быть самыми различными, но регистрирование ответов не должно нарушать связи «педагог – подросток».

Кроме перечисленных методов изучения индивидуальных особенностей трудных детей, я хочу предложить ещё один – метод социометрии. Он позволяет раскрыть межличностные взаимоотношения (взаимоподдержка, взаимовлияние, популярность, лидерство и др.). в любом социометрическом исследовании должен присутствовать выбор. Испытуемым предлагаются вопросы, касающиеся их межличностных взаимоотношений.

Каждый учащийся должен ответить на них, выбирая тех или иных учащихся в зависимости от его отношения к ним (симпатии или антипатии, доверия или недоверия и т.д.). Для этого должен быть подготовлен список учащихся. Опрашиваемые получают социометрические карточки с вопросами, где должны выбрать тех учащихся, которые по их мнению соответствуют предложенным вопросам. Социометрический опрос лучше всего проводить в двух формах:

I. вариант: ребята отвечают на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов.

II. вариант: ребята выбирают определённое число из всех членов группы, это заставляет испытуемого более внимательно относиться к своим выборам.

Примеры вопросов для социометрического опроса и социометрическая карточка указаны в приложении № 4. Важным показателем благополучия подростка при социометрическом опросе является число взаимных выборов.

Все результаты исследований записываются в «дневнике педагогических наблюдений». Несколько страниц из этого дневника указаны в приложении № 5.







ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ:


Трудный ребёнок вступает в контакт с педагогом, обладая определённым набором привычных форм общения. Опыт негативного общения со взрослыми выработал в нём своеобразную оборонительную позицию, основанную на ожидании упрёков, нотаций, наказаний с их стороны. Ожидая враждебную реакцию взрослого и опережая её, ребёнок определённым образом защищается и усваивает свободные приёмы общения: осторожность, замкнутость, агрессия, грубость. Это проявляется и при встрече с мастером или преподавателем. Доброжелательность и уважительное отношение к ребёнку создают условия, позволяющие разорвать порочный круг, изменить укоренившиеся реакции и, таким образом, производить коррекцию, как навыков общения, так и внутриличностных структур.

У педагогов, работающих длительное время с детьми, создаётся собственная тактика общения сними, но некоторые принципы подхода к учащимся должны быть общими для всех. Педагог должен:

а) обеспечить человечески тёплое, полное понимания и уважения отношение к учащемуся, позволяющее как можно раньше установить контакт;

б) дать ребёнку почувствовать атмосферу доверия, чтобы тот свободно проявил свои убеждения и чувства;

в) относиться тактично к убеждениям и позициям трудного ребёнка.

г) анализировать происходящие в подростке изменения и осуществлять воспитательные воздействия в соответствии с этими изменениями.

В условиях воспитательной работы усиливается роль педагогического воздействия на трудного ребёнка. Организованный досуг предоставляет больше возможностей влиять на ребёнка в процессе общения с ним в обстановке, не скованной жёсткими рамками урока.

Участвуя в работе кружков, секций, ребята расширяют свой круг общения со сверстниками в училище, они общаются с учащимися всех курсов. Это сплачивает коллектив училища, способствует упрочнению положительных традиций. Кроме этого усиливается воспитывающее и дисциплинирующее влияние отдельных элементов режима на трудных детей (консультации, дополнительные занятия, предметные кружки).

В училище существенное внимание уделяется организованной подготовке учащимися домашних заданий. Для трудных детей очень важна активная работа во время самоподготовки, так как у многих из них имеются большие пробелы в знаниях, отсутствуют навыки умственного труда.

Групповая познавательная деятельность создаёт в коллективе тон благожелательности, ответственности каждого учащегося за выполнения задания лично и всей группой. В этих условиях у трудного ребёнка интенсивнее формируются познавательные потребности, ответственное отношение к учению. Хорошая деловая обстановка во время самоподготовки в училище способствует более серьёзному отношению трудного ребёнка к самостоятельному приготовлению уроков дома.

