Урок 3. Второе ополчение и освобождение России
Цели: рассказать о подъеме национального самосознания русского народа и патриотического движения; рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков; рассказать о значении для России воцарения новой династии; выявить итоги и последствия Смуты для русского народа, развития государства в XVII в.
Внутрипредметные связи: 1610-1613 гг. - правление Людовика XIII во Франции; 1611-1632 гг. - правление в Швеции короля Густава Адольфа, прославленного полководца и талантливого политика; 1611 г. - отречение от имперского престола Рудольфа II Габсбурга. Главой Священной Римской империи стал его брат Матиас Габсбургский.
План:
Проверка домашнего задания.
Второе ополчение.
Осада и освобождение Москвы.
Земский собор 1613 г. Воцарение Михаила Романова.
Основные понятия: ополчение, национальное самосознание.
Важнейшие даты: лето-осень 1612 г. - осада Москвы; 1613 г.- Земский собор; 1613-1645 гг. - царствование Михаила Романова; 1617 г. - Столбовский мир со Швецией; 1618 г. - Деулинское перемирие с Речью Посполитой.
Выдающиеся личности: К.А. Минин; Д.М. Пожарский; Авраамий Палицын, Дионисий - монахи Троице-Сергиева монастыря; Иван Сусанин; патриарх Филарет.
Оборудование: карта 5 учебника. Карта «Россия в XVII в.»; НИ - карта на с. 22.
Общие рекомендации: урок является заключительным для темы Смуты, поэтому в его ходе учитель должен представить обобщающий образ Смутного времени. Ученики должны уяснить себе нею важность этого периода русской истории, повлиявшего на ход русской истории XVII в. Очень важна также тема избрания новой династии и роли Земского собора в этом.
Ход урока
Проверка домашнего задания (5 мин)
К моменту начала создания второго ополчения положение России было плачевным - вся государственная система была практически полностью разрушена. Поляки взяли Смоленск. Польские, казачьи и иные отряды наводняли страну. В такой ситуации практически на пустом месте стало создаваться новое ополчение.
Комментарий: Привлеките материал статей о К. Минине, Д. Пожарском и о втором ополчении из дополнительных материалов. Объяснить особенность ополчения и его создания - инициатива исходила от самого общества.
Задание ученикам: Можно также выполнить задание 3 из рабочей тетради.
Осада и освобождение Москвы (9 мин)
В России, вероятно, впервые имело место широкое освободительное движение, участие в котором принимали разнообразные социальные группы - купечество, казачество, духовенство, мелкопоместное дворянство, крестьянство.
Как вы думаете, в чем причина зарождения такого широкого общественного движения? (В России осознали. Что утверждение Владислава на престоле будет обозначать не просто смену династии, а корено поворот в жизни всего государства и его подданных.)
Комментарий: Используйте соответствующие статьи из дополнительных материалов - в том числе статьи об осаде Кремля и обороне от войск гетмана Ходкевича. Упомяните легенду об обретении иконы Казанской Богоматери.
Земский собор 1613 г. Воцарение Михаила Романова (10 мин)
На каких условиях и зачем собирался Земский собор? (Земский собор был созван для избрания нового царя. Он был составлен из представителей различных сословий.) Представители каких сословий вошли в его состав? (Всех сословий, кроме закрепощенных крестьян и холопов.)
Задание ученикам: Выполнение задания 5 из рабочей тетради.
Был ли этот собор более представительным, чем предыдущие? Почему, как вы думаете? (В целом, да. Различные слои общества были заинтересованы в разрешении кризиса.)
Кто преобладал на соборе? (Представители, боярства, дворянства, духовенства.)
Расскажите, какие кандидатуры на царство рассматривались на соборе? (Голицын, Мстиславский, Трубецкой, Пожарский и, наконец, Михаил Романов.)
Объясните, почему выбор пал именно на молодого Романова? (Он принадлежал к известной фамилии и был очень молод, так что боярство могло не бояться его своеволия.)
Избрание Михаила Романова положило конец династическому и политическому кризису в России. Обратите внимание на то, что, несмотря на развитие народного представительства в этот период, люди той эпохи по-прежнему не мыслили существование государства без сильной монархической власти.
Земский собор вовсе не решил всех насущных задач. Одной из главных оставалось наведение элементарного порядка в стране, избавление ее от казацкой вольницы и бандитов, шайки и целые отряды которых рыскали даже вблизи Москвы, грабили население и т. д. Это оказалось поистине нелегкой задачей.
Вариант урока 3. Второе ополчение и освобождение России (урок-игра)
Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.
I. Игра
Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от имени участников Земского собора 1613 г. «Почему был избран Михаил Романов». При этом ученики должны попытаться понять и реконструировать особенности восприятия XVII в. На задание дается 25 мин.
Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».
II. Итог урока
В конце урока напоминает учащимся, что существовало множество кандидатур на царский престол. Каждая из них предполагала особый вектор развития страны. На Земском соборе победила компромиссная линия, которая была поддержана казачеством.
Домашнее задание: Рыбаков: § 26, задания 2, 4, 7 из рабочей тетради к данному параграфу; НИ - §3; Данилов: § 3;Пчелов: § 6;
Черникова: § 6. Рекомендуемые вопросы:
В чем причина поражения первого ополчения и победы второго?
Почему на Земском соборе 1613 г. было решено избрать царем молодого малоизвестного Михаила Романова?
Какие территории потеряла Россия по Деулинскому перемирию и Столбовскому миру?
Подведите итоги Смуты. В чем выразился подъем национального самосознания русского народа?