Выступление
на августовском педагогическом совещании отделения учителей начальных классов городского УМО в системе общего образования «Совершенствование методической культуры учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС и ФОП НОО» по теме
«Формы и методы работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)»
Выступление подготовила
Силакова Светлана Валентиновна,
учитель начальных классов
г. .Железногорск,2025 г.
(Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться опытом работы с родителями в начальной школе. На мой взгляд, успешное сотрудничество с семьей – это один из ключевых факторов успешного обучения и воспитания ребенка. Именно в начальной школе закладывается фундамент для дальнейшего развития личности, и участие родителей в этом процессе бесценно.
(Слайд 2) Ещё В.А. Сухомлинский говорил: «Воспитание детей надо начинать с родителей». С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.
(Слайд 3) Работа с родителями – это:
1.Единство требований.
Когда школа и семья придерживаются общих принципов и требований, ребенку легче адаптироваться и усваивать новые знания.
2.Поддержка и мотивация.
Родительская поддержка вселяет уверенность в ребенка, мотивирует его к учебе и помогает справляться с трудностями.
3. Понимание индивидуальных особенностей.
Общаясь с родителями, учитель получает ценную информацию об особенностях ребенка, его интересах, потребностях и проблемах, что позволяет выстраивать индивидуальный подход.
4. Вовлечение в жизнь класса и школы.
Активные родители – это помощники в организации мероприятий, создании комфортной атмосферы и формировании позитивного имиджа школы.
Взаимодействие с родителями – это не просто обязанность учителя, это необходимость, продиктованная интересами ребёнка.
(Слайд 4) Каково же значение взаимодействия учителя с родителями?
поможет привыкнуть первоклассникам к новой среде и требованиям школьной программы.
важна за счет поддержки дома и согласованных усилий участников образовательного процесса.
влияет на образовательный процесс.
единое образовательное пространство.
Поскольку я работаю в школе не первый год, со временем сложилась система работы с родителями. Чтобы организовать совместную деятельность, считаю важным применять активные формы и методы взаимодействия с семьями учеников, поддерживать их инициативу в делах класса и школы.
Для эффективного сотрудничества я применяю следующие методы работы:
(Слайд 5) Методы работы с родителями (из опыта):
Умение внимательно выслушать родителя, понять его точку зрения, проявить эмпатию.
Подчеркиваю положительные стороны ребенка, хвалю его за успехи, вселяю уверенность в силы ученика.
Критикую не личность ребенка, а его действия. Предлагаю конкретные пути решения проблемы.
Рассматриваю родителей как союзников в воспитании и обучении ребенка. Привлекаю их к активному участию в жизни класса и школы.
Учитываю особенности каждой семьи, ее потребности и возможности.
(Слайд 6) Мой педагогический опыт позволяет использовать разнообразные формы работы с родителями. Я условно разделяю их на три категорий:
Формы работы с родителями (из опыта):
1. Индивидуальные формы:
Почему родительские собрания относятся к индивидуальным формам работы с родителями?
В отличие от групповых форм работы, родительское собрание предполагает не коллективное обсуждение, а личное взаимодействие педагога с родителями.
Безусловно, это базовая форма. Важно, чтобы собрания не превращались в монолог учителя. Необходимо создавать атмосферу для обсуждения, обмена опытом, решения конкретных проблем.
Начинаю собрание с позитивной информации, отмечаю успехи детей, создаю доброжелательную атмосферу. Использую интерактивные методы (игры, дискуссии, анкетирование) для вовлечения родителей.
Индивидуальные консультации: позволяют обсудить личные вопросы, связанные с обучением и воспитанием конкретного ребенка.
Предлагаю консультации как по собственной инициативе, так и по запросу родителей.
Посещение семей на дому: (по согласованию с родителями!) Позволяет увидеть ребенка в привычной обстановке, лучше понять его потребности и образ жизни.
Телефонные звонки и переписка по электронной почте/в мессенджерах: оперативный способ связи для решения срочных вопросов или просто для обмена информацией.
Устанавливаю четкие границы времени для общения вне уроков.
2. Групповые формы:
Родительский комитет: это надежный помощник в организации мероприятий, решении хозяйственных вопросов и поддержании связи между школой и родителями.
Поддерживаю инициативы родительского комитета, привлекаю их к планированию и организации мероприятий.
Круглые столы, семинары, практикумы: формы работы, направленные на повышение педагогической культуры родителей.
Приглашаю специалистов (психологов, логопедов, учителей-предметников) для проведения семинаров по актуальным темам.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия: Позволяют родителям увидеть процесс обучения и воспитания своими глазами, оценить работу учителя и успехи ребенка.
Приглашаю родителей не просто присутствовать, а активно участвовать в уроке или мероприятии.
Совместные творческие проекты: (выставки, конкурсы, фестивали). Объединяют детей, родителей и учителей, способствуют укреплению семейных отношений и развитию творческих способностей.
Всегда придумываю интересные и доступные для всех проекты, не требующие больших затрат, времени и средств.
3. Информационные формы:
Стенды, буклеты, памятки: содержат полезную информацию по вопросам обучения и воспитания, расписание занятий, объявления о мероприятиях.
Школьный сайт и страницы в социальных сетях: оперативный способ информирования родителей о событиях в школе, достижениях учеников, важных новостях.
Дневники и тетради: (как средство обратной связи). Регулярное заполнение дневника учителем и родителями позволяет отслеживать успеваемость ребенка, обсуждать возникшие проблемы и находить пути их решения.
Все формы работы с родителями можно разделить на традиционные и инновационные.
Слайд 7: Традиционные и новазионные формы работы с родителями
(Слайд 8) Наши школьные праздники.
Традиционно, совместно с родителями провожу внеклассные мероприятия:
«День Знаний»; «Неделя народного творчества», «Встреча Нового года»,
(Слайд 9) «День защитников Отечества», «Праздник День Победы»
(Слайд 10) «День матери» ; «Окончание учебного года».
На мероприятия я не приглашаю аниматоров, родители играют роли сказочных персонажей: Деда Мороза и Снегурочки, Шапокляк. Они являются спонсорами этих праздников
Слайд 11) Помогают в подготовке костюмов и декораций для проведения тематических недель и праздников Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями.
(Слайд 12) Творческое сотрудничество.
Интересно и родителям, и детям совместное оформление фотозон, уголков в классе, украшение окон к праздникам.
(Слайд 13) Изготовление поделок к городским и школьным конкурсам и выставкам находит отклик как в сердцах детей, так и в сердцах их родителей. Взрослые с удовольствием принимают участие, устраивая даже своеобразные «соревнования» друг между другом по оригинальности, красочности и необычности.
(Слайд 14) Особенно радует итог работы, когда дети получают дипломы победителей и призёров, их приглашают на церемонию поднятия Государственного флага Российской Федерации, становятся участниками церемонии награждения лучших учеников школы «Парад звёзд» — это не просто признание усилий и таланта, это настоящее торжество творчества и вдохновения.
(Слайд 15) Традиционным в моей практике стало привлечение родителей к проведению классных часов, на которых они знакомят детей с профессиями, предприятиями, на которых они трудятся и миром их интересов и увлечений.
Особенно ребятам нравятся мастер –классы от родителей по изготовлению и раскрашиванию новогодних игрушек.
(Слайд 16) Не менее увлекательными стали информационные часы, которые организовали родители. Это встречи с профессиональными корреспондентами и представители других интересных сфер деятельности.
(Слайд 17) В нашем классе стало доброй традицией принимать участие в самых разнообразных проектах. Одним из таких мероприятий стало трогательное и душевное событие, посвященное мамам «Моя мама – первоклассница».
Дети, объединившись с родителями, готовили сообщения, презентации и даже организовали фотовыставку, посвященную самым дорогим женщинам в их жизни – мамам. Дети с гордостью демонстрировали дневники и октябрятские звёздочки, которые бережно хранились в семьях и передавались из поколения в поколение.
(Слайд 18) Родители и дети принимают участие в озеленении территории нашей школы и класса.
Традиционным стало проведение уборки в классе после каждого триместра.
(Слайд 19) Со своими учениками и их родителями мы часто путешествуем – посещаем цирк, фабрику игрушек, швейную фабрику, библиотеку, музеи.
(Слайд 20) Поход на природу, в кино, парк, кафе вместе – это встреча с неведомой для них социальной средой, а для родителей – это необычное мероприятия вне школы и возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны.
(Слайд 21) Родители с детьми принимают участие в соревнованиях, в акциях. Подобные мероприятия сплачивают семьи, укрепляют сотрудничество между семьей и школой.
Так постепенно родители перешли в ряды моих единомышленников и помощников.
Они обращаются ко мне за советом по самым разнообразным вопросам. Выросла их инициатива. Если в начале обучения активно работал только родительский комитет, то в дальнейшем почти все родители принимают активное участие в жизни класса.
(Слайд 22) В современном мире, когда время становится все более ценным ресурсом, очень важно находить эффективные способы коммуникации и вовлечения родителей в образовательный процесс. Именно поэтому я в своей работе начала активно использовать платформу "Школа возможностей".
"Школа возможностей" – это многофункциональная онлайн-платформа, разработанная специально для организации эффективного взаимодействия между школой, учителями и родителями.
(Слайд 23) Программа имеет три направления: одно из которых «Работа с семьёй».
(Слайд 24) Разработана для детей разных возрастных категорий, оснащена различным учебно-методическим комплексом.
(Слайд 25) Один из разделов – «Взаимодействие с семьёй».
(Слайд 26) В этом разделе представлены сборники методических рекомендаций, как выстраивать партнёрские отношения с семьями учащихся, материал для работы с родителями, сборник рекомендаций по проектированию детских развлекательных мероприятий, сценарии занятий с описанием современных практик работы с родителями.
(Слайд 27) Я использую данную онлайн-платформу следующим образом:
1.Знакомлю родителей с проектом по развитию личностного потенциала на родительских собраниях.
2. Предоставляю родителям инструмент для проведения диагностики своего ребёнка по социально-эмоциональному развитию.
3.Транслирую занятия родителям в групповых чатах.
4.Использую онлайн-курсы для родителей.
5. Использую «Путеводитель для современной семьи»
6. Использую методические материалы для работы.
В заключение, хочу подчеркнуть, что успешное взаимодействие с родителями строится на нескольких ключевых принципах:
(Слайд 28): Принципы успешного взаимодействия с родителями
Всегда будьте готовы к диалогу, проявляйте искренний интерес к проблемам родителей и детей.
Прислушивайтесь к их мнению, даже если оно отличается от вашего. Вместе ищите компромиссные решения.
Учитывайте особенности каждой семьи, ее потребности и возможности.
Сообщайте родителям об успехах и проблемах ребенка, предлагайте конкретные рекомендации.
Старайтесь видеть в родителях не проблему, а союзников.
(Слайд 29) Я считаю, что работа с родителями – это сложный, но очень важный и интересный процесс.
Главное – помнить, что мы все делаем одно общее дело – растим счастливых, успешных и образованных детей.
Успешное сотрудничество с родителями – это залог благополучия ребенка, его успехов в учебе и гармоничного развития личности.
Искренне надеюсь, что мой опыт будет полезен в вашей работе!
Дорогие коллеги, поздравляю с началом учебного года! Желаю позитивного настроя и больших достижений!
Спасибо за внимание!