В формировании познавательной активности трудного ребёнка существенную роль играет участие в предметных кружках и факультативах. В предметных кружках трудные дети должны привлекаться к коллективной, групповой и индивидуальной деятельности. Задания учащимся, имеющим большие пробелы в знаниях, в кружке необходимо давать посильнее, особенно на первых занятиях. Но они должны быть интересными и эффективными. Выполнением таких заданий слабо успевающий трудный ребёнок укрепляет свой авторитет среди кружковцев. Это способствует его комфортному самочувствию в коллективе.

Хотя занятия в предметных кружках и направлены на повышение эффективности учения средствами внеурочной работы, однако прямой зависимости между успеваемостью учащегося и занятиями в кружке нет. Но для трудных детей такие занятия ценны тем, что способствуют систематическому чтению учащимися дополнительной литературы, расширяют его кругозор, повышают культуру. В конечном счете, это положительно сказывается и на успеваемости.

В целях формирования интереса к своей профессии, развития творческих способностей трудных детей полезно вовлекать в кружки технического творчества. Такой кружок может вести мастер своей учебной группы. Он в большей степени осведомлён об индивидуальных особенностях этих учащихся, о системе взаимоотношений в группе. Как правило, у него уже есть мнение о профессиональных способностях, ответственности и дисциплинированности каждого ребёнка, так как мастер знает об успехах учащихся на занятиях производственного обучения.

Если у ребёнка нет интереса к техническому творчеству, желания заниматься в кружке, нужно вначале давать ему несложные задания – изготовить поделку на выставку, принять участие в коллективной творческой работе.

После нескольких таких занятий, похвалив учащегося за достигнутые успехи, можно предложить ему стать постоянным членом кружка. В зависимости от вида занятий каждый учащийся должен заниматься по интересам три-четыре дня в неделю. И здесь возникает противоречие: с одной стороны, учащийся обязан в дни кружковых занятий посещать их, с другой – у многих трудных детей нет желания где-либо заниматься.

Решению этой проблемы могут помочь студийные формы занятий. В каждой студии должен быть постоянный коллектив, имеющий определённые интересы. На занятия могут приходить и другие учащиеся. В качестве примера можно привести занятия хорового и хореографического кружков, где учащиеся и руководители ставят интересные номера художественной самодеятельности и показывают их на общеучилищных мероприятиях. Учащиеся сами являются и авторами и исполнителями. Поставленные номера представляют на суд учащимся, которые являются и зрителями и рецензентами. Прошедший концерт обсуждается и анализируется.

Кроме перечисленных кружков, в нашем училище учащиеся являются членами и других коллективов: спортивной секции (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис); кружков – «цветоводства», «кройки и шитья», «макраме», «юных журналистов», «вязания». В каждом из них свои традиции, свой микроклимат, своя структура отношений, т.е. своё «поле морально-интеллектуального напряжения». Трудный ребёнок, испытывая дефицит благожелательности в одном коллективе, компенсирует его в другом. Более того, за счёт хороших взаимоотношений, прочной позиции в одном из коллективов досуга трудные учащиеся улучшают свой статус в учебной группе. Его успехи дают педагогу возможность поощрить его не «авансом», а за действительные заслуги. Для трудных детей такая похвала, поощрение, да ещё в присутствии товарищей очень значимы. Они позволяют учащимся посмотреть на себя по другому, начать положительно оценивать в себе качества, которые раньше мало ценились в их прежних компаниях.

Такая переоценка является важным звеном в механизме воздействия педагога на учащегося. В случае проступка, педагог вместо резкого замечания может высказать удивление: «Как это наш лидер (артист, спортсмен и тд.) мог допустить подобный проступок?»

Если учащийся услышал похвалу в свой адрес на училищной линейке или получил грамоту, то это будет тормозом для совершения проступков, по крайней мере, на некоторый период.

