Тема урока: «Введение. Программирование. ПР1 Оператор вывода»
Цели урока:
Обучающие:
-
- познакомить учащихся с общими характеристиками языков программирования, с программной средой Pascal ABC, со структурой программы на языке Паскаль;
- сформировать у учащихся первичные знания по применению изученного материала.
Развивающие:
-
- учить анализировать, обобщать и систематизировать;
- обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
-
- развивать информационную культуру учащихся, способность к самостоятельной и коллективной деятельности, рефлексию.
План урока:
1. Организационный момент. Актуализация знаний.
2. Объяснение материала.
2.1. Языки программирования, их назначение, особенности.
2.2. Знакомство с программной средой Pascal ABC.
2.3. Знакомство со структурой программы на языке Паскаль.
2.4. Разбор простейшей программы «вывода».
3. Закрепление полученных умений и навыков. Практическая работа.
4. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Оргмомент. Подготовка к изучению нового материала.
2. Объяснение нового материала
Алгоритм – это четко определенный план действий для исполнителя.
Свойства алгоритма:
-
- дискретность: состоит из отдельных шагов (команд)
- понятность: должен включать только команды, известные исполнителю (входящие в СКИ)
- определенность: при одинаковых исходных данных всегда выдает один и тот же результат
- конечность: заканчивается за конечное число шагов
- массовость: может применяться многократно при различных исходных данных
- корректность: дает верное решение при любых допустимых исходных данных
Программа – это
-
- алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования
- набор команд для компьютера
Команда – это описание действий, которые должен выполнить компьютер.
-
- откуда взять исходные данные?
- что нужно с ними сделать?
Языки программирования
- Машинно-ориентированные (низкого уровня) - каждая команда соответствует одной команде процессора (ассемблер)
- Языки высокого уровня – приближены к естественному (английскому) языку, легче воспринимаются человеком, не зависят от конкретного компьютера
- для обучения: Бейсик, ЛОГО, Паскаль
- профессиональные: Си, Фортран, Паскаль
- для задач искусственного интеллекта: Пролог, ЛИСП
- для Интернета: JavaScript, Java, Perl, PHP, ASP
Язык Паскаль
1970 – Никлаус Вирт (Швейцария)
-
- язык для обучения студентов
- разработка программ «сверху вниз»
-
- разнообразные структуры данных (массивы, структуры, множества)
Структура программы
program <имя программы>;
const …;{константы}
var …; {переменные}
begin
… {основная программа}
end.
{комментарии в фигурных скобках не обрабатываются}
Из чего состоит программа?
Константа – постоянная величина, имеющая имя.
Переменная – изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти).
Процедура – вспомогательный алгоритм, описывающий некоторые действия (рисование окружности).
Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin).
Имена программы, констант, переменных
Имена могут включать
заглавные и строчные буквы не различаются
имя не может начинаться с цифры
Имена НЕ могут включать
-
- русские буквы
- пробелы
- скобки, знаки +, =, !, ? и др.
Какие имена правильные??
AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B
Константы
const
i2 = 45; { целое число }
pi = 3.14; { вещественное число }
целая и дробная часть отделяются точкой
qq = 'Вася'; { строка символов }
можно использовать русские буквы!
L = True; { логическая величина }
может принимать два значения:
-
- True (истина, «да»)
- False (ложь, «нет»)
Переменные