Появившиеся самоуважение и авторитет у трудного ребёнка необходимо тщательно культивировать. Поэтому, вместе с руководителем кружка, где ребёнок проявил себя, мастер и классный руководитель составляют план индивидуальной работы с ним. Планируют педагогические ситуации, в ходе которых учащийся вынужден будет обратиться к приобретённым знаниям, умениям, навыкам, добиваться их совершенствования. Эти ситуации можно планировать не только на уроках, но и на внеурочных мероприятиях.

Трудных учащихся целесообразно вовлекать в спортивные секции. Руководитель физвоспитания обладает возможностью дисциплинировать трудных детей, приучить их считаться с мнением команды, жертвовать своими личными интересами ради общего успеха. Кроме того, спорт, поглощая значительную часть времени и физических сил учащихся, отвлекает их от нездоровых интересов и потребностей: употребления алкоголя, курения, наркотиков, ранних половых отношений.

В спортивных секциях необходимо уделять большое внимание стабильности контингента, воспитанию коллективизма, товарищества. Для формирования социально-психологической устойчивости спортивного коллектива необходимо разъяснять спортсменам их цели и задачи, развивать сознательность, понимание нравственных взаимоотношений, формировать коллектив команды.

Необходимо правильно подбирать активистов, повышать их авторитет во всех сферах жизнедеятельности; обеспечивать совместную деятельность команды, комплектовать звенья во время учебно-тренировочного процесса; создавать условия для положительного самоутверждения ребят.

В настоящее время особое значение приобретают пропаганда и организация здорового образа жизни молодежи. Терпимое отношение к употреблению спиртного в семье, наличие пьющих друзей способствуют приобщению подростков к употреблению спиртных напитков. Особое внимание в плане профилактики алкоголизации учащихся в училище обращается на детей, которых отличает:

- отсутствие стойких интересов и жизненных установок, интереса к труду, желания трудиться, удовлетворения от трудовой деятельности;

- неумение культурно отдыхать и отсутствие потребности в культурном отдыхе;

- отсутствие интереса к общественной жизни, общественной работе;

- неустойчивость собственного мнения, подверженность чужому влиянию, внушаемость, подчиняемость;

- некритическое отношение к недостаткам собственной личности, отсутствие стремления к самосовершенствованию.

В зависимости от степени приобщённости к алкоголю выделяется несколько категорий учащихся: эпизодически употребляющие спиртные напитки; эпизодически злоупотребляющие спиртными напитками; систематически злоупотребляющие спиртными напитками.

Борьба с алкоголизацией учащихся в училище очень эффективна при разработке форм и методов работы с учётом каждой категории подростков. Профилактические мероприятия в этом плане осуществляются педагогическими работниками в контакте с медицинским работником училища и привлечением нарколога. Важный начальный этап антиалкогольной профилактической работы – своевременное выявление и постановка на учёт детей, приобщённых к алкоголю. Ежемесячно на совете по профилактики заслушивается отчёт о состоянии дел в училище по вопросам алкоголизации учащихся. Руководители групп к этому заседанию предоставляют для обсуждения учащихся, на которых проведённая работа не оказала должного влияния. Кроме того, они предоставляют необходимые сведения о семье ребёнка, его психологических особенностях и характере выпивок.

На такие заседания обязательно приглашается районный нарколог. Он принимает решение о постановке ребёнка на учёт. На беседу к врачу-наркологу попадают не все учащиеся, приобщённые к алкоголю. Некоторые скрывают это от администрации и руководителей группы (пьют одни, чтобы никто не видел, пьют по месту жительства). Таким учащимся обязательно нужно организовать встречу с наркологом. Помощь нарколога нужна и тем подросткам, которые хотели бы избавиться от возникающего у них пристрастия к алкоголю, но сами сделать этого не могут. Некоторые подростки хотят получить консультацию у нарколога, но постановка на учёт их пугает. Добровольное обращение к наркологу таких детей обеспечивается за счёт проведения наркологических консультаций.

На учащихся, замеченных в употреблении спиртных напитков, руководители группы заводят дневники динамического наблюдения (см. приложение № 6). Вся информация о пьянках фиксируется в данном дневнике. В дневнике нужно выделить три раздела:

  1. данные о том, когда, кем и где замечен учащийся в нетрезвом виде.

  2. характеристика случаев употребления спиртного ( с кем пил, по какому поводу, количество выпитого, поведение в состоянии опьянения).

  3. меры воспитательного воздействия на подростка и их результативность.

В первой беседе выпивающему подростку сообщается о мерах воздействия, которые будут к нему применяться при последующих случаях употребления спиртного. Учащийся должен понять, что ему предоставляется возможность исправиться. Учащегося полностью информируют и о последствиях постановки на наркологический учёт.

Проводя антиалкогольную профилактическую работу, необходимо учитывать, что переломный момент в изменении отношения подростков к спиртным напиткам наступает между I и II курсами. Число учащихся, проявляющих интерес к спиртным напиткам, на II курсе возрастает.

Чем шире круг пьющих друзей, тем больше алкоголизируются подростки. Для многих особую сложность представляет ситуация давления со стороны приятелей, которые пытаются уговорить друга или подругу выпить вместе с ними. Существует категория учащихся, которые пьют из-за стыда перед товарищами, из-за неумения противостоять их уговорам. Таким учащимся стараемся подсказать пути противодействия, научить осуществлять свою волю «не пить».

В качестве антиалкогольной пропаганды в училище проводятся мероприятия под девизом «Спорт, искусство, техническое творчество и алкоголь – не совместимы». Под руководством преподавателя физвоспитания и медицинского работника проходит «день здоровья», где абсолютно все учащиеся училища принимают активное участие в выпуске санитарных бюллетеней по антиалкогольной пропаганде и спортивных соревнованиях.

Кроме этого, можно организовать семейный клуб, в котором родители под руководством психолога в неформальной обстановке могут обсуждать волнующие их вопросы, помогать друг другу находить выход из конфликтных ситуаций. В данном клубе можно создать совет отцов, который бы вёл работу с детками, злоупотребляющими спиртным, совершающими правонарушения, и родителями, отличающимися недостойным поведением.

И последнее, что я хочу предложить для работы с трудными детьми, это проведение дней ученического самоуправления. Для этого создаются оперативные группы, которые несут вахту в учебном корпусе и общежитии во время общеучилищных мероприятий. Они выявляют и призывают к порядку нарушителей дисциплины. Те, кто отказывается выполнять их требования, приглашаются для беседы на совет по профилактики.

При этом методе учащиеся чувствуют себя хозяевами в училище и оказывают эффективное влияние на ученический коллектив.

Дни самоуправления укрепляют авторитет училища. Дежурство в такие дни трудные учащиеся воспринимают как акт общественного доверия, это их хоть как-то дисциплинирует и формирует в них ответственность.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Заканчивая свою работу, я хочу сказать, что при проведении воспитательной работы, у педагогического коллектива расширяются огромные возможности по воспитанию и перевоспитанию трудных учащихся. Единственное, необходимо добиться вовлечения каждого такого учащегося в один из кружков или спортивных секций, используя для этого хорошую рекламу.

Проведение мероприятий, описанных в работе, даёт возможность учащимся общаться друг с другом (что в данном возрасте является основной психофизиологической потребностью) и одновременно получать знания. Ведь за счёт сокращения употребления алкоголя, нарушений общественного порядка, пропусков занятий без уважительной причины, резко возрастает успеваемость. Поэтому необходимо и нужно продолжать проводить такую работу, в которую вкладывают все свои силы как администрация учебного заведения, так и руководители групп.





























ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Балашли Б. «Диагностика психического развития». Изд. Прага, 1978 г.

  2. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе». Изд. Москва, 1985 г.

  3. Кучкина В.П. «Методические рекомендации по работе с трудными учащимися». Изд. Ленинград, 1987 г.

  4. «Трезвость – закон нашей жизни». Постановление ЦК КПСС. Изд. Москва, 1985 г.